16 мин.

Эволюция Ислама Махачева – от спарринг-партнера Хабиба до сильнейшего универсала UFC

Исследование Артема Нагорного.

Если вернуться на 10 лет назад и рассказать всем, как сложится карьера Ислама Махачева, то, вероятно, в это поверили бы лишь два человека – Абдулманап и Хабиб Нурмагомедовы. Тогда молодой Ислам только начинал путь в UFC – и уже во втором поединке улетел в нокаут. Поражение от Адриано Мартинса до сих пор часто вспоминают, но лишь потому, что больше осечек у Махачева не случалось – сейчас он идет на серии из 15 побед, вплотную приблизившись к великому рекорду Андерсона Сильвы.

Теперь Махачев замахнулся на историческое достижение для российских смешанных единоборств. 16 ноября он может стать первым в истории чемпионом UFC из России в двух дивизионах. Победив Джека Делла Маддалену, Махачев точно окажется в списке величайших бойцов в истории ММА.

Как эволюционировал главный боец России прямо сейчас? Мы разделили его карьеру на несколько этапов и оценили каждый.

Махачев в любительских боях: борьба в куртке, влияние дзюдо и неряшливая ударка

Махачев начал с тхэквондо, затем на четыре года задержался в ушу-саньда, но с переездом в Новый Хушет и знакомством с семьей Нурмагомедовых оказался в боевом самбо, миксуя тренировки в куртке с вольной борьбой.

«Борьбы в куртке – самбо, дзюдо – у меня не было. Никакого багажа, никакого опыта. В начале мне это давалось очень тяжело – у меня был какой-то опыт в вольной борьбе, но держать за вещи… Поначалу меня это очень сильно вымораживало. Проигрывал очень-очень многим в зале», – рассказывал Махачев.

Чтобы нивелировать разрыв в навыках борьбы в куртке, параллельно с основными тренировками Махачев занялся дзюдо. Это отразилось на его стиле. Сейчас Махачев – один из лучших исполнителей бросков и подсечек.

Красота от Махачева на турнире по боевому самбо (полное видео – здесь):

Если смотреть на Махачева-самбиста, сильнее всего бросается в глаза работа в партере и клинче. В остальном он еще оставался сырым. Работа в стойке выглядела неаккуратной, да и в борьбе бывали ошибки – Махачев часто оказывался на спине. Но сильные качества спасали.

Здесь важно сказать, что оценивать ММА-навыки Махачева по схваткам в боевом самбо не совсем корректно – в этих двух видах спорта есть заметная разница в правилах. Но раз мы вспоминаем весь путь Махачева до поединка за второй пояс, то не забудем и про этот период.

Махачев в первых профессиональных боях: первый нокаут хай-киком, охота за приемами и полеты соперников

С первых боев в ММА бокс Махачева стал аккуратнее, а диковатых атак – гораздо меньше. При этом сохранилась привычка из самбо – рывок вперед с ударами руками, клинч и попытка перевода соперника в партер броском или зацепом. В основном Махачев начинал атаку с левого прямого – очень рискованно, но никто из соперников в первых боях его не поймал.

Махачев больше подключал ноги – кики в корпус и в голову с левой ноги стали действительно опасными. Один из таких ударов привел к тяжелому нокдауну Мартироса Григоряна:

Григорян уходит в сторону от рабочей ноги Махачева, но тот все равно решает выбросить хай-кик вдогонку

Удар ногой залетает выше защиты – Григорян в тяжелом нокдауне

Борьба Махачева в стойке оставалась неуверенной, а оказываться на спине для него было нормой. Собственные проходы работали, но Махачев редко их использовал – гораздо чаще обращался к переводам из клинча, в который заходил после комбинаций ударов руками.

А вот на выходе из клинча Махачев оставался все таким же эффективным, даже без привычных курток. Подсечки, амплитудные броски – сразу несколько соперников, в том числе Григорян, взлетали в воздух в первых боях Махачева.

В партере сохранился активный стиль: Ислам мог отдать контроль в маунте и пойти на треугольник ногами или армбар. Со временем это изменилось.

Разница между Махачевым версии первых профессиональных боев и Махачевым-любителем прослеживается прежде всего в ударке. 20-летний Ислам все еще не ощущался как большая угроза в стойке, но уже мог нанести серьезный урон, а вот броски, зацепы и работа в партере уже были крепкими даже по стандартам главных лиг мира.

Махачев в М-1 и первых поединках в UFC: борьба у сетки, взросление в стойке и поражение нокаутом

С апреля-2013 по октябрь-2015 Махачев провел шесть поединков. После перехода в М-1, а затем и в UFC уровень оппозиции вырос кратно. Уже в первом поединке этого периода Махачев встретился с французом Мансуром Барнауи – высоченный для дивизиона боец позже сделал классную карьеру в KSW, Road FC и PFL/Bellator. А уже в UFC – пересекся с Лео Кунцем (рекорд на тот момент – 17-1-1) и Адриано Мартинсом (ветеран лиги, побеждавший Рустама Хабилова).

Уровень оппонентов повысился, но навыки Махачева росли быстрее. Самый большой прогресс – в ударке и переводах из стойки. Махачев превращался в того бойца, которого мы знаем сейчас. Например, появились проходы навстречу – в поединке против Барнауи Ислам эффективно встречал излишне агрессивного соперника.

Барнауи идет вперед с ударом коленом в прыжке

Махачев контратакует проходом в одну ногу

Из клинча тейкдауны проходили все с той же эффективностью – уровень соперников никак не повлиял. Махачев продолжал запускать людей в воздух с помощью бросков и подсечек, к тому же добавилась возможность бороться у сетки – из этой позиции у него гораздо лучше работали проходы в одну ногу.

На земле Махачев добавил в контроле. Можно сказать, стал гораздо взрослее в партере. Охота за приемами сменилась охотой за улучшением позиции, а излишний авантюризм в маунте сменился более надежным контролем и серьезным граунд-энд-паундом. До этого удары сверху от Махачева больше походили на тычки для активности – теперь они несли урон.

Удары ногами Махачева улучшались, постепенно превращаясь в стабильное оружие. Его передняя нога оставалась нерабочей, а вот задняя – стала эффективнее. Махачев разбавлял киками комбинации и активно работал по этажам.

Самое интересное – удары руками. С одной стороны, Махачев сильно прибавил в этом компоненте. Несмотря на все еще не самую аккуратную технику, проходили и одиночные удары, и серии. С другой стороны, излишняя уверенность привела к первому поражению в карьере.

«Мои единственные слезы в спорте за последние годы – бой Ислама Махачева с Мартинсом в Америке. Я согласился с Хавьером Мендесом, пустил Ислама в размен ударами. Хотя можно было решить вопрос в борьбе. Махачев упал, пропустил страшный удар. Единственный проигрыш в его карьере. Первое падение.

Это была моя досадная ошибка в тренерской работе! Зачем я согласился?! Почему поменял принципы? Когда обсуждали план на бой, меня уговаривал и сам Ислам, и Хавьер Мендес: «Он готов, обыграет...» Последнее слово было за мной. Даже сегодня у меня комок к горлу, как вспомню», – говорил Абдулманап Нурмагомедов.

Если говорить конкретно, к поражению Махачева привела его типичная ошибка – агрессивный рывок вперед с левым прямым.

Махачев идет вперед с левым прямым, но мажет и проваливается

Мартинс наказывает мощнейшим ударом правой

Махачев до ковидного перерыва: лучший легковес после Хабиба

После победы Махачева над Дэйви Рамосом в сентябре-2019 Абдулманап Нурмагомедов сказал: «Я уже готов поменять Хабиба на Ислама. Чемпион в этом весе должен быть из России. Пояс должен остаться в моем зале». Следующей победы Махачева великий тренер уже не увидел, но его желание сбылось: трансфером через Чарльза Оливейру пояс в легком весе вернулся в Дагестан.

Разговоры о возможном переходе титула от Хабиба к Исламу в этот период начались не просто так. Именно тогда Махачев превратился в действительно доминирующего бойца без всяких оговорок. В том числе поединок против Рамоса показал, что Махачев теперь способен не только бороть соперников, но и при необходимости – выносить в стойке.

Как улучшилась ударка? Во-первых, Махачев вместе с тренерами убрал лишнее. Ушла агрессия – Ислам больше походил на кикбоксера-снайпера, выцеливающего один-два удара. И избавился от неаккуратных маневров вроде сближения с левым прямым, ставшим причиной единственного поражения в карьере. Так Махачев его переработал:

Махачев атакует Рамоса левым прямым

Но не продолжает комбинацию на руках и не пытается войти в клинч, а сразу проходит в ноги

В целом в стойке скорее нужно говорить не о необычайном росте в технике ударов, а об улучшенном бойцовском интеллекте. Оправившись от поражения, Махачев стал более опытным бойцом, грамотно оценивающим собственные навыки и то, как правильнее вести бой. Улучшился тайминг – нокаут против Глейсона Тибау выверенным ударом навстречу очень показателен. В общем, Махачев-2019 – уже приличный ударник, способный бить неудобных борцов и джитсеров в стойке.

Борьба в клинче – все еще главная сила Махачева. Число моментов в завязках немного уменьшилось, но эффективность даже увеличилась: улетать на бросок стал чуть ли не каждый соперник. Отсматривая бои Махачева подряд, понимаешь, в какой момент случится попытка перевода из клинча – все настолько автоматизировано и неотвратимо.

Махачев взял оверхук левой рукой. Арман Царукян пробивает коленом по корпусу, из-за чего лишается твердой опоры

Махачев моментально пользуется этим, отправляя соперника в полет

Борьба из стойки стала заметно лучше. Махачева практически перестали переводить соперники, а он сам прокачал работу у клетки. В партере же Махачев продолжил развиваться по собственному стилю: чуть меньше про контроль, больше – про улучшение позиции и сабмишены.

При такой настройке ему немного не хватало стабильности и более уверенного доминирования. Как следствие, Крис Уэйд в 2016-м несколько раз перехватил контроль и даже выходил на гильотину, но в итоге поединок все равно закончился победой Махачева.

Махачев сейчас: главный универсал в ММА

«На протяжении двух лет я говорил вам, что Махачев – лучший боец в мире», – сказал Хабиб Нурмагомедов после победы Ислама в поединке за титул против Чарльза Оливейры. Вернувшись после 18-месячного перерыва, связанного с ковидными ограничениями и несколькими срывами поединков, Махачев действительно преобразился, добавив в умении заканчивать бои досрочно. Цифры показательны: доля досрочных побед в первых восьми боях в UFC до ковида – 42,8%, в следующих девяти – 88,9%.

Почему процент вырос? Во-первых, Махачев стал еще увереннее на земле. В предыдущем блоке мы говорили о более качественном контроле, но сейчас уровень вырос еще больше. Теперь Махачев научился манипулировать соперниками в партере на уровне, близком к праймовому Хабибу.

Снова цифры: c 2021 года Махачев дрался с шестью обладателями черных поясов по бразильскому джиу-джитсу, пятеро из них постучали. Интересно, что в течение карьеры в UFC у Махачева восемь побед сабмишенами – пять из них разные. Почитайте наш текст про его вселенную удушающих и болевых.

Акцент в борьбе на ногах немного сместился с зацепов и бросков на классические проходы. Проактивные проходы Махачева качественные, но не ультимативные – Алекс Волкановски и Дастин Порье хорошо защищались. А вот у клетки или навстречу атакующему сопернику он проходит отлично:

Волкановски делает рывок вперед, Махачев видит его и уже готов сделать проход

Идеальный тайминг и легкий проход в две ноги

Но главная сила современного Махачева не борьба, а универсальность. Волкановски и Порье неплохо подготовились к его грэпплингу, но внезапно наполучали в стойке.

«У Ислама нестандартный и необычный стиль ударки, потому что его соперники вынуждены постоянно думать о тейкдаунах. Ты не можешь просто встать и начать выбрасывать удары сериями в полную силу, потому что он может резко пройти в ноги, и это меняет весь твой стиль ведения боя. Со мной именно это и произошло», – рассказывал Порье.

В стойке от неаккуратности раннего Махачева не осталось ничего. В последних боях он вернул комбинации, которыми ловит ударников на контратаках:

Оливейра агрессивно идет вперед с ударом коленом в прыжке

Махачев отправляет его в нокдаун чек-хуком сразу после приземления

Ключевой аспект ударки нынешнего Махачева – защита. До поединков против Волкановски и Порье его статистика выглядела совсем абсурдно – пропускал чуть больше удара за минуту. Сейчас у него в среднем 1,55 пропущенных и эффективность защиты – 61%.

Мощно, но еще круче смотрится статистика нанесенных и пропущенных ударов в последних поединках, зашедших за первый раунд. Здесь не учитывался партер – только попадания в стойке.

Получается, Махачев, которого считают прежде всего борцом, превзошел по числу ударов в стойке трех из четырех последних соперников, не позволив ни одному из них выйти за 50% точных попаданий. Помогает контроль дистанции: Махачев очень быстро отходит назад, избегая ненужных разменов. Если соперник атакует слишком агрессивно, включаются проходы навстречу.

***

Если посмотреть на стилистику самых ярких бойцов школы Абдулманапа Нурмагомедова, можно увидеть определенную зависимость склонности к борьбе бойца от возраста. Самый старший из больших звезд, Хабиб Нурмагомедов, – настоящий доминантный борец, победу которого совсем без борьбы на топовом уровне представить очень сложно.

Самый младший, Усман Нурмагомедов, может победить большую часть ростера легкого веса UFC, вообще не используя борьбу. Умар Нурмагомедов и Ислам Махачев находятся посередине: первый – ближе к младшему брату, а второй – к старшему товарищу.

Кажется, именно Махачев сейчас – эталонный ММА-универсал. Его не назвать абсолютно неостановимым борцом, но сила его грэпплинга достаточна, чтобы он мог использовать ее для получения преимущества в стойке. А когда он достает соперника на ногах и заставляет думать об ударке, то снова включается опция борьбы. Сложно противостоять этой связке, если боец в противоположном углу не обладает сопоставимым уровнем и в борьбе, и в ударке + схожим интеллектом и опытом.

Многие недооценивают Махачева, потому что он не настолько доминирующий, как Хабиб. Действительно, неотвратимость борьбы Нурмагомедова – величие, но ее степень зависела от набора соперников. А универсальность Махачева, способность всегда подобрать нужный инструмент не зависят от обстоятельств, хоть и не выглядят настолько устрашающе, как доминация Хабиба в борьбе.

И вот именно то, как Махачев постепенно собирал весь этот арсенал инструментов и укреплял уже имеющиеся, выделяется больше всего в его бойцовской эволюции. Часто это случалось прыжками, иногда катализаторами становились трудные поединки и редкие неудачи. Сейчас Махачев, вероятно, находится в пиковой форме: физические кондиции все еще в порядке, наработаны навыки и опыт – лучшего момента не будет.

Махачев станет двойным чемпионом UFC, если победит Маддалену? Все сложнее, чем кажется

Махачев меняет весовую. Самый подробный разбор, как это делается

Фото: Louis Grasse/Keystone Press Agency/Global Look Press

ДаИслам Махачев
НетДжек Делла Маддалена