8 мин.

Историческая необходимость

Александр Поветкин останавливает Хасима Рахмана меньше, чем за пять минут. Блоггер Sports.ru Алексей Сукачев называет победу россиянина позором и… доказывает ее несомненную пользу для чемпиона.

    

В карьере каждого боксера должны быть такие победы. Как должны быть разгромы безнадежной мешковины, спорные судейские решения и бои с ребятами из непозволительно легких весовых категорий. Такие победы, какую одержал вчера Александр Поветкин – над старым, пробитым «в хлам», трясущимся под ударами россиянина, как фруктовое желе от шлепков чайной ложкой, Хасимом Рахманом. Вы назовете ее позором и, конечно же, будете правы. Однако не все позоры одинаково… ну, позорны, а что же еще?!

… Маленький монитор, встроенный в DVD-проигрыватель, приглушенный звук и храп соседа, забывшегося сном от ежедневной боли – поединок Хасима Рахмана с Поветкиным я смотрю на больничной койке, отчаянным образом нарушая давеча мной подписанный больничный режим. Ничего серьезного: этот вовсе не Икселл Холмс пустил мне пулю в спину в темных подворотнях Чертаново – это просто воспаление копчика.

Между тем, вечер тянется очень уныло – куда нуднее, чем предыдущие несколько вечеров Sauerland Event. Устинов, которому глубокоуважаемый Андрей Шкаликов напророчил победу над Кубратом Пулевым, продолжает играть в «Ну, погоди!» Ну, знаете, на старых-престарых ЖКМ-игрушках советского производства, где волку нужно ловить лукошком яйца, которые кидает хитро…умный заяц. Русский белорус занимается тем же самым, только с тем отличием, что болгарин выкидывает не яйца, а острые джебы. Но Александр почти не «ошибается» – вылавливает все, не халтурит… Затем долго всматриваюсь в спину Марка Томпсона, пытаясь определить на далеком экране, что же все-таки вытатуировано у того на спине. Только начал всматриваться, как сердобольный Лешек Янковяк, так похожий на старинную гравюру своего соотечественника-родоначальника современной астрономии, остановил бой, после очередного гусарского наскока Джека Кулькая. Не фонтан. Впрочем, Томпсон особо и не возмущается – платят в Германии хорошо.

С КУЛАКА НА КУЛАК

А вот и время главного поединка подошло. «Рахман явно в боевой форме», – раздается из «ящика». «Его вес всего 116 килограмм, а в обычной жизни – килограмм 130-140, не меньше!», – взахлеб описывают проблемы американца наши комментаторы. Хасим выглядит при этом ужасно. Да, когда-то это был его боевой вес, хотя в лучшие годы Рахман и вовсе весил меньше 110-ти кило. Однако важен не вес, а его распределение в теле. Поначалу американец выглядит солидно – вроде даже и живота нет. Зато есть отвратительные складки на спине. Рахман покачивается – так покачивался Али в поединках с Холмсом и с Бербиком – жир трясется. Он вроде бы победил холодильник, но проиграл часам. Время Рахмана давно прошло: теперь это всего лишь старый больной негр, через пару лет он превратится в Дэнни Уильямса, еще одну печальную развалину, а еще через пару лет может закончить как Грег Пейдж (или через десять – как другая глыба «героической эпохи» Майкл Доукс).

Бой, естественно, не затягивается. Первый раунд проходит излишне спокойно, но это нормально: седины и регалии Рахмана достойны хотя бы толики уважения. При этом Саша не делает ничего особенного, а Рахман не делает вообще ничего. Он лишь раскачивается со стороны в сторону на широко расставленных ногах, не нанося удары, не делая выпады. Поветкин в первом раунде только отступал (необязательно, буквально, но психологически) – с джебом, понятное дело: измерял, выверял и определял степень готовности противника.

А в следующем раунде Александр начал бить. Просто бить джебом. И Рахман как-то сразу посыпался. Он и до этого-то шатался по непонятным причинам, а теперь и вовсе стал огребать по полной. Надо сказать, что Александр его не очень-то и бил, хотя несколько раз переложил голову ветерана с кулака на кулак. Потом в какой-то момент нелегкая вынесла Рахмана на канаты, и сразу стало ясно, что это конец. Все же в Панаме жестокие рефери. Хасим сам уже не мог стоять на ногах, держась одной рукой за канаты, а другую беспомощно выставив вперед. Поветкин то смотрел на рефери, то бил, и, в конце концов, инквизитор Густаво Падиллья остановил-таки избиение.

ПОЗОР…

К Александру придраться в такой ситуации сложно. Не нокаутировал в первом раунде? Ну, так Поветкин, на моей памяти, в первом раунде вообще или не выигрывал, или выигрывал только на самом старте своей профессиональной карьеры. Второй раунд – это нормально. Все, что мы видели от Поветкина в этом краткосрочном рауте – тоже.

Позорным, на первый взгляд, является подбор оппонента. В самом деле, Рахман одержал свою последнюю значимую победу более семи лет назад (над Монте Барреттом). Он дрался на равных с соперником высокого уровня (Олегом Маскаевым) более шести лет назад, а победил относительно вменяемого противника (вы будете смеяться, но это Зури Лоуренс, который в своей карьере ни разу не победил досрочно) – почти пять лет от сегодняшнего дня. С тех пор были совсем уж маловразумительные успехи, хотя и нокаутом – ну, так и Джек Демпси вырубал уличных грабителей в возрасте далеко за 80-ть. Не показатель!

   

Кто же виноват в том, что Рахман, битый в хлам еще престарелым Джеймсом Тони (а потом уже порубленный в капусту Владимиром), оказался в одном ринге с регулярным чемпионом WBA? Промоутер и менеджер – безусловно. Но это было в их интересах: Поветкину, в последнее время выдерживающему достаточно жесткий для себя график выступлений (4 боя – все чемпионские – за 13 месяцев), требовалась пауза после непростого боя с Хуком. Тут стоит заметить, что Поветкин через пару месяцев мог бы драться с кем-то еще – если бы бой с Рахманом, как и планировалось, состоялся бы в июне.

Но главная вина и единственно очевидная лежит на руководстве WBA. После выхода из состава Всемирной Боксерской Ассоциации EBA, из руководства WBA исчезли последние полностью вменяемые люди. Иначе как объяснить тот факт, что Рахман был, на минуточку, обязательным претендентом на титул. Это не имея в активе региональных титулов WBA и победив «самого» Гэйба Брауна, гору мяса и жира, весом сильно за 150 кило (правда, Браун хотя бы драться умеет – в отличие от молочных бычков Дэмона Рида и Шэннона Миллера). Так что WBA сама дала полный карт-бланш и Владимиру Хрюнову, и Вильфреду Зауэрланду. И нечего на них пенять.

… И ЕГО АПОЛОГИЯ

Но все ли так плохо, как кажется на первый взгляд? И действительно ли субботняя победа является тем самым позором, о котором мы говорили?

Вспомните март. Пока все закидывали говнецом Владимира Кличко за бой с Жаном-Марком Мормеком, мы стояли и утирались (не вместе с Владимиром, но все равно же утирались). Да, Мормек был никакущий. Да, он давным-давно пережил свои лучшие годы в весах, намного меньших. Да, у него не было ни единого шанса.

Но это все равно была ценная победа для украинского чемпиона. Это была победа для истории. Ведь Мормек – это сама история первого тяжелого веса последнего десятилетия. Это чемпионские титулы, победы и достижения. Это имя и спонсоры, внимание экспертов и воспоминания историков бокса. И это ценно.

А Поветкин в этом смысле одержал ровно такую победу. Рахман лично для меня – олицетворение истории тяжелого веса последних 15-20 лет. Он стартовал в далеком 1994-м, побеждал героев прошлого (Тревора Бербика и Джесси Фергюсона) и почти настоящего (Росс Пьюритти и Обед Салливан) и даже будущего (как ни странно, Корри Сандерс – упокой Бог его душу). Эти победы связывали поколения, устанавливали мосты и мостики между временами молодого Тайсона (и даже позднего Али) и нынешней эрой Кличко. Два поединка с Туа и Маскаевым, Джон Руис и Эвандер Холифилд – Хасим дрался с ними со всеми, все видел. И это не считая 2001-й год, высочайшего пика и глубочайшей впадины его роскошной карьеры.

У Рахмана было столько взлетов и падений, сколько не было у Братьев и не будет у Поветкина. А теперь его нужно было отправить на покой, увековечить его имя в истории и, одновременно, нарастить свой чемпионский гроссбух. Владимир не смог это сделать. Возможно, получилось у Поветкина – хотя, кто его знает, что выкинет еще Рахман.

Так что нет позора в этой победе, одна лишь историческая необходимость. В историю, как известно, можно влипнуть, можно войти, а Саша просто «вдарил» в нее. И отправил в нокаут. Через много лет эту победу еще будут вспоминать – хотя бы из-за Рахмана.

ПУЛЕВ И КАРЛИКИ

Состоится ли когда-нибудь поединок Кличко – Поветкин, неизвестно. Думаю, что, нет, не состоится. Как не состоится и схватка за первое место в рейтинге P4P (оба мнения – не инсайд, а лишь личные спекуляции). Однако не стоит печалиться: на бой с Кличко претенденты еще будут. Пока одни (Хелениус, Фьюри) отмалчиваются, а другие делают исключительно популистские заявления (Уайлдер), третьи неспешно готовятся.

Речь о Кубрате Пулеве, фактически главном герое европейской субботы. Пулев в свое время перешел в профи буквально «с поезда». Еще неделю назад дрался и проигрывал в Милане, и вот уже громит своих первых противников под знаменами Зауэрланда. Болгарина сначала вели очень быстро: шутка ли – в третьем же поединке он дрался и победил Гбенгу Олокуна. В какой-то момент даже показалось, что чемпионский бой светит Кубрату уже в 2011-м году, но опытные немцы решили его попридержать, тем более что к этому моменту не осталось никого, кроме Кличко.

    

Пулева явно выводят на Владимира. В этом году он поочередно дрался с двумя гигантами украинско-российского производства, антропометрически похожих на братьев. Конечно, Александр Дмитренко – это Владимир для «очень бедных», а Устинов – и вовсе «Валуев для нищих», но если не они, то на ком же тренироваться? На Тае Филдсе и Джулиусе Лонге? Так тогда можно и Шакила О’Нила пригласить – он окажет более ожесточенное сопротивление. А с обоими гигантами Пулев расправился очень красиво и свежо, показав, что эти глыбы в плане характера много меньше самого болгарина, просто «карлики» по сравнению с ним.

Для Владимира все более вероятный бой с Пулевым (схватка с Устиновым была элиминатором по версии IBF) будет непростым, а, скорее всего, самым сложным со времен Дэвида Хэя. Ну, а Пулев к схватке с Кличко готов. Дальше тянуть просто глупо.