Хабиб и Конор. Столкновение культур или липовый конфликт?
По полочкам разбираем конфликт Хабиба Нурмагомедова и Конора Макгрегора.
Хронология конфликта
До 2016 года Конор и Хабиб если не были друзьями, то, по крайней мере, были не прочь вместе сфотографироваться и перекинутся «респектами» в соц. сетях. И в этом не было ничего удивительного, ведь тогда каждый из них шел своей дорогой. Конор держал серию из 5 побед в полулегком весе. В 2015 году он уверенно побеждает крепкого Чада Мендеса и эпично нокаутирует великого Жозе Альдо, забирая пояс UFC в 66 весовой. Хабиб в это время залечивает травмы, и готовиться продолжить свой поход за титулом в легкой категории (до 70 кг). Но тут Конор решает подняться в весе и стать первым в истории UFC двойным чемпионом. По стечению обстоятельств вместо титульного боя Конор проводит 2 эпохальных битвы с Нейтом Диазом. Неожиданно уступив в первом бою, Макгрегор побеждает решением в реванше и снова заявляет о своем желание забрать пояс в легком весе. Тогда, осенью 2016 года, ирландец откровенно подрезает дагестанского орла и на финише матчмейкинга получает бой с Эдди Альварезом, который на тот момент держал титул (изначально UFC направляли контракт именно Хабибу но в последний момент передумали). Именно тогда и берет отсчет летопись истории одного из самых интересных и ярких и в том же время противоречивых противостояний в новейшей истории смешанных единоборств.
(фотография сделана в 2014 году)
Все прекрасно знали и знают, Конор – однозначно лучший трештокер в UFC и уже на тот момент крупнейшая звезда промоушена. За Хабиба же говорил его профессиональный рекорд (на данный момент он 28-0) и доминантное выступление практически в каждом своем поединке. На «дагестанских авиалиния» прокатились: Абель Трухильо, Рафаэль Дос Аньос, Пэт Хили и еще четверо неплохих бойцов из ростера UFC. К тому же, Нурмагомедов в отличие от многих русскоязычных бойцов, неплохо владел английским, свободно давая интервью иностранным СМИ. Афиша боя Конора и Хабиба неплохо смотрелась уже тогда, в далеком 2016 году.
На турнире UFC 205 в Нью-Йорке, Альварез благополучно падает от коронного левого хука Макгрегора и «Ноториус» забирает пояс. Хабиб не стал ждать и на том же турнире в Нью-Йорке более чем уверенно одолел опытного Майкла Джонсона. Сложно утверждать точно, кто именно начал этот конфликт, но отправной противостояния точкой можно назвать громкий вызов Хабиба, брошенный Конору. После победы над Джонсоном, Хабиб призвал ирландцв принять бой с ним, попутно обозвав Макгрегора «чикеном».
(Фотография боя Нурмагомедов-Джонсон на UFC 205)
(Конор Макгрегор побеждает Эдди Альвареза на UFC 205)
На первый взгляд абсолютно прозаичная история: претендент громко вызывает чемпиона на бой, да жестко и грубо, но все в рамках правил внутренней кухни UFC. Затем в конфликте появляются косвенные участники: Артем Лобов, друг и спарринг партнер Макгрегора, выходит в эфир и нелестно высказывается о Хабибе, обвиняя его в уклонение от боев. В результате, в подтрибунном помещении арены турнира UFC 223, между Лобовым и Нурмагомедовым случается напряженный разговор, на который Конор не мог не отреагировать. Один инцидент тянет за собой другой: Конор нападает на автобус бойцов карда UFC 223, в котором находился, в том числе и Хабиб, разбивает окно и вызывает Нурмагомедова на уличный бой, по-другому тут и не скажешь. Хабиб остается в автобусе, а на следующий день побеждает Эла Яквинту и впервые в своей карьере завоевывает пояс чемпиона UFC. Конфликт, очевидно, достигает своего пика, происходящее уже выходит за рамки шоу, между бойцами возникает серьезная вражда. Тогда, мало кто верил в возвращение долларового миллионера Макгрегора в смешанные единоборства. Получив за боксерский поединок с Флойдом Мейвейзером около 100 млн. долларов, Конор очевидно потерял финансовую мотивацию к боям, но нашлась мотивация личного характера. Бум! Нурмагомедов и Макгрегор подписывают контракт на бой, свою первую защиту титула дагестанский орел проведет именно против ирландца. Конфликт, который, казалось бы, уже достиг апогея, начинает снова набирать обороты. Конор в своей стихии: жесткий трешток в сторону оппонета и постоянные провокации при очных встречах на пресс-конференциях. Но в словах ирландца, пожалуй, впервые слышаться нотки искренней неприязни к личности оппонента. Макгрегор заходит на территории, которые до этого избегал, трештоком и постами в соц.сетях, затрагивая культуру и семью Хабиба. Вторая волна конфликта оказалась еще более сокрушительной. После победы над Макгрегором удушением в 4 м раунде, Хабиб не сдержав эмоции, прыгает из октагона и устраивает потасовку с командой Конора, благо всех оперативно разняли. Ирландец также обменялся пару ударами с представителями команды Хабиба (их тоже поспешно развели по углам). Сейчас, уже спустя почти 2 года с момента их титульного боя на UFC 229, конфликт успел снова вернутся в соц.сети и в различные СМИ, бойцы продолжают жестко высказываться друг о друге.
Конфликт между Хабибом и Конором реальный или постановочный?
Ответ на этот вопрос неоднозначный, но мы попробуем найти аргументы к обеим точкам зрения и сделаем определенный вывод.
Почему конфликт реальный?
Конфликт Хабиба и Конора не содержит классический трешток свойственный всем «фейковым» и постановочным конфликтам в UFC. Во-первых, оба бойца затронули «личное» друг друга: Хабиб в коридоре Barclays Centre «наехал» на друга ирландца Артема Лобова, Конор ответил разбитым окном автобуса и постамис соц. сетях, затрагивающие личную жизнь дагестанца. Именно переход на трешток в сторону непубличной жизни соперника характеризует данный конфликт как «реальный», ведь одно дело оскорблять личные качества оппонента, а совершенно другое оскорблять его семью, религию и культуру. Во-вторых, не кажутся ли вам инцидент с автобусом и прыжок Хабиба в толпу уж слишком безумными для постановочного конфликта? За свой прыжок из октагона Хабиб подвергся жесточайшей критики со стороны руководства UFC и многих фанатов MMА, Конор же за поступок на UFC 223 и вовсе попал под суд. Но главный признак «реальности» конфликта это поведение бойцов после поединка. Вспомните, как заканчиваются практически все, даже самые жесткие противостояния между бойцами. Правильно, «обнимажками» и «респектами» после боя. Да, конфликт может быть заново запущен уже на пресс-конференции после ивента, но непосредственно после поединка, мы чаще всего видим взаимное уважение между бойцами и их комплименты в адрес друг друга. В бою Хабиба и Конора мы подобного, мягко говоря, не увидели. Соперники стремились нанести максимально возможный урон друг другу. В-третьих, влияние противостояния Нурмагомедова и Макгрегора вышло далеко за пределы UFC и мира смешанных единоборств. Споры болельщиков в соц. сетях перестали быть носить характер «кто круче?», главным стал вопрос «кто прав?». Хабиб и Конор представители разных культур и имеют противоположенные взгляды на жизнь. Любовь к бескомпромиссному трештоку Макгрегора и религиозный консерватизм Хабиба вошли в серьезный резонанс. Но все же почему оба бойца перешли эту невидимую черту? Можно ли сказать, что они действительно ненавидят друг друга? Вполне возможно, что это действительно так.
Почему конфликт постановочный?
«Это просто бизнес» именно эта фраза, сказанная Конором во время его боя с Хабибом, первой приходит на ум при рассуждении о «ложности» конфликта Нурмагомедова и Макгрегора. И, правда, Конор это боец-бизнесмен, шоумен в окгагоне и за его пределами. Коммерческий интерес для Макгрегора является, пожалуй, приоритетным при выборе соперника. Также, ирландец всегда старается залезть в голову оппонента, применяя искусство трештока. По крайней мере, для самого Макгрегора, этот конфликт вполне мог быть частью бизнеса и продвижения боя, потому что очевидных причин ненавидеть Хабиба у него не было.С многими бойцами с которыми до боя конфликтовал Конор, у него сейчас прекрасные отношения (например, с тем же Жозе Альдо). Для Конора конфликтность - элемент его образа, сложно в принципе найти бой Макгрегора пере которым у него не было словесных перепалок с оппонентом. Ментальная игра не раз помогала Макгрегору выводить из равновесия своих будущих соперников: Жозе Альдо в ярости бросился на Конора и упал в нокаут, Эдди Альварез в бою с Конором не был похож сам на себя и чувствовал себя крайне неуверенность в своих силах. Конфликт для Макгрегора не только один из способов раскрутки боя, но и попытка психологически воздействовать на соперника. Следующий вопрос, на который необходимо ответить: был ли выгоден конфликт для UFC? Президент UFC Дей на Вайт никогда не препятствовал открытым конфликтам бойцов на пресс-конференциях и телешоу. Более того, еще в далеком 2005 году UFC запустили телепередачу под названием TUF (The ultimate fighter), частью которой нередко был конфликт бойцов, которые выступали тренерами своих команд в рамках телевизионного проекта. В TUF принимали участие: Ронда Роузи и Миша Тейт, Коди Гарбрандт и Ти Джей Диллашоу и многие другие спортсмены, отношения которых сложно назвать дружескими. Поединки, в которых между бойцами есть конфликт, интересен зрителю: Сент-Пьер против Диаза, Джонс против Кормье, Леснар против Мира, все эти бои стали легендарными не в последнюю очередь благодаря истории вокруг конфликта между бойцами.
Вывод
Однозначного ответа был ли конфликт реальным или «фейковым» дать невозможно. Истина, как всегда, где-то посередине. Конфликт как элемент раскрутки и продвижения боя выгоден как UFC, так и самим бойцам. Бой Хабиба и Конора победил рекорд и собрал около 2,4 млн. продаж pay-per-view. Тем не менее, есть и обратная сторона: противостояние Хабиба и Конора зашло слишком далеко, спровоцировав массу культурных и мировоззренческих споров среди фанатов MMA. Прошло почти 2 года с их боя на UFC 229, но страсти вокруг него кипят до сих пор. Сейчас, конфликт между Хабибом и Конором окончательно перекачивал в соц. сети, где бойцы продолжают регулярно обмениваться колкостями в адрес друг друга. Никакого примирения не было, и скорее всего никогда не будет. Нам остается только следить за событиями и ждать реванша между бойцами.
Хабиб и Гэтжи. Столкновение культур или липовый конфликт?