7 мин.

«Ты живешь в Дагестане – зачем тебе сицилийские книги?» Хабиб и Махачев поспорили из-за литературы

Самые жаркие дебаты в MMA.

О чем могут спорить бойцы ММА на тренировке? Команда Хабиба чуть не поссорилась из-за литературы. В центре дебатов – Хабиб и Ислам Махачев, к которым подключился Умар Нурмагомедов.

Из-за чего поспорили Хабиб и Махачев? Проблема в итальянском романе про сепаратистов Сицилии, который нравится Умару

В видео на ютуб-канале блогер и журналист Адам Зубайраев показал, что происходило в команде Махачева перед чемпионским поединком на UFC 322. Зубайраев прокатился по Нью-Йорку с Хасбиком и снял, как Махачев с командой разминались до боя с Джеком Делла Маддаленой в отеле. Отдыхая после тренировки, Махачев и Умар Нурмагомедов (троюродный брат Хабиба) заговорили о романе «Сицилиец» 1984-го – автора «Крестного отца» Марио Пьюзо.

Умар еще в 2024-м рассказывал, что ему понравилась эта книга о жизни сепаратиста Сальваторе Джулиано, сражавшегося за независимость Сицилии (исторический персонаж, действовавший в Италии Муссолини 1940-х). «Сицилиец» считается продолжением «Крестного отца» – в нем есть герои из оригинального романа (например, Майкл Корлеоне – сын Дона Корлеоне).

Когда Хабиб услышал, что Махачев читает «Сицилийца», вмешался в разговор. Он книгу не читал, но слышал о ней от окружения. Но призвал Махачева ее бросить: «Брат, нельзя эти вещи читать! Вы что себе мозги промываете? Пророк делал дуа от лишней информации, чтобы Аллах уберег нас от лишней информации. Зачем вам сицилийская мафия? Живи свою жизнь».

После этого начался спор, достойный древнегреческих философов. Позиция Умара и Махачева: чтение любой хорошей литературы расширяет кругозор и словарный запас. Позиция Хабиба: читать нужно, но только то, что приближает тебя к цели. Все остальное – наполняет голову ненужной информацией:

«Любая информация, которую ты получаешь, должна подталкивать на какое-то действие. Этот мир стал слишком маленьким и быстрым. Тебе нужно принимать ту информацию, которую нужно, которая будет двигать тебя к определенной цели. Оставьте эти книги, оставьте то, что вам нужно».

Умар заступался за «Сицилийца», а Махачев забавно помогал аргументами. В одном из них напомнил Хабибу: по-настоящему бесполезная информация – десятки фамилий футболистов XX века, которые зачем-то хранятся у того в голове.

Хабиб славится энциклопедическими знаниями ретро футбола. Но парировал, что все эти фамилии сделали его успешным:

«98-й год, тебе 10 лет. Ты смотришь: Давор Шукер, Роналдо, Джоркаефф, Лилиан Тюрам, Бирхофф, Зидан. Вот эта вся басота, которую вы не знаете! Тебе 10 лет – ты живешь в селе, где штанги из кирпичей и на всех два мяча. Ты мечтаешь стать футболистом, но нет условий. И есть тренер ММА, ты становишься бойцом – случайно! Ты мечтал стать футболистом, но всю эту энергию направил сюда.

Возвращаемся к вашим беспонтовым книгам. Ты живешь в Дагестане – зачем тебе сицилийские книги? Если хочешь стать мафиози, то да!» 

Умар ответил, что Джулиано был не мафиози, а партизаном, защищавшим свой народ. «Грабил богатых и отдавал бедным», – добавил Махачев. После этого Хабиб комично исказился в лице:

Махачев предположил: «Читая книги, ты развиваешь свой русский язык, словарный запас». «Свое мировоззрение!» – добавил Умар. Но Хабиб ответил, что для всего этого нужно вернуться в школу и хорошо учиться.

«Из окружения ты получаешь информацию каждый день. Важно, какую информацию ты получаешь. Бери то, что тебе нужно. Что не нужно – оставь. Понимаю, когда у тебя куча свободного времени. Но когда ты утром и вечером тренируешься, днем и ночью отдыхаешь, а еще семья, дети, бизнес – столько всего...

И в этот момент ты хочешь закинуть какую-то сицилийскую книгу, на чтение которой уходят часы? Я ни на какие каналы не подписан, практически не получаю негативную информацию. Я научился, что информация, которую мы получаем днем, играет с нами. А то, что они читают книги, – это хорошо. Надо развиваться, я не против. Но надо ставить приоритеты», – скорректировал посыл Хабиб.

Подытожил спор брат Хабиба Абубакар: «Эти люди всю жизнь жили в горах, пасли овец, коров, а теперь в Нью-Йорк приехали – Сицилию обсуждают». 

Умар интересуется западной культурой: ему нравятся картины авангардистов и книга «Атлант расправил плечи»

Забавно, что Хабиб, хоть и критикует «Сицилийца», но в интервью летом-2025 говорил, что последнее время подсел на криминальные сериалы. Трудно сказать, менее ли они «бессмысленные», чем «Сицилиец»:

«Три года, как я начал смотреть фильмы, до этого времени не было. Я набрал топ-лист недавно: «Игра престолов», «Во все тяжкие», сейчас я закончил «Йеллоустоун» и перешел на «Гангстерленд».

Хотя Хабиб спорил с Махачевым, больше всех ему отвечал Умар, который первым полюбил «Сицилийца». Он вообще активно интересуется западной культурой, в отличие от большинства в команде.

Умар ведет скромный телеграм-канал (там чуть больше 5 тысяч), где выкладывает красивые фото из путешествий. В канале есть все: пальмы в Майами, королевская архитектура Мадрида, каналы Венеции. Умар часто делится религиозными цитатами, но также шедеврами западного искусства.

Посетив галерею Брера в Милане, поделился картинами европейских авангардистов. Особенно Умару понравился «Бунт в галерее» итальянского футуриста Умберто Боччони. А в одном из путешествий Умар оценил картины, стилизованные под сюрреалиста Рене Магритта, которые продавал уличный торговец.

Читает Умар тоже много: не раз отмечал, что любит литературу со школы, когда осваивал программу: «Читал про Гулливера, «Три мушкетера», «На дне», «Мертвые души» – все то же, что школьники сейчас проходят».

Задолго до спора с Хабибом Умар объяснил отношение к литературе. В телеграм-канале опубликовал цитату неизвестного автора, что книги расширяют кругозор и помогают не впитывать негативное влияние окружения:

«Система ценностей формируется окружением в связи с отсутствием других источников. Ты можешь только копировать, что видишь и слышишь, или впитывать в себя окружающую среду. Воспринимая мир таким, каким его воспринимает твое окружение. 

Чтение книг развивает кругозор. Развивает мышление, открывает новые гарнизоны ценностей и моралей. Ты восхищаешься хорошими героями и их поступками, тебя отвращают подлость и низменные качества других, ты не хочешь быть одним из них». 

Казалось бы, Хабиб тоже много читает, говорит о важности образования и должен поддержать брата. Но между ними есть разница: Хабиб читает преимущественно религиозную литературу. Он подчеркивает, что очень глубоко продвинулся в изучении пророков, у него есть учитель по Корану.

Поэтому Хабиб говорит про цель: похоже, для него литература – средство изменить себя и стать лучшим мусульманином. Что касается художественной литературы, то Хабиб редко про нее говорит. Отличился лишь тем, что поставил Расула Гамзатова выше Пушкина и Лермонтова:

«Пушкин, Лермонтов или Гамзатов? Конечно, Расул Гамзатов. Это символ Дагестана. Именно из-за него многие узнавали о Дагестане. Признаюсь честно, в последнее время мало читаю. Такой график сложился… Хотелось бы больше читать – чувствую, что нужно больше над собой работать». 

Подход Умара более светский – он читает западную литературу, при этом неожиданную. Признавался, что прочитал «Атлант расправил плечи» – роман-антиутопию 1957-го. Он входит в список самых длинных романов, написанных на европейских языках (три тома занимают более тысячи страниц).

«Мне нравится читать, очень много пользы от этого получаю, – признавался Умар в 2024-м. – Это со школы у меня осталось. Всегда стараюсь читать, как-то развиваться, что-то умное смотреть. Читаю и художественную литературу, и религиозную. Последнее, что прочитал, – «Атлант расправил плечи». Очень большая книга, но мне понравилась. Мои самые любимые книги? Понравилась книжка «Сицилиец», а еще «Граф Монте-Кристо» и «Время-не-ждет» Джека Лондона. Все, что я читал, мне понравилось».

Умар рассказывал, что любовь к чтению в путешествиях с ним разделяет Махачев и брат Усман. Они меняются книгами на сборах: «Бывает ли обмен книгами? Бывает. Обычно книги с собой у нас в Америке, Дубае, где кэмп у нас. Можем друг другу посоветовать… Мы, кто на сборах, все читающие. Ислам Махачев читающий, Усман [Нурмагомедов]».

Хабиб или Махачев – чья карьера лучше?

Это он побил друга Конора. Боец-мем из команды Хабиба, которого фанаты сравнивают со свиньей