Чешский промоушен собирает по 58 тысяч зрителей – столько нет даже у UFC. Как это возможно?
Без арабских денег и крупных инвесторов.
Промоушен Oktagon MMA устроил один из главных перформансов 2024 года – поставил мировой рекорд среди турниров по MMA по количеству зрителей на стадионе. Deutsche Bank Park во Франкфурте собрал на трибунах 58 тысяч болельщиков.
Что это за промоушен и откуда такие цифры?
Oktagon MMA набрали популярность благодаря реалити-шоу. Сейчас промоушен стоит $100 млн
15 лет назад сооснователь Oktagon MMA Павол Неруда работал вышибалой в ночном клубе, а позже стал менеджером бойцов, с которыми знакомился как раз в том самом клубе. Там же он познакомился с Онджеем Навотны – вторым сооснователем Oktagon.
В 2016 году Неруда и Навотны решили, что у них достаточно контактов, чтобы запустить собственный промоушен. Оба ушли в кредиты, чтобы открыть Oktagon, а спустя всего девять месяцев за их бизнес предлагали €2 млн. Теперь это крупнейшая европейская лига.
Популярность промоушена подняло реалити-шоу «Октагон Челлендж», в котором участвовали бойцы из Чехии и Словакии – шоу стало популярным в этих странах. В реалити, где показывали всю закулисную жизнь, тренировки, общение и конфликты бойцов, состоялись и первые турниры.
Финал шоу вышел очень успешным по просмотрам и прошел в Праге на стадионе Sports Hall Kralovka, собрав две тысячи зрителей. После этого основатели получали предложения о покупке промоушена за миллионы евро.
«Видеть такие цифры – безумие. Но наша мечта важнее. Не хотелось просто смотреть, как ее воплощает кто-то другой. Мы отказались, а тот парень так сильно обиделся, что вложил деньги в небольшой промоушен, который был нашим прямым конкурентом», – вспоминал Неруда.
Павол и Онджей запускали новые сезоны шоу, после чего вышли на новый уровень – организацию стадионных турниров в крупнейших городах Чехии и Словакии, а чуть позже – по всей Европе. Реалити не забросили, а придумали «Проект Х», в котором обычных мужчин готовили к бою в клетке. Вскоре запустился аналогичный проект для женщин – «Проект Y».
Всего за три года существования у Oktagon появился большой ростер бойцов, регулярные ивенты и успешные реалити-шоу. А сейчас за промоушен, на создание которого потратили £40 тысяч, оценивается примерно в $100 млн. Oktagon проводит более 50 турниров в год по Европе и уже давно заключил контракт с DAZN и другими крупными европейскими телеканалами и спонсорами.
В Oktagon у бойцов в контрактах нет пункта о свободном уходе в UFC, если такое предложение поступает. Серьезный шаг для локального промоушена. Неруда рассказывал, что уйти из Oktagon в UFC по собственному желанию имеют право лишь несколько человек:
«Исключение есть только для пары человек. Для нас возможность свободно уйти в UFC не имеет смысла. Мы стараемся сделать из бойца звезду, а он просто уйдет? Мы уже близки к уровню UFC, нет смысла позволять бойцам уходить просто так. Конечно, удерживать кого-то против его воли не выход. Но мы даем всем возможности и развитие».
А кто там выступает? В ростере Oktagon большинство бойцов – из европейских стран: много чехов, словаков, немцев. Логично, учитывая, что почти все турниры проходят в странах, которые представляют эти бойцы. Промоушену не нужны звезды, так как зрители просто приходят поддержать своих.
Из знакомых имен – узбекистанец Махмуд Мурадов (27-8), который ранее провел семь боев в UFC (5-2). Или Жалгас Жумагулов (17-9), который проиграл шесть из семи поединков в UFC. Дебютный бой в Oktagon Жумагулов выиграл решением судей в ноябре-2024.
Oktagon побил мировой рекорд посещаемости для ММА. Столько людей не ходило даже на UFC
В октябре-2024 Oktagon побил мировой рекорд посещаемости для турниров по ММА. Oktagon 62 прошел на арене Deutsche Bank Park во Франкфурте, которая, по официальной информации, вмещает 58 тысяч зрителей. Представители Oktagon еще до начала ивента объявили, что все билеты распроданы.
Выглядело это так:
Главный бой вечера – Кристиан Экерлин против Кристиана Юнгвирта (оба – немцы):
Такого количества зрителей не было даже на UFC. Больше всего зрителей на трибунах главный промоушен собрал в Австралии на UFC 243, в главном бою которого дрались Роберт Уиттакер и Исраэль Адесанья. Увидеть нокаут от Адесаньи на арене Marvel Stadium собралось 57 127 человек. Ранее рекорд принадлежал UFC 193, который проходил на той же арене, тогда Холли Холм сенсационно нокаутировала Ронду Раузи.
В Японии во времена PRIDE сразу несколько ивентов собрали еще больше зрителей. В 2002 году PRIDE Shockwave, по неофициальным данным, вживую смотрели 71 тысяча, но кард был смешанным: помимо ММА, проводились бои и по кикбоксингу.
Если брать только турниры с боями по правилам ММА, то рекорд принадлежал польской организации KSW. В 2017 году за ивентом на стадионе «Национальный» в Варшаве следили 57 766 зрителей.
Атмосфере на ивентах Oktagon UFC тоже может позавидовать. Перед боями часто проходят диджей-сеты:
Выходы бойцов – почти всегда эпичные:
Атмосфера на трибунах:
На ивентах начали появляться звезды. Например, бывший футболист Лукас Подольски:
А вот экс-чемпион UFC Иржи Прохазка:
Такой путь проделал Oktagon с 2016 по 2024 год:
Безумное шоу UFC на $20 млн в «Сфере». Как это выглядело?
Фото: ondrejnovotny; OktagonOfficial