Я не видела ни одного боя в жизни – и сходила на самую жесткую российскую лигу. 11 наблюдений
Эксперимент Алёны Майоровой.

Когда в редакции мне, автору теннисного раздела, предложили сходить на бои, я подумала, что это шутка. Но в пятницу я и правда сидела на «ЦСКА Арене» на ACA (как мне сказали, самой жесткой российской лиге) и смотрела, как потные парни в одних шортах зажимают друг друга по углам. Внутри вибрировало от криков трибун.
В моей жизни было много спорта: теннис, фигурное катание, легкая атлетика, автоспорт, немного спортивно-бальных танцев. И никаких боев. Ни одного намека. Я с трудом назову несколько фамилий бойцов и не отличу один вид от другого (там вообще виды? не уверена). Я не знаю никаких правил. Абсолютно ни-че-го. Я хотела хотя бы базово в чем-то разобраться – но мне запретили гуглить.
Вот несколько наблюдений извне от того, кто предпочитает пить чай из чашек с блюдцами и любит рэп-концерты:
1. Первый человек, увиденный на входе – кто-то в полном обвесе с оружием. Первый человек, вошедший в дверь «для участников» – человек с бородой. Первый трек, услышанный на арене – «Матушка-земля». Первый взгляд, который я на себе поймала – очень суровый. В общем, те небольшие стереотипные ожидания, которые я успела сформировать по дороге, полностью совпали.
2. Никогда не задумывалась, как судят бои. Казалось, это должно быть что-то объективное и техническое – не знаю, правда, что именно, но какое-то число ударов, их вид, что-то такое. А потом услышала: «По итогам раунда судьи выставили баллы…» В смысле? Баллы? Единогласно решили? То есть может быть и не единогласно? Казалось, этот процесс механизирован.

Правда, следующий поединок продлился чуть больше минуты и завершился нокаутом – наконец увидела, что это значит. Но удивилась уже длительности – кажется, 1:18? Это короче, чем юношеская программа в фигурном катании. А титульный бой длиной в 33 секунды вообще меня выбил.
3. Коучинг, за который так долго штрафовали в теннисе и до сих пор разрешили только частично, здесь, кажется, совершенно легален. По крайней мере, от напористости человека в ложе слева от меня уже самой хотелось действовать по схеме «рука-нога». Что бы это ни значило. Кричали часто, с самых разных сторон и на разных языках.
4. Так много разных флагов я не видела ни на одном спортивном мероприятии. Как на фигурном катании, так и на теннисе редко встретишь что-то, кроме символики стран и поддерживающих плакатов. Тут же русские секторы были заполнены и изображениями Александра Невского, и «Спасом в каждый дом», и еще чем-то, чего я не знала или не смогла разобрать в темноте. Думаю, чтобы болеть за русских, подходило все, что отсылало к русскости.


5. Сами бои занимают очень мало времени – по ощущениям, 80% ты смотришь на что-то другое. Это тоже нетипично – хотя из-за отсутствия фактических перерывов между боями динамика сохранялась. Даже в случае очень коротких поединков на музыку между оставалось мало времени. Я едва успевала записывать впечатления.

6. На объявлении бойцов появилось чувство, что мне откуда-то знакома эта манера выкрикивания имен ринг-анонсером. Потом поняла – это же тот самый мем с Гран-При Лас-Вегаса, когда Брюс Баффер с той же интонацией кричал Серхио Пересу в лицо! Позже мне рассказали, что Александр Загорский как раз вдохновлялся братом Баффера Майклом. Неожиданное пересечение.
7. В редакции меня пугали жестокостью, которую я могу увидеть. Во-первых, меня так ничего и не шокировало. А еще, пока смотрела, как дерутся бойцы, вспомнила графические наброски из книг в художественной школе и вырезанные из мрамора статуи. Думаю, еще ни в одном виде спорта я не видела такой красивой работы мышц настолько близко. Так что вместо жестокости вышла художественность.
8. Почему шорты у борцов с такими высокими разрезами? Позже сама ответила на свой вопрос – для мобильности. Но все равно удивило.
9. Показалась интересной традиция смазывать лицо перед заходом в клетку. Не вспомню, где бы такое еще было – обычно все приготовления спортсмены делают где-нибудь в раздевалке или подтрибунке. Долго думала, зачем это делается именно в этот момент, но, кроме ритуальности, в голову ничего не пришло.

10. Обнаружила, что женщины на бои ходят, но с некоторой оговоркой. Я сидела в медиаложе, где были девушки. В основном они работали, как и я, хотя некоторые просто смотрели. А вот на трибунах вокруг женщин найти было сложнее – с трудом отыскала одну. Пригляделась – а она с дочерью на коленях. Необычно.
Но в целом вокруг одни мужчины. Иногда я замечала на себе суровые взгляды, как на входе, но плохо или неуважительно ко мне никто не относился. Хотя, конечно, от такого количества людей противоположного пола автоматически чувствуешь небольшое напряжение.
11. Где-то я слышала шутку, что мужчинам не хватает тактильности, поэтому они занимаются борьбой. Когда весь раунд два человека пролежали друг на друге, я подумала, что это, наверное, и не шутка. Через минут 15 я убрала из рассуждения слово «наверное». Это реально не шутка.
Что я поняла? Жестокость по правилам – это не страшно. Местами даже красиво. Но я больше не пойду.
«99,9% нашего бюджета – фонд Ахмата-Хаджи Кадырова». Как живет главная ММА-лига России
Фото: Алёна Майорова








