Он кошмарил звезд UFC – и поговорил с нами про Ленина, Чимаева и жареные бананы
Блиц-интервью с Йоэлем Ромеро.
Про Йоэля Ромеро можно дважды сказать «один из лучших в истории UFC». Один из лучших, кто никогда не владел полноценным чемпионским поясом, хотя имел скальпы Рокхолда, Вайдмана, Мачиды и Жакаре. И один из лучших борцов за всю историю лиги: серебряный призер Олимпиады в Сиднее, чемпион мира 1999 года.

Дальше про Ромеро можно рассказывать в стиле «10 интересных фактов» – и то с сожалением: вы либо их знаете, либо они все равно не передадут харизмы кубинца, способного кошмарить средний вес в 40 лет.
Нокаутированному Люку Рокхолду Ромеро выражал уважение, выкрикивая что-то эмоциональное в избитое лицо и называя строго по фамилии. После другой победы он солдатским шагом, отдавая честь, прошел вокруг октагона и прочитал мощную религиозную речь, чем немного вывел из себя Дану Уайта.
Сейчас в карьере 48-летнего Ромеро новый виток: 28 марта он подерется в Санкт-Петербурге на голых кулаках на турнире IBA Bare Knuckle против Вагаба Вагабова. Ромеро приехал в Россию, чтобы об этом поговорить.
Когда пил кубинский ром? В чем секрет формы? Сколько подтягивается?
Быстрые интервью со спортсменами, которые не говорят на русском, всегда непредсказуемы. У вас почти нет личного контакта, у собеседника гораздо меньше заинтересованности, когда он понимает, что, скорее всего, даже не прочтет текст. Вы оба сомневаетесь, правильно ли вас понял переводчик.
Из самых ярких воспоминаний: Шон О’Мэлли однажды примерял костюмы, положив телефон куда-то далеко. Чарльз Оливейра тейпировался – выглядело брутально, но ответы односложные. А Фабрисио Вердуму приходилось задавать вопросы через англо- и португалоговорящего переводчика, что убило беседу.
Это интервью тоже началось необычно: «Мы только его разбудим чуть-чуть», – со смехом сказала переводчица, разговаривая из машины по телефону. И ведь разбудили.
– Вы выбрали прозвище «Солдат Бога». Пока находитесь в Москве, заходили в какой-то из православных храмов?
– Я божий человек, но в Москву приехал по работе. Мое общение с Богом – интимная история. Да, я хотел бы посмотреть ваши церкви, но у меня рабочий визит.

– Для российских туристов самый известный курорт на Кубе – Варадеро. А вы бы что порекомендовали?
– Сент-Луис. Место, где делают кубинские сигары.
– В последний раз я пил ром «Гавана Клаб» в 2011-м, ездил на Кубу и привез его на свой выпускной из универа. А вы когда?
– 8 или даже 10 лет назад. Я уже давно не пью алкоголь.
– В России чаще всего обсуждают, как вам удается оставаться в такой форме. Расскажите.
– Никакого секрета нет. Все дело в том, чтобы жить жизнью, посвященной дисциплине. Тело – это очень важно, жизнь на Земле коротка, поэтому вы должны заботиться о теле, делать все возможное, чтобы дать ему лучшее.
– Для понимания: вы едите картошку фри, десерты?
– Очень-очень редко ем картофель фри. Мне нужно быть очень голодным, чтобы это съесть. Из сладкого я могу съесть жареный банан, но вообще не пью содовую. Наверное, из вредной еды, которая мне больше всего нравится и которую я ем чаще всего, это тортильи.
– Какой у вас рекорд в подтягиваниях?
– 63 раза.

– Вы родились на Кубе в 1977 году. Какое первое российское имя помните?
– Думаю, есть одно имя, которое кубинцы моего поколения хорошо помнят. Это Владимир Ленин.
– Один из самых известных кубинских боксеров, Теофило Стивенсон, участвовал в легендарном противостоянии против советского боксера. Помните, как его звали?
– Высоцкий [Игорь]. Конечно, я смотрел эти бои. И видел, как Высоцкий боксировал с еще одним кубинцем, Анхелем Милиано.
– Кубинец Михаин Лопес выиграл пять Олимпиад, Александр Карелин – три. Вы бы заплатили $1000, чтобы увидеть их схватку на пике форме?
– Конечно. Не обсуждается.
Кто сильнее – Махачев или Хабиб? Можно ли победить Чимаева? Сложно ли драться с Немковым?
Через месяц после боя с Вагабовым Ромеро исполнится 49 лет. За полвека бывший борец сборной Кубы получил интересный опыт противостояния с россиянами. Схватка с Адамом Сайтиевым в финале Олимпиады-2000, титульный бой с Вадимом Немковым в Bellator в 2023-м.
И вот теперь на него, ухмыляясь, будет смотреть очень крупный боец из Дагестана, экс-чемпион Fight Nights в полутяжелом весе. Вагабов не дрался в ММА с 2022-го, провел несколько боев по правилам бокса и не скрывал, что воспринимает бои как дополнительный источник заработка.
– Вы дрались с Вадимом Немковым. Назвали бы его одним из трех самых сложных соперников? И кто были бы два других?
– Надо хорошо подумать. Это очень сложный вопрос. Очень. [Долгая пауза]. Да. И еще Роберт Уиттакер и Исраэль Адесанья.

– Представим, что вам надо совершить 10-часовой перелет и для развлечения вы можете взять записи боев Хабиба Нурмагомедова или Федора Емельяненко. Чьи бои выберете?
– Обоих. Но если надо будет кого-то одного, попробую предположить, зачем мне это нужно. Если приготовиться к бою с человеком, который похож на Хабиба или Федора или на кого-то из их соперников, сделаю выбор исходя из целей.
– Хочется понять, знаете ли вы россиян, которые не дрались в UFC. Кроме поединка с Вагабом Вагабовым, обсуждался ваш возможный бой с Александром Шлеменко. Знаете, кто это?
– Нет.
– А знаете, кто такой Магомед Исмаилов?
– [Начинает отвечать очень эмоционально] Мага? Мага!? Мага! Да-да, мы познакомились в Таиланде, я его знаю.
– В России фанаты ММА задаются вопросом, кто выиграл бы в гипотетическом поединке – Ислам Махачев или Хабиб Нурмагомедов. А вы как думаете?
– Хабиб.
– Как отнесетесь, если в коммерческом борцовском промоушене вам предложат провести реванш с Адамом Сайтиевым?
– Мы хорошо общаемся, тренировались вместе. Оба решили, что ничего нового миру борьбы уже не покажем. И даже если бы такое случилось, то я бы отнесся к этому как к развлечению, а не соревнованию.
– Как узнали, что ушел из жизни Бувайсар Сайтиев? Можете вспомнить первую эмоцию?
– Я разделяю глубокую скорбь всего борцовского сообщества. Каждый борец знает, что мы потеряли великого мастера вольной борьбы. У меня была возможность поговорить с Адамом: я позвонил своему другу Хаджимурату [Магомедову], с кем мы боролись, чемпион игр в Атланте. Мы говорили по видеосвязи, и он дал мне возможность выразить соболезнования Адаму и с ним поговорить. Это огромная утрата.

– Представляли себе ваш поединок с Хамзатом Чимаевым?
– Да. Почему нет? Вообще, считаю, что могу победить любого. Я довольно силен.
– Не считаете Хамзата Чимаева сильнейшим средневесом в истории UFC?
– Нет, лучшим в истории мы точно должны считать Андерсона Сильву. Он точно №1: и по количеству защит, и по тем оппонентам, кого побеждал. Чимаев – боец с огромным талантом, но он пока еще пишет свою историю. И должен закончить это прежде, чем мы будем присваивать ему какое-то место.
Фото: Gettyimages.ru/Josh Hedges/Zuffa LLC/Zuffa LLC via Getty Images , Harry How, Geoff Stellfox; instagram.com/dirtyboxing; instagram.com/bareknucklefc









И в ЮФС тоже отличный был!