5 мин.

Дэйна Уайт до UFC: организовывал подпольные бои, а бандиты отжимали его спортивные залы

Кстати, Дэйна ирландец.

Дэйна Уайт-младший родился в Манчестере, но по национальности – ирландец. Его родители – Дэйна и Джун Уайт – никак не могли найти свое место, поэтому часто переезжали. Уайт-старший ушел из семьи, когда Дэйна пошел в школу, так что Джун пришлось одной воспитывать двоих детей: Уайта и дочку Келли. Они пожили в Лас-Вегасе, Техасе и маленьких городках Левант и Хермон. В последнем Уайт закончил высшую школу, а в 1987 году поступил в престижный колледж Бостона.

Студент из Дэйны оказался никакой: прогулы, нарушения порядка и наплевательское отношение к предметам. Все, что он любил, – это бокс и спортивная акробатика. На втором курсе Уайта отчислили, а в его жизни остались только занятия спортом и непреодолимое желание разбогатеть.

«Когда меня спрашивают об успехе, то я всегда говорю о попытках. Необходимо пробовать себя в разных областях. У каждого человека есть талант в какой-либо сфере», – говорит Уайт.

Подрабатывая в баре охранником, Дэйна открыл секцию бокса для детей и разработал собственную систему упражнений, совмещавшую в себе элементы бокса и акробатики. Она стала популярной и поспособствовала открытию сети спортзалов – Dana White Enterprise.

Но местные рэкетиры не прошли мимо такого успеха и потребовали большую сумму. Дэйна отказал, результат – нападение в 1990-м. Уайта избивали 15 минут, а потом бросили умирать в подворотне. Бизнесмен попал в больницу с множеством травм, но большее всего пострадало ухо: врачи диагностировали болезнь Меньера (заболевание внутреннего уха). Дэйне сделали операцию, которая не помогла, а только ухудшила состояние. Для повторной Уайт ездил в Германию и отдал за нее 10 тысяч долларов.

Дальше у Дэйны начались проблемы с налоговой, из-за чего ему пришлось закрыть бизнес и переехать в Лас-Вегас.

«Это было ужасно. Но моя любимая поговорка: выхода нет только из гроба. Я продолжал действовать. Я хотел связать свой бизнес с боевыми искусствами. Тогда я решил, что буду промоутером», – вспоминал Уайт.

Дэйна стал менеджером боксеров, но был уверен – будущее за MMA

В Лас-Вегасе Дэйна учился на спортивного менеджера, а вскоре подписал контракт с несколькими боксерами. Параллельно Уайт обращал внимание на более молодые виды единоборств, потому что понимал – тягаться с легендарными промоутерами Бобом Арумом, Доном Кингом или Деном Дувой просто невозможно. А чтобы выйти на такой уровень, нужно много времени, связей и денег. Тогда-то он и познакомился со смешанными единоборствами и даже пошел заниматься джиу-джитсу.

Новые связи позволили организовать собственный подпольный промоушен. Поединки там были настоящими боями без правил, но качественно организованными. Умение вести дела привлекало бойцов, поэтому Дэйна стал менеджером.

«В бизнесе необходимо отбросить ненужные сопли о честности и справедливости. С такими мыслями ничего не получится. Иногда я делал поганые вещи. Деньги не пахнут. Мораль – самое последние слово в мире такого бизнеса, как ММА и бокс», – считал Уайт.

Самыми известными его подопечными стали Тито Ортис и Чак Лидделл, которые уже несколько лет выступали в UFC. Будущий президент промоушена навел справки и узнал, что организация на грани банкротства, а компания ищет покупателя. Номинальная стоимость проекта – 2 миллиона долларов.

Уайт обратился к однокласснику из высшей школы – Лоренцо Фертитте – и объяснил все преимущества.

«UFC – это как новая технология. Понимаете, это как штука, про которую никто не знает, но без нее нельзя представить будущее», – сказал тогда Уайт.

В 2001 году Лоренцо и его старший брат Фрэнк выкупили права на UFC с помощью специально созданной компании Zuffa LLC, назначив Дэйну президентом.

Уайт сразу занялся раскруткой промоушена. Он благополучно продавал идею и переманивал бойцов со всего света. Дэйна помешался на продвижении смешанных единоборств и активно работал с медиа. В итоге проектом заинтересовался миллиардер Дональд Трамп, который помог решить несколько проблем, особенно – с выходом смешанных единоборств за пределы маленьких арен.

«Он видел потенциал в MMA, первым вкладывал деньги в индустрию. Он предложил проводить бои на его площадках, и мы сделали это в Trump Taj Mahal в Атлантик-Сити», – вспоминал Уайт.

Вскоре UFC заключил контракт с телеканалом Spike TV – первым показанным турниром стал UFC 33.

В 2005-м Дэйна организовал The Ultimate Fighting (TUF), в котором объединил ток-шоу с отбором в UFC, что привлекло множество бойцов и фанатов. Один эпизод стоил 20 миллионов долларов. В 2006 году организация поглотила калифорнийский промоушен WEC, а через год – Pride. Многие звезды японской организации перешли к Уайту, но большая часть к главным конкурентам UFC – Strikeforce. Тогда политика Дэйны оказалась сильнее, и в 2011-м UFC просто выкупил промоушен.

И сейчас Дэйна Уайт – глава сильнейшей лиги мира, а доход UFC за 2019-й – 900 миллионов долларов.

«Вы смотрите борьбу, бокс, дзюдо, все те вещи, которые есть в ММА. Поэтому смешанные единоборства должны стать олимпийским видом спорта. Они должны быть по всему миру, и я определенно хотел бы это увидеть. Может быть, я не тот парень, кто сделает это, но я хочу быть хотя бы тем парнем, который это увидит», – говорит Уайт про будущее всего спорта.

UFC заработал 900 миллионов долларов за год. Но гонорары бойцов – только 16%

Фото: Gettyimages.ru/Angel Valentin, Jeff Zelevansky, Steven Ryan