11 мин.

Как Яну справиться с Мерабом и нужно ли ему в Дагестан?

Большой разбор.

Когда Петр Ян получил несколько болезненных поражений от борцов и грэпплеров, создалось впечатление, будто ему недостает навыков борьбы – и срочно нужно ехать на сбор в Дагестан.

Перед реваншем против Мераба Двалишвили на UFC 323 (турнир – в ночь на 7 декабря, за главными событиями можно следить в нашем онлайне) эта тема снова актуальна – способен ли здоровый Ян остановить бесконечные проходы соперника? Или, может, дело не только в борьбе?

Почему эффективность сборов в Дагестане Яна – миф?

Мем про сборы Яна в Дагестане появился после его поражения от Алджамейна Стерлинга в реванше. Тогда Стерлинг уверенно забрал два раунда, контролировав соперника в партере. Это сильно контрастировало с первым поединком, когда Ян заблокировал 16 из 17 попыток перевода от Стерлинга и превзошел его по времени контроля.

Такую разницу связали со сбором Яна в Дагестане перед первым поединком – якобы именно из-за этого получились настолько разные выступления. Более погруженные в его карьеру фанаты вспоминали и первые сборы Яна в Дагестане перед реваншем против Магомеда Магомедова, когда он выступал в ACB.

В обоих случаях поединки Яна после сборов с борцовской стороны действительно выглядели лучше. Но здесь нужно не забывать, что соперники подходили ко вторым поединкам в другом состоянии и с другими геймпланами. Магомедов в реванше отказался от постоянных попыток проходов и больше сосредоточился на ударке, а Стерлинг перестал тратить силы в стойке и плотно зацепился за спину Яна в двух раундах подряд.

Что сам Ян думает по поводу значимости тех сборов в Дагестане? «Я вообще в жизни в Дагестане на сборах был два раза. Первый – 13 дней, второй – 14. Ну вот так, если разобраться, многому ли я научился за 13 и 14 дней? Конечно же, нет».

Менеджер Яна Саят Абдурахманов развернул мысль: «Эти две недели дали Петру огромный прогресс в борьбе, но все равно – это две недели. <...> И другой момент – пол-Дагестана уже здесь [в Таиланде], так что необязательно ехать туда. У нас в зале очень много бойцов, тренеров из Дагестана, Чечни. Этот момент сейчас не актуален, любой болельщик, если углубится, это поймет».

В общем, хотя между хорошими выступлениями Яна против борцов и сборами в Дагестане прослеживается связь, однозначно говорить об их реальной эффективности мы не можем, тем более сам Ян и его команда не очень ее признают. Да и менять что-то на этом этапе карьеры было бы странно – тренировочные процессы удобно выстроены и дают результат, а нужные тренеры и спарринг-партнеры могут приехать и в Екатеринбург, и в Таиланд, и в Дубай.

На самом деле борьба Яна – топ-уровень. У него всего два реальных недостатка

Долгое время призывали ехать чинить борьбу в Дагестан бойца, которому это совсем не нужно. Вероятно, здесь повлияла эвристика доступности: в память врезались поражения из-за ошибок в борьбе против Стерлинга и переезд объемом проходов от Двалишвили. Но делать вывод лишь на основе этих боев точно несправедливо.

Сначала цифры. Ян занимает седьмую позицию в истории легчайшего дивизиона по эффективности защиты от тейкдаунов. Выглядит неплохо, но есть контекст, который делает этот факт еще круче.

Первое – объем защитной борьбы, с которым столкнулся Ян за карьеру в UFC. За 15 поединков соперники Яна 140 раз пытались перевести его в партер – лишь 21 попытка оказалась результативной, то есть Ян в среднем сталкивался с тейкдауном каждую 81 секунду в стойке.

Второе – уровень борцов, против которых дрался Ян. Возьмем в качестве бенчмарков Двалишвили и Стерлинга. Против первого Ян с травмированной правой рукой (надрыв суставной губы в плечевом суставе) защитился от 38 из 49 (78%) попыток переводов. Показатели эффективности следующих соперников Двалишвили: Генри Сехудо – 55%, Умар Нурмагомедов – 77%, Кори Сэндхаген – 46%, Шон О’Мэлли за два боя – 59%.

Против второго Ян за два боя пропустил всего три перевода из 39 попыток (92% защиты). Следующие соперники Стерлинга: Диллашоу с одной рукой – 38%, Сехудо – 74%, О’Мэлли – 100%, но всего две попытки, Каттар – 39%, Евлоев – 25%, Ортега – 50%.

Неплохо для базового боксера, особенно с таким высоким блоком. Больше всего в Яне восхищает именно это: против любого соперника он сохраняет стиль, не боится держать руки высоко и бить ногами. Все это увеличивает шанс пропустить проход, но позволяет сохранить опасность в стойке. А защиту обеспечивает кошачья реакция и ловкость:

Двалишвили ловит идеальный тайминг, сделав проход навстречу прямо под джеб

Но Ян моментально отбрасывает ноги назад – Двалишвили не успевает зацепиться

Когда соперник все-таки успевает прихватить одну ногу – Ян стоит очень крепко. Здесь помогает физическая сила, все та же ловкость и навыки – списывать все на атлетичность было бы неверно.

Двалишвили прихватывает ногу Яна и делает рывок вниз

Ян группируется и приземляется на колено и руку

Это позволяет ему быстро отступить и создать опору против накатывающего Двалишвили

Уже на земле Ян предпочитает не работать из закрытого гарда. Он использует открытый или баттерфляй-гард, упираясь ногами в бедра соперника. В поединках против топ-джитсеров это может быть рискованно, но Ян принимает этот риск, чтобы получить шанс поскорее вернуться в стойку или перевернуть соперника. Работает: по статистике Ян больше времени проводит, контролируя соперника, чем будучи под контролем – 15% против 11%.

И цифры, и визуальный просмотр говорит, что Ян борется отлично, хотя мы даже не затрагиваем его собственные проходы и подсечки – в контексте поединка против Двалишвили это не очень релевантно. При этом у него есть две проблемы, которые привели ко всем трем поражениям.

Первая – защита спины от контроля. Ян сравнительно часто сдает позицию бэк-маунта соперникам, что дважды это привело к поражению – против Магомедова и Стерлинга в реванше. Отчасти это цена за прекрасную защиту от тейкдаунов – уходя от атакующего соперника, обороняющийся боец часто отдает спину.

Вторая проблема – Ян не наказывает соперников за бесконечные попытки тейкдаунов. Он не показывает контратакующие сабмишены, да и вообще приемы использует не часто: в UFC у него всего две попытки – оба раза Ян не приблизился к досрочной победе. В итоге получается вот такое:

Ян защищается от очередной попытки перевода Стерлинга и получает хорошую возможность выйти на удушающий «анаконда» или любимый Махачевым «д’Арс».

Но вместо этого просто дает возможность Стерлингу вернуться в стойку

Действия Яна здесь объяснимы – похоже, для него предпочтительнее просто вернуться в стойку и продолжить поединок там. А попытка удушающего в случае неудачи может привести к завязке и риску оказаться на спине. Компьютер в голове Яна, вероятно, считает этот риск слишком большим, поэтому он отказывается от таких попыток.

Как Яну драться против Двалишвили?

Как бы боец ни был хорош в борьбе, уверенности, что можно защититься от всех проходов и контроля Двалишвили 25 минут, не будет даже у самого лучшего грэпплера. Ведь мы уже видели Мераба и против олимпийского чемпиона по вольной борьбе Генри Сехудо, и против Умара Нурмагомедова, пропустившего всего один тейкдаун за всю карьеру до боя с ним, против опытных джитсеров, высоких универсалов и ударников – никто не справился с его прессингом. Единственный, кто устоял на ногах – Жозе Альдо, но его Двалишвили законтролировал у сетки.

И тут нечему удивляться. Двалишвили делает больше одной попытки тейкдауна в минуту, при этом успевая выбросить за это же время больше 10 акцентированных ударов. Нужно ли говорить, что в UFC не существует бойцов со сравнимым темпом? С его помощью Мераб пожирает любых соперников, даже самых классных борцов и грэпплеров.

Тем не менее соперники в отдельных раундах находили ключи – они скрываются в качественной работе на ногах. Основная идея в поединках против Двалишвили – аккуратно контролировать центр клетки, сохраняя среднюю или длинную дистанцию. Расшифруем:

● Контроль центра клетки лишает Двалишвили прессинга;

● Работая с дистанции, соперник не позволяет Двалишвили эффективно проводить проходы;

● А недостаток аккуратности может привести к провалу позиции – это даст Двалишвили возможность сократить дистанцию, нанести урон и провести тейкдаун.

Умар Нурмагомедов и Шон О’Мэлли в первом поединке реализовали это в двух раундах из пяти. Кори Сэндхаген – в одном. Почему не в трех и больше? Не хочется постоянно объяснять причины побед Двалишвили одним и тем же, но приходится: кардио минимум на семь раундов и чугунная голова. Он может более агрессивно сокращать дистанцию, инициировать больше завязок, моментов в клинче и брать грязным боксом.

Раз за разом провоцируя такие стычки на ближней дистанции, сопровождающиеся и борьбой, и ударами руками, с которыми нужно считаться (Сэндхаген уже проверил на себе), он выматывает соперника. На фоне усталости становится все сложнее дисциплинированно работать в стойке и защищаться от бесконечных проходов. Именно поэтому Сехудо, Нурмагомедов и Сэндхаген забрали первые раунды, но отдали последующие.

Сможет ли Ян забрать три раунда? Однозначного ответа тут не будет, ведь есть несколько факторов за и против:

За: Ян мастерски передвигается, прессингуя, отлично контролирует дистанцию, очень расчетлив, видит и наказывает за ошибки в стойке и хорошо защищается от тейкдаунов;

Против: Ян не может поддерживать настолько же длинную дистанцию, как О’Мэлли, Сэндхаген или Нурмагомедов – ему не хватает роста и длины конечностей. Это оставит его в зоне досягаемости для тейкдаунов Двалишвили.

Поединок для Яна сводится к следующему геймплану: в стойке необходимо поддерживать максимально возможную для нанесения урона дистанцию, не заигрываться с длинными комбинациями, удерживать центр клетки, активно работать по корпусу и ногам – это поможет замедлить Двалишвили.

Оказавшись в завязке, необходимо, разумеется, максимально быстро из нее вырваться. Полезными будут любимые удары Яна на разрыве клинча – локти, колени и хай-кики точно пригодятся против не очень дисциплинированного Двалишвили.

Остановить каждый тейкдаун точно не выйдет, но нужно максимально усложнить каждую попытку. Здесь ключ не только в качественной защите, но и угрозе встречной атаки. В прошлых поединках Ян уже показывал интересный апперкот против подсаживающегося соперника – удивительно, как хорошо он ловит тайминг этих ударов:

Ядун подсаживается под джеб, чтобы пройти в ноги. Ян предугадал такой ход и уже готовит апперкот

Который заходит точно в цель

Кадр из следующего боя против Фигейредо. Ян идет вперед, видит подсаживающегося соперника и в таком же стиле ловит его апперкотом – нокдаун

***

Кажется, Ян идет в верном направлении – здорово, что его арсенал пополняется интересными трюками против борцов. Важнейший момент: насколько хорошо практически 35-летний Двалишвили будет готов в четвертом титульнике за год? Будет ли давать все тот же темп? Чтобы довести его до предела, Яну необходимо заставить соперника тяжело работать: качественно защищаться от проходов, наказывать за слишком очевидные попытки и навязывать правильный бой в стойке, вынуждая его действовать агрессивно и неосторожно.

Будет трудно, но задача выполнимая.

Ян победил бы Мераба, если бы не травмированная рука?

Фото: Alejandro Salazar/Keystone Press Agency, Louis Grasse/Keystone Press Agency/Global Look Press

ДаПетр Ян
НетМераб Двалишвили