Экономика UFC
12 ноября 1993 года в городе Денвер состоялся первый турнир UFC. За 29 лет организация проделала огромный путь от боев на голых кулаках до лучшего промоушена мира. Универсальные атлеты, спонсорские контракты и рекордные просмотры по всему миру характеризуют современную эпоху UFC. В чем же экономический успех продукта Дана Уайта?
Начало пути
В начале девяностых годов основатель UFC Роберт «Боб» Мейровец не мог предположить, во что превратится проект через три десятка лет. Бывший кандидат в президенты США Джон Маккейн пытался через сенат запретить бои без правил, набиравшие популярность на VHS кассетах. Роберт обивал пороги атлетических комиссий штатов, для получения разрешения на проведения первых турниров.
Дана Уайт в далекие 90-ые годы был лишь менеджером нескольких бойцов. Свадьба будущего главы UFC сыграла роковое значение для судьбы организации. В светской беседе Дана рассказал своим старым приятелям Фрэнку и Лоренцу Фертитта, владельцам казино в Лас-Вегасе, о боях на голых кулаках. Интеллигентные братья с безумием в глазах восприняли красочное повествование Уайта. Через три года Фрэнк и Лоренц посетили турнир UFC21, по личному приглашению «Боба» Мейровеца.
«Поначалу смотрелось дико, потом стало интересно, а позже я понял, насколько это жестко и в то же время круто – я влюбился в этот спорт» – рассказывал Фрэнк.
В 2001 году братья Фертитта за 2 млн.$ приобрели UFC через специально созданную компанию ZUFFA LCC, сделав своего старого друга Уайта президентом. В 2016 году лучший бойцовский промоушен был продан новым хозяевам за рекордные 4 млрд.$.
Новая строка в истории
Владельцам UFC стало американское агентство WME-IMG (William Morris Endeavor – International Management Group) во главе с Ари Эмануэлем. Компания занимается поиском и продвижением талантов во всех популярнейших сферах деятельности. WME-IMG представляет интересы певицы Леди Гаги, актера Бена Афлика, теннисистки Винус Вильямс, а так же крупных американских лиг NHL и NFL.
Компания по раскрутке талантов входит в состав крупного развлекательного холдинга Endeavor. В 2019 году организация провалила свой дебютный IPO ( первая публичная продажа акций). Пытаясь привлечь 600 млн.$ долларов инвестиций, Endeavor потерпел серьезные убытки. До следующего IPO акции компании UFC являются основным источником дохода для холдинга. Доля бойцовского промоушена в портфеле составляет более 200 млн. $.
По данным газеты The New York Post в 2020 году UFC впервые выплатила дивиденды инвесторам после приобретения организации холдингом Endeavor. Главные бенефициары: Дана Уайт, Ари Эмануэль и Патрик Уайтселл (председатель совета директоров холдинга) получат по 3млн. $. Среди акционеров UFC есть звездные инвесторы Марк Уолберг, Бен Аффлек и Шарлиз Терон, супер модель Жизель Бундхен, теннисистки Винус и Серена Уильямс.
Общая сумма выплаты дивидендов составила 300 млн. $. Половину забрал себе холдинг Endeaver.150 млн. $ поделили между собой крупные акционеры с KKR и Silverlake, организации занимающиеся выкупом и перепродажей компаний. Им принадлежит 42% акций Endeavor. Остаток был разделен между двадцатью семью звездными бенефициарами.
Медиа доходы
Медиа права и платные трансляции приносят промоушену 80% дохода. До 2018 года официальным партнером UFC был телеканал FOX. Ежегодная выплата лиге составляла 120 млн. $. В переговорах о новом контакте UFC подняли сумму до 400 млн.$, учитывая высокий спрос на трансляции. FOX отклонил предложение.
Телеканал ESPN воспользовался разрывом старого контракта и стал новым партнером для UFC. Сумма сделки в 2019 году составила 1,5 млрд.$ на 5 лет. Трансляции будут проходить на стриминговом сервисе ESPN+. Больше половины медиадоходов UFC приносит система Pay-per-view(PPV). Продажа онлайн-трансляций определенного события. ESPN+ приобрел права на показ всех PPV турниров UFC до 2025 года. Просмотр одного эвента начинается от 65$.
85% процентов PPV приходятся на США. Абсолютный лидер по продажам. Второе и третье место делят между собой Австралия с Великобританией. UFC успешно продаёт международные права на трансляции, что составляет 20% медиадоходов организации. С 2022 года телеканал «Матч ТВ» является в России официальным дистрибутором контента. Главные события промоушена будут показываться бесплатно. Вот такая экономия для российских телезрителей. Риторический вопрос: «Куда она приводит профессиональный спорт в нашей стране?»
Спонсоры
В 2015 году UFC на 6 лет заключил контракт с Reebok. Сумма сделки составила 70 млн.$. Reebok является единственным брендом экипировки, представленным в промоушене. Бойцам нельзя сотрудничать с другими компаниями. Спортсмены получают бонусы за выступления, а так же 20 % прибыли от продажи товара с их именем пожизненно.
Крупными спонсорами UFC являются энергетические напитки Monster Energy, водка Nemiroff, разработчик компьютерных игр EA Sports, производитель мотоциклов Harley Davison. За последние годы выручка от контрактов с компаниями прилично возросла.
Билеты
Ежегодно 10 турниров UFC Fight Night показывают на телеканале ESPN. Около 20 номерных эвентов транслируют на стриминговой платформе ESPN+. Кроме основных медиадоходов, UFC получает в среднем от 3 до 6 млн.$ с продажи билетов за один бойцовский вечер.
Но есть исключения из правил, а именно мэйнкард турниры, приносящие баснословную прибыль. Топ-5 кассовых эвентов UFC.
Как мы видим, билетная выручка прямо пропорциональна, участию в боях Конора Макгрегора. Applied Analysis (консалтинговое агентство) подсчитало, что поединок ирландца с Хабибом Нурмагомедовым принес более 17 млн.$ в виде зарплат американцам и 3,7 млн.$ налоговых отчислений за продажу товаров и услуг штату Невада. 20% болельщиков продлили пребывание в Лас-Вегасе на 5 дней, а 40% зрителей потратили более 2 тысяч долларов на расходы не связанные с боем. Громкое противостояние сохранило 414 рабочих мест.
UFC является экономическим катализатором для места проведения турнира. Первый эвент организации 2018 года в России собрал в «Олимпийском» 22 603 зрителя. Билетная выручка составила скромные 1.8 млн. $, что ниже средних показателей для UFC. Но для российского спорта данная цифра является высоким результатом.
Гонорары бойцов.
Средний гонорар бойца UFC является камнем преткновения. Лишь 16% от общей суммы доходов уходят на заработную плату и рекламу современным гладиаторам октагона. К примеру, NBA и NFL тратит 50 % на гонорары своих спортсменов. Bellator, вторая лига в мире смешанных единоборств и главный конкурент UFC, показывает цифры в 44,5% от общего дохода
Джон Джонс, лучший боец последних 10 лет вне зависимости от весовой категории, получил за два титульных боя с Энтони Смитом и Тиаго Сантосом 1 млн.$. Младший брат Джонса Чэндлер зарабатывает 19 млн. $ в год, играя в американский футбол за клуб NFL «Аризона Кардиналс»
Димитриус Джонс, проведший 11 успешных защит титула, получил 480 тысяч $ за чемпионский поединок против Генри Сехудо. Это было последнее противостояние «Мышонка» в UFC. Димитриус подписал контракт с азиатским промоушеном ONE FC, где получит 12 млн.$ по условиям сделки.
Не раскрученным бойцам UFC едва хватает денег, что бы погасить затраты на подготовку. В 2016 году инициативная группа спортсменов хотела ввести в промоушене по аналогии с боксом «Акт Али». Данный акт защищал бы их права. По замыслу авторов проекта, руководство UFC должно заключать контракт с бойцами на 1 бой. Спортсмены могли бы выступать в других организациях, увеличивая свои гонорары.
«Акт Али» поддержали ветераны промоушена Рэнди Кутюр, Вандерлей Сильва, а так же Конор Макгрегор, вынужденный делиться с UFC своими доходами. Дана Уайт пресек инициативу на корню, наняв лоббистскую фирму Farragut Partners для отмены акта.
Последние 5 лет UFC не раскрывает своих годовых доходов. В 2015 СМИ опубликовали финансовую отчетность организации для инвесторов. Выручка составила 609 млн.$. 75% были получены, благодаря медиа правам и платным телетрансляциям.
В 2019 газета The New York Post опубликовала материалы о доходах промоушена за год. Цифра составила 900 млн.$, из них 80% пришлись на прибыль от трансляций. Пандемия не стала помехой для детища Дана Уайта. С 2020-2022 годы UFC смогло провести ряд отличных эвентов на искусственном острове «Яс» в Абу-даби. Близок тот день, когда подпольный американский промоушен из 90-ых годов с боями на голых кулаках заработает свой первый миллиард $.