5 мин.

Хабиб Нурмагомедов. Наследие

Хабиб Нурмагомедов провел очередную защиту титула и объявил о завершении карьеры. Как бы мы не относились к решению чемпиона, мы должны его понять и принять.

Я видел Хабиба в последний раз 9 лет назад в Хасавюрте. Хас всегда был в тренде различных единоборств. Махачкала ничего и слышать не хотела об ММА, смешанных единоборствах в те годы, а в Хасавюрте уже организовывали большие турниры с прямыми эфирами на телеканале «Боец».

Промоушен ProFC осенью 2011 года проводил там турнир «Битва на Кавказе» и главным боем вечера была обозначена схватка между Шамилем Абдулмуслимовым и Хулио Сесар де Лимой за чемпионский пояс организации в полутяжелом весе. Бой Хабиба был заявлен как соглавный, в статусе лишь одного из супербоев вечера. Как выясниться впоследствии, поединок против Аримарселя Сантоса станет для него последним за пределами UFC.

За эти годы от Bad Boy, выходившего под It's My Time Fabolous мало что осталось. И это касается не только смены прозвища и песни для выхода.

*** Хабиб изменился как боец – от безбашенности против Сантоса не осталось и следа. О напоре, продуманности его боев до деталей, геймпланы его и т.д. написаны уже гигабайты замечательных текстов. Повторять все снова не хотелось бы. Тем более Хабиб изменился и в нескольких иных вещах. Публичность Нурмагомедова и его отношение к своим целям и достижениям тоже перетерпели большие изменения.

Публичность в части контактов со СМИ, сообщений в соцсетях и т.д., которая временами его явно тяготит (в чем он неоднократно признавался), но которую принял как часть работы, дается Хабибу непросто. За девять лет он прошел путь от известного только узкому кругу специалистов бойца до звезды мирового спорта.

 *** Кто давно следит за карьерой Хабиба, наверняка уже поняли: титулы и деньги не его самоцель. Пояс – не только и не столько монетезация его трудов, а нечто большее. Это то, что он оставит после себя. Наследие! В баскетболе, как ни в одном другом виде спорта культивируется это понятие. Это такой сакральный термин, точное определение которому вам никто не даст. Да, это что-то вроде, «спартаковского духа».

Я очень сомневаюсь, что для Хабиба ныне имеет катастрофическое значение зарабатывать по 500 тысяч долларов за вечер или все 10 млн.

Тут необходимая оговорка. В Исламе есть очень важное определение – исраф. Буквально с арабского слово означает расточительство и подразумевает чрезмерную трату того, что можно направить на благие дела. Расточительство может быть, как материальным, так и духовным. Нурмагомедов, в силу своих взглядов, далек как от тусовочной жизни, так и стремления наряжаться и окружать себя блестящим и светящимся а-ля Конора Макгрегор.

Если приглядеться, то легко заметить, что за редким исключением, Хабиб всегда довольно просто одевается. Про то, что и где он ест тоже легко можно сделать выводы из его instagram. Это дома, в гостях или простые общественные места без лишнего пафоса. Тусовки по определению не его тема.

Наверняка, у него есть обычные человеческие цели: дом, машины, возможность помогать близким, что-то оставить детям и т.д. Но, подозреваю, что все это без фанатизма. Даже без фанатизма в таких вещах, характерного, увы, многим дагестанцам.

В отличие от массы отечественных спортсменов, очень сомневаюсь, что для Хабиба спорт – это и трамплин в политику. Он уже прямо говорил, что его это все не особо интересует. При этом ему явно небезразлично и то, что происходит вокруг, в обществе.

Фигура Мохаммед Али, думаю, главная спортивно-общественная ролевая модель в его голове. Если нет, то он к этому идет, ему надо прийти к этому.

Кроме всего прочего, рассматривая свои достижения как нечто большее, чем просто титулы, деньги, индекс цитируемости, количество подписчиков, Хабиб формирует не только собственное наследие (наверняка, многое из которого будет впоследствии хрестоматийным), но, возможно, сам того пока не понимая, переводит и ММА в другую категорию видов спорта. Видов спорта, где будет меньше маргинальности, меньше парой безумной заточки тех или иных шагов, решений Даны и многих бойцов только на деньги, шоу и т.п.

 В этом главное отличие Хабиба и от его многих соперников. Являясь выдающимся спортсменом, Макгрегор после себя в ММА оставит только статистику, да крутые цифры про деньги, гонорары, PPV. Думаю, даже про виски за пределами Ирландии мало кто вспомнит.

После Хабиба Нурмагомедова останется нечто большее.

*** Величие спортсмена по мне – это не только, а иногда и не столько титулы, награды, рейтинги, но его влияние как на сам вид спорта, так и все, что около – расширение географии и аудитории, восприятие простыми людьми вид спорта, атлетов и т.д.

Нурмагомедов в октагоне – это самый доминирующий чемпион, который дошел до чемпионского пояса не проиграв почти ни одного раунда. Это атлет к концу карьеры, возможно, с самым крутым арсеналом приемов в ММА. Его уверенность в стойке – самом слабом его элементе - лишь росла с годами. Он не стал ударником, но даже с самыми опытными ударниками лиги он вступал неоднократно в размены.

Нурмагомедов за пределами клетки – это просто огромная армия по всеми миру, которые знать не знали, что такое ММА до Хабиба. Особенно это касается России, русскоязычного населения планеты и арабского мира. Если Конор Макгрегор в ММА привел огромные деньги, но все ж довольно узкого круга лиц, то Хабиб – огромное количество людей, у которых, возможно, не всегда хватило бы денег на платные трансляции, но которые готовы были с замиранием сердца следить за каждым его шагом по канвасу. В том числе и тех, кто желал ему проиграть. Хабиб ведь всегда подчеркивал, что вполне спокойно относится и к тем, кто болеет против него. Главное – они смотрели бои из-за него.

Нурмагомедов за пределами клетки – это превращение ММА в глазах очень многих людей из полумаргинального вида спорта в спорт, ставший вровень (а по популярности и перегнавший многие) с олимпийскими видами.

Вы можете как угодно относиться к Хабибу, но спустя много лет именно имя Нурмагомедова будет первой вашей ассоциацией с UFC. Уверен, вам будет приятного рассказывать внукам, что вы были современником этого соотечественника, видели своими глазами в прямом эфире его выступления и завершение выдающейся карьеры великого чемпиона.

Простой парнишка из обычного горного села Дагестана, который вместе с отцом шел по пути, чтобы стать чемпионом. Путь завершен. Чемпион стал Легендой.