Американская мечта Дэйны Уайта
Дэйна Уайт – одна из самых противоречивых фигур в современном ММА. Талантливый промоутер, маркетолог и пиарщик, он зачастую приковывает к себе не меньше внимания, чем самые звездные бойцы своего промоушена UFC – организации №1 в мире. Уайт – лицо компании, наряду с продающими бренд чемпионами вроде Ронды Роузи и Джона Джонса. С его приходом UFC заиграло новыми красками и стало продвигаться в направлении мэйнстрима и набора многочисленной аудитории преданных поклонников, превратив ММА в новую Мекку фанатов спорта. Его история заслуживает не меньшего внимания, чем история любого бойца, пришедшего к успеху. Ведь она, по сути, представляет собой путь американской мечты, о которой грезят не только американцы.
Дэйна успел пожить в множестве городов. В 18 лет он поселился в Бостоне. Ему приходилось работать вышибалой в барах и клубах, а также подрабатывать в бостонском отеле швейцаром, чтобы прокормить себя. Но Уайт не забывал о своем истинном увлечении – боксе. Он был боксером-любителем и фанатом бокса. В Бостоне ему частенько приходилось оттачивать мастерство в драках на улице и в барах.
«Он всегда был очень крепок», - говорит Джо Кавалларо, бывший боксер, друг и коллега Уайта из отеля. - «Я думаю, Дэйна мог бы драться в профессионалах, он был худым парнем, но с большими руками и крупными плечами. Он пробивал реально крутой джеб, ему было сложно противостоять». Подзаработав, позднее Уайт открыл в городе боксерский зал. Это привлекло внимание ирландской банды, которая хотела иметь свою долю в бизнесе. Однажды в зал заявилась пара ирландцев и удивила Уайта, заявив, что он должен им 2500 долларов. «Позже они мне позвонили и сказали, что я обязан заплатить до воскресенья. Я уехал… Я оставил всё, что у меня было». Уайт уехал от заведомо проигрышного боя.
От бандитского шантажа Уайт решил убраться в Лас-Вегас, где он провел несколько своих школьных лет. В Вегасе он тоже открыл свой зал и начал заниматься менеджментом боксеров. Там же Уайт повстречался с мультимиллионером и бывшим одноклассником Лоренцо Фертитта. У Фертитты было в собственности своё казино и связи в боксерской комиссии штата Невада. К ним присоединился брат Лоренцо - Фрэнк, и троица решила вместе основать свой новый боксерский промоушен.
Но одна встреча в Hard Rock Hotel & Casino изменила жизни троих бизнесменов и, заодно, вектор развития их совместного предприятия. Джон Левис выступал тогда в UFC и согласился показать Уайту и Фертиттам азы бразильского джиу-джитсу, который был основным стилем в промоушене ранних лет. Трио нашло смешанные единоборства интересным занятием и увлекательным спортом, все вместе они устроили мозговой штурм с целью развития своего дела в направлении молодых ММА. Вскоре, видя успехи в менеджменте боксеров, к Дэйне Уайту обратились Чак Лиддел и Тито Ортиз, которые хотели видеть Дэйну своим менеджером.
В начале двухтысячных телевидение и правительство не питало такой страсти к ММА, которыми был буквально загипнотизирован Уайт. В ММА не было смертей (в отличие от бокса), но Атлетические комиссии отказывались курировать ивенты, поэтому турниры приходилось проводить в отдаленных штатах вроде Миссисипи и Южной Дакоты, не имевших своих комиссий. На кабельном телевидении UFC почти не было. Компания находилась в бедственном положении. «Я видел в ней потенциал, но на тот момент UFC была мертва. Аудитория боев составляла где-то 1500 человек», - рассказывает Уайт.
Дэйна убедил братьев Фертитта купить развалившуюся компанию, а себя назначить президентом с долей капитала в 10%. Братья создали материнскую компанию Zuffa и купили UFC. С помощью Лоренцо, который использовал многочисленные связи, UFC начало проводить бои в Неваде, а Лас-Вегас стал штаб-квартирой для спасшегося промоушена. Репутация UFC должна была быть улучшена, и новое руководство занялось переработкой правил: были запрещены удары в затылок и в спину, удары ногами лежачего оппонента. Всё это должно было способствовать сохранению здоровья бойцов и «очищению» спорта в глазах атлетических комиссий, а это повлияло бы на расширение географии бойцовских ивентов.
Дэйна встретился с руководством кабельных каналов и убедил их вернуть UFC на рынок. С собой он привел бригаду бойцов. «Всё недовольство относительно UFC касается не спорта, а бойцов, выступающих в нем. Лучший способ изменить общественное мнение – показать бойцов как интеллигентных и хорошо социализированных людей. 85% бойцов закончили колледж, они самодостаточны и могут продавать бои самостоятельно». По мнению Дэйны, изменению подлежала и маркетинговая составляющая UFC. Если раньше слоганом компании было «Никаких правил!», то теперь слоган звучит: «Как в реале!». Закон превыше всего, но сама драка должна быть похожа на реальный бой. Дэйна пытался сделать ММА более привлекательным для среднестатистического американского Джо, и привлечь много таких Джо для развития бренда. ММА должно было стать равновесной альтернативой «отцовскому» боксу.
Целевая аудитория спорта – молодые мужчины, потому Дэйна навел контакты с известными журналами, такими как Sports Illustrated и Maxim. Бойцы мелькали в журналах и на ТВ-передачах. Но настоящим прорывом оказалась сделка со Spike TV, которая позволила промоушена охватить громадную аудиторию. Итогом многочасовых дебат о пути развития компании стала трата десяти миллионнов долларов на раскрутку первого сезона шоу The Ultimate Fighter. Как оказалось, это было гениальное бизнес-решение: персоналии бойцов были показаны миллионам телезрителей, спортсмены стали людям как родные, у них появилась возможность воочию наблюдать за становлением бойца, его бытом и жизнью, таким образом привязываясь к нему еще сильнее. Шоу пользуется успехом: снято более двух десятков сезонов в США и Бразилии, в том числе и с участием женщин.
Еще дальше пошли Дэйна и КО, когда поглотили «Pride» и WEC, вместе со всеми их звездами, многие из которых составляют костяк ключевых спортсменов в сегодняшнем UFC. Это и Юрайя Фэйбер, и Жозе Альдо, и Энтони Петтис, и многие другие плюс множество бойцов из «старой гвардии» «Прайда»: Андерсон Сильва, Вандерлей Сильва, Родриго Ногейра, Мирко Филипович. Следующим шагом в мировой монополии ММА стало приобретение в 2011 году главного конкурента – промоушена «Strikeforce». Из него в UFC перебрались Ник Диаз, Даниэль Кормье, Люк Рокхолд, находящиеся на переднем фронте UFC сегодня, и другие. Таким образом, на сегодняшний день под крылом UFC находятся лучшие из лучших бойцов со всего земного шара. Новым витком развития стала сделка с гигантом телевизионного вещания FOX в 2011 году, это позволило ворваться UFC в миллионы доселе незнакомых с ММА домов и семей.
Уайт также разработал систему медиа-взаимодействия бойцов с фанами, включая автограф-сессии, пресс-конференции и даже музыку, под которую выходят бойцы. Дэйна прорабатывает каждый аспект шоу. Он и сам не забывает о своей харизме, полностью отдавая себе отчет в том, что и он должен держать марку на публике. Дэйна не лезет за словом в карман, матерится, ругается, много говорит и дает интервью, в общем выполняет грамотные установки талантливого и оригинального промоутера. Многим образ Дэйны не по душе, они же чересчур близко к сердцу принимают его высказывания, но одного не отнять у него точно: Уайт ведет свою кампанию четко и отлаженно.
Всё дошло до того, что Дэйна почти вышел на ринг самолично: в 2007 году Уайт оказался ввязан в конфликт с Тито Ортизом, бывшим чемпионом организации в полутяжелом весе, из-за денег. Они решили выяснить отношения в боксерском ринге. Уайт проводил гораздо больше времени в офисе, чем в зале, но согласился на бой, решив его продать по системе «плати-для-просмотра». Дэйна рассказывает: «Он видел, что я был жирным, он сомневался, что я смогу дать ему отпор. Но у него не было ни одного **аного шанса ***издить меня». Дэйна начал усиленно тренироваться к приближающемуся бою, однако внезапно в переговоры ввязалась важная персона – силиконовая звезда фильмов для взрослых Дженна Джеймсон. Оральные навыки жены Ортиза привели к тому, что условия боя были изменены: без шлемов и с более легкими перчатками. Как бы то ни было, бой не состоялся, поскольку Ортиз снялся с него по невыясненным причинам. Возможно, стороны пришли к финансовому компромиссу.
Дэйна Уайт продолжает сражаться за пределами октагона, делая бренд UFC всё крупнее. Сейчас Дэйна чувствует себя неплохо, осознавая, что UFC – главные в бизнесе. В UFC выступают бойцы из 175 стран, компания проводит ивенты по всей планете. Его мечта стала явью, и он является президентом крупнейшего ММА-промоушена. «Все знают: в UFC лучшие бойцы. Чемпионы других организаций – бойцы, которых мы уволили, или которые недостаточно хороши, чтобы выступать у нас. Мы СуперБоул от ММА», - хвастается Дэйна, и он имеет на это полное право. - «Мы всегда думаем: вот мы достигнем такого уровня, после чего можно будет взять паузу и отдохнуть, но такого никогда не происходит. Всё крутится и вертится, ничего не останавливается, на расслабление нет времени».