Отдает гонорары в UFC отцу, не любит кровавые бои и ценит одиночество. Умар – главный интроверт клана Нурмагомедовых
Хочет превзойти Хабиба.
В ночь с 18 на 19 января (начало – в 06:00 по мск, трансляция – на «Матч ТВ») у России может появиться еще один чемпион UFC. В соглавном событии UFC 311 Умар Нурмагомедов подерется за титул в легчайшем весе против чемпиона Мераба Двалишвили.
Как троюродный брат Хабиба пришел к титульнику и чем отличается от родственников?
Умар в детстве расстраивался из-за неудач в борьбе. Ушел в тайский бокс – ради этого пообещал отцу поступить в университет
В детстве Умар и его брат Усман часто гостили у троюродного брата Хабиба, который их воспитывал: бил за провинности, запрещал плакать, учил помогать старшим:
«Хабиба я помню с момента, как мне исполнилось, наверное, 5-6 лет. Когда он и все остальные братья жили и тренировались в Махачкале в большом частном доме. И когда были каникулы, я мог с ними оставаться».
Умар с пяти лет ходил в секцию вольной борьбы, а в восемь – занял второе место на районных соревнованиях. Он сильно переживал из-за поражения в финале: на тренировках не было проблем, на соревнованиях – перегорал:
«Вторым был на чемпионате района, на других мелких соревнованиях. Мог проиграть парню, у которого в зале выигрывал. Или на финал выходил, видел на трибунах дядю, отца, мог запереживать, начать думать, что они скажут».
Когда тренер переехал и уволился из секции, Умар перестал ходить на борьбу. В восьмом классе он записался в зал тайского бокса, уговорив отца купить ему перчатки. Тогда Умар уже ходил в зал к дяде Абдулманапу, который поддержал его увлечение муай-тай. Спустя годы Умар с ностальгией вспоминает тренировки у дяди:
«Мы вместе с бойцами выходили на прогулки, помню тренировки старших братьев. Помню окна, как кубики. Помню грушу в углу и покрышки, по которым все прыгали. Тогда Шамиль Завуров гремел, его помню.
Хабиб отвечал за меня, дядя приезжал и уезжал по делам. Отец учил меня делать колесо, у нас дома всегда был турник. Мы с Усманом часто соревновались – кто больше подтянется, конкурировали во всем».
В тайский бокс Умар пошел с братом Усманом: оба любили фильмы с Джеки Чаном, поэтому выбор не удивил отца. Но он поставил Умару два условия – получить высшее образование и не бросать спорт. Сын выполнил оба: поступил в Дагестанский государственный университет народного хозяйства в Махачкале и продолжил тренироваться.
Первое время Умар жил в суровом графике: утром ехал в зал, потом – на учебу, вечером – снова тренировка. На первом курсе он занялся борьбой и дзюдо – это было условие Абдулманапа перед принятием в зал Eagles MMA. Базы тайского бокса не хватало, чтобы стать частью его взрослой команды.
Когда Умар подтянул борьбу, он переехал в Махачкалу и начал тренироваться ММА у Абдулманапа – вместе с Хабибом и его командой. С 2015-го стал зарабатывать первые деньги – Абдулманап доверял Умару учеников по боевому самбо. Помогали выплаты за соревнования: в 2016-м он выиграл чемпионат России по ММА, а затем мира – по боевому самбо.
«В 2016-м я выиграл чемпионат России, с тех пор у меня была зарплата. Был рад, что перестал зависеть от отца. Когда я выиграл мир, получал зарплату 100-150 тысяч рублей. Я оставлял себе 30-40 тысяч на личные расходы, остальное отдавал отцу».
Умар подписался в UFC в последний год карьеры Хабиба. Первый бонус отдал отцу – тот контролировал его финансы
Умар дебютировал в профессиональных ММА в 20 лет – в 2016-м на московском турнире Fight Nights Global, где задушил Ришата Харисова. Первые бои Умара не доходили даже до третьего раунда, а после семи побед подряд он уехал в США – в лигу PFL. Там продолжил выигрывать, но только решениями, иногда возвращаясь в Россию – в лигу GFC, которой управлял Абдулманап (позже – Eagle FC).
Набив рекорд 12-0, Умар в феврале-2020 подписал контракт с UFC. Тогда Хабиб был на пике популярности, а в конце года – закончил карьеру, победив Джастина Гейджи. Перед этим продвинул в промоушен бойцов своей команды.
Дебют Умара срывался трижды за год – из-за коронавирусных ограничений, смерти Абдулманапа и стафилококковой инфекции. В январе-2021 он все-таки подрался – на турнире в Абу-Даби победил удушающим сзади казахстанца Сергея Морозова.
Умар получил бонус за выступление вечера, который сразу отдал отцу:
«Мои финансы и до этого контролировались отцом, мы вместе решали, что будем с ними делать. Мы всегда садимся за столом: «Вот это у нас есть, вот это мы собираемся делать». Отец у меня главный, я знаю, что иногда люди пренебрегают родителями, но я к отцу отношусь, как к царю. Все, что он говорит, я делаю. «Я это хочу, я так хочу, у меня же личная жизнь» – у меня такого не бывает».
После дебюта Умар больше не дрался в 2021-м, а в следующем году дважды победил – Брайана Келлехера (снова удушающим сзади) и Нейта Манесса решением. В 2023-м Умар, уже 11-й в рейтинге, провел всего один бой, но снова получил бонус за выступление вечера, нокаутировав Раони Барселоса.
Опытный бразилец прессинговал Умара в стойке, но в первом раунде улетел в жесткий нокаут. Это единственная победа прямым нокаутом в карьере Умара – он настолько не привык, что извинялся за добивание. Умар по инерции один раз ударил Барселоса, после чего с раскаянием обнял:
«Я немного нехорошо себя чувствую, потому что видел, что он уже в нокауте, и нанес добивающий удар. Я быстро его выбросил, эмоционально... После этого сказал ему: «Прости».
Кроме Барселоса, Умар никого в карьере не нокаутировал – он фехтует в стойке, побеждая по очкам. Умар не идет в рубку, предпочитая бить ногами с дальней дистанции. При этом ногами Умар тоже фехтует, но редко в них вкладывается. «Умар ногами бьет, как кисточкой художник проводит», – говорил Абдулманап. Умар признается, что в руках у него тоже нет нокаутирующей силы:
«Я такой... hesitate, всегда осторожничаю. Не помню, когда я шел ва-банк. Вертушки, которые Забит делал, я никогда не отрабатывал, у нас с ним разные школы, он выходец из ушу-саньда, а у меня тайский бокс. Просто в боях, когда ты делаешь этот спиннинг-кик, если ты ошибешься, тебе может сзади прилететь. Поэтому я чуть с осторожностью к этому удару отношусь. Школа тайского бокса дает о себе знать в клетке, как умею – бью».
В бою с Барселосом Умар показал другое важное умение – мастерски разрывать дистанцию. Он ворвался на ближнюю с помощью колена, после чего зацепил Барселоса боковым. Так же резко Умар разрывает дистанцию, если хочет пройти в ноги, – такую скорость тейкдаунов редко увидишь даже в UFC.
В 2024-м Умар выиграл два главных боя в UFC: в январе не без проблем победил казахстанца Бекзата Алмахана, в августе – главного интеллектуала дивизиона Кори Сэндхагена. Эти победы ценны, но каждая – по-своему.
Алмахан – дебютант, показавший высокий уровень уже в первом бою. Это напомнило поединок Мовсара Евлоева против дебютанта Диего Лопеса, которого никто не знал, но сейчас он в топе. Алмахан доставил проблем Умару, отправив в первом раунде в нокдаун. В итоге Нурмагомедов заборол казахстанца, уверенно победив судейским решением (взял два раунда со счетом 30-28), но в стойке испытывал проблемы.
Бой со вторым номером дивизиона Сэндхагеном стал для Умара пропуском к титульнику. Он пытался бороться, но Сэндхаген отлично подготовился, не позволив себя залежать. Умару пришлось драться в стойке, где он перебил одного из лучших ударников дивизиона. И показал, что он крайне чувствительный и думающий кикер, который может тактически перестрелять топового соперника.
Поединок с Сэндхагеном прошел все пять раундов – Нурмагомедов выиграл единогласным решением судей, доведя рекорд до 18-0. До турнира Уайт намекал, что это претендентский бой. Так и вышло: Умар вышел на чемпиона – Мераба Двалишвили.
Что бы ни говорил Мераб, Умар – главный претендент в дивизионе: он не только не проигрывает (6-0 в UFC), но даже не отдает раунды – 42-0. Это делает его даже более устрашающим доминатором, чем Хабиб. И огромным фаворитом боя с Мерабом – в чемпиона совсем не верят.
Умар – главный интроверт команды Нурмагомедовых. Его сравнивают с Хабибом, но он хочет превзойти старшего брата
Умара сравнивают с Хабибом, хотя стилистически они не похожи: у первого нет такого контроля, у второго – кикбоксинга. Но Умар похож на брата ментальностью, голосом и внешностью. В соцсетях отмечают: когда Умар говорит по-английски, кажется, что это Хабиб. Хотя иногда сравнения преувеличены.
«Я прекрасно понимаю, что всю карьеру буду находиться в тени Хабиба. Это меня определенным образом заводит. Если я выиграю, то пресса будет молчать, но если проиграю… Ух, все будут писать, что проиграл брат Хабиба. Поэтому я приложу всевозможные усилия, чтобы выигрывать в каждом бою», – признается Нурмагомедов.
Умар хочет, чтобы в UFC его называли «Орлом» – прозвищем Хабиба. Старшему брату в шутку предлагает новое имя – «Старый орел». В шутке есть доля правды: Хабиб ведет Умара по той же тропе, по которой сам пришел к титулу. Он контролирует его подготовку и психологию, признаваясь, что у них есть план на годы вперед.
«Не сомневаюсь, что Умар станет чемпионом UFC в легчайшем весе, и верю, что он долго пробудет чемпионом. Полагаю, Умар – единственный, кто может превзойти достижения Хабиба. Он может уйти непобежденным, с рекордом 29-0, 30-0. Конечно, у него сложный соперник, но я считаю, что Умар лучше во всем», – уверен менеджер Нурмагомедовых Али Абдель‑Азиз.
Вне октагона Умар похож на Хабиба – такой же закрытый, но умеющий постоять за себя. В компании Умара считают интровертом: посмеиваются, что он любит гулять один, избегает шумных компаний. Умар ценит одиночество, любит архитектуру, ведет телеграм-канал, куда выкладывает фото с прогулок. Махачев в соцсетях подкалывает: «Опять один двигаешься».
Умар не кровожадный боец: у него почти нет нокаутов и мало сабмишенов. Он признается, что в октагоне ему не хватает спортивной злости, которая есть у брата Усмана:
«В боях он более озлобленный, чем я. Более свирепый, если сказать правильно. А по характеру мы отличаемся, он слишком энергичный. Он может всю тренировку отпахать, домой прийти и потом дома всех настигать. Я не такой человек, я чуть миролюбивый, спокойный, если какой-нибудь угол найду, сам по себе побуду. А Усману не хватает места, ему надо заполнить все пространство».
В первом поединке в карьере Умар победил гильотиной, после этого – только удушающие сзади. Это единственный прием, который Нурмагомедов хорошо освоил. Он признается, что ему трудно даются сабмишены, в отличие от братьев. Но это вписывается в его тактику – Умару не нужны финиши.
Он ценит тактические бои, поэтому восхищался титульником Белала Мухаммада против Леона Эдвардса, который фанаты посчитали скучным. Умар не хочет отрывать руки соперникам или избивать до крови. Он не любит причинять урон, а кровавые бои не считает красивыми:
«Честно, такого не бывает, что я хочу нанести ущерб. Хочу сделать все с минимальным ущербом для себя и соперника. Главное – победить и выйти оттуда. Конечно, хочется показать зрелищный бой, но вот это кровавое месиво, сечки, чтобы ты и он зарубались, – я не фанат этого».
Главный плюс Нурмагомедова – интеллект. Сложно вспомнить бойца UFC, который умеет выбирать момент для тейкдауна лучше, чем Умар. Он очень хорош и в смешивании ударной техники с борьбой: разбивает соперников ногами с дистанции, но в нужный момент – пластичным рывком ныряет в тейкдаун.
Умар не планирует драться долго – максимум три-четыре года. Он планирует завершить карьеру в 33 и заняться другими делами. До этого времени он планирует стать величайшим бойцом в истории и превзойти старшего брата. Сейчас Умару 29 лет, он подошел к титульнику на пике. Но станет ли новым Хабибом?
Все достижения братьев Нурмагомедовых – в одной картинке
Хабиб и Махачев – фанаты хинкала. Что это такое?
Фото: Gettyimages/Mike Roach / Contributor, Chris Unger / Contributor; Lantyukhov Sergey/news.ru/Global Look Press; East News/AP Photo/Altaf Qadri; instagram.com/