9 мин.

«Башка была в мешке, к ней приставили ствол». Бойцы MMA вспоминают околофутбольные драки

Романов, Вартанян и другие частенько бывали на поляне.

18 февраля 2017 года в Санкт-Петербурге на турнире M-1 Global официально подрались фанаты. Дмитрий Тебекин (ЦСКА) заставил сдаться Артура Тюльпарова («Спартак») в первом раунде, к тому моменту у ребят на двоих набралось лихое околофутбольное прошлое. Выходцев с поляны в MMA вообще много – о некоторых можно даже не догадываться, так как этот факт биографии они тщательно скрывают, но кто говорит открыто – вполне способен привести на турнир поддержку из примерно тысячи человек. Дерби «Спартака» и ЦСКА завершилось, самое время рассказать о некоторых бойцах.

Сергей Романов: «Жестко избили в электричке. Сидел в углу и как мог закрывался»

В Санкт-Петербурге историй фанатских драк много. Тот же Тюльпаров рассказывал, как в северной столице начал топить за «Спартак»: «Однажды с друзьями стали свидетелями, когда болельщиков «Зенита» было в четыре раза больше, а красно-белые зарубились с ними втроем. Грустно наблюдать за несправедливостью, и мы влились туда».

Пожалуй, самый известный представитель околофутбола в MMA сейчас – Сергей Романов, выступающий в M-1. Он болеет за ЦСКА, а за профессиональную карьеру одержал 16 побед и всего трижды проиграл. В октябре 2017-го он стал претендентом на чемпионский пояс организации, но проиграл нокаутом Алексею Кунченко.

На тот бой Романов продал тысячу билетов, и за него шизил целый сектор.

«Я сам играл в футбол, и нам как-то раздали бесплатные билеты на «Динамо СПб». Начали ходить, понравилось. Сначала отказывался от предложений подраться, но потом все-таки согласился, потому что с детства тянуло на это дело», – вспоминает Романов.

О самом жестком моменте говорит просто – это был первый и последний раз в жизни, когда он испугался:

«Ехали в электричке с баскетбола и нас жестко ######### [побило] мясо подольское. Нас было четверо, по 15-16 лет. Прошел пьяный мужик, запалил наш состав. Через 10 минут он уже стоял в первом ряду против нас. Они ворвались и сильно ######### [накостыляли]. Я сидел в углу и как мог закрывался, руки и ноги дрожали».

Сергей рассказывает, что на поляне можно драться за клуб, но при этом не болеть за него.

«Таких называли «подписные спортики», – говорит Романов. – Раньше мы накидывались, бухали и искали, где и с кем подраться. Шли по городу, заглядывали в каждый уголок, и в любое мгновение на тебя мог выйти состав. Потом стали заботиться о репутации, и все ушло в лес. Тогда уже ребята тренировались и подтягивали друзей из зала».

Завязал Романов не только из-за профессиональной карьеры, но как раз и из-за отсутствия былой романтики: «С уходом в лес началась банальщина. Тупо стенка на стенку. Все угасло, а я нашел альтернативу такому насилию и агрессии. Я хочу показать, что и из этого можно вырасти и стать чемпионом мира».

Артем Лобанов: «Спецназовцы на полчаса ставили босиком в снег»

24-летний Артем Лобанов болеет за «Спартак». Он провел 11 поединков в MMA: 6 побед и 5 поражений. Интересно, но, в отличие от многих, Лобанов оказался в околофутболе уже будучи спортсменом, а не наоборот.

«Друг попросил поддержать их в ближайшей встрече. Потом завертелось, драка за дракой. Наша идея заключалась в том, чтобы создать боеспособный коллектив, который заявил бы о себе на всю страну. Который станет перспективным проектом и перерастет эти подмосковные потасовки», – говорит Лобанов.

В активе Артема много массовых рубок – и на поляне, и в городе, но больше всего ему запомнился момент, когда их, 20-летних, спецназовцы вывезли в лес: «К башке приставили ствол, а башка была в мешке. Как в фильмах. Еще на полчаса ставили в снег босиком, чтобы на себя какие-то косяки взял».

Ушел Артем из околофутбола несколько лет назад, потому что появились семья и ребенок. Теперь, помимо профессиональных боев, он работает на трех работах.

Эдуард Вартанян: «Дрался один против семерых, но старшие сказали – хватит»

Вартанян неоднократно максимально близко подбирался к чемпионскому поясу ACB, был обладателем временного титула, стал одним из лучших легковесов в России, а на каждый его бой можно легко найти продажу билетов на отдельный сектор.

Захотев самоутверждения и внимания к себе, еще в колледже Эдуард согласился сходить на футбол, а после него подраться. Попал в движ благодаря ЦСКА, дрался за «Динамо».

«Мне нравилась атмосфера. Пробить выезд, на «собаке» ехать в другой город. На сам футбол вообще особо внимание не обращал. Самый запоминающийся момент? Когда я остался один против семерых. Против «Спартака» тогда было, и всех наших вынесли. Я дрался хорошо: сломал одному нос, но в итоге старшие сказали, что хватит, зачем одного всемером избивать. Но я был готов дальше!» – вспоминает Вартанян.

Потом Эдуарду не нравилось, что дерешься не один на один, могли ударить со спины, а в карьере хотелось другого развития. Теперь Вартанян – один из тех, кому приписывают очень скорый отъезд в UFC.

Кирилл Крюков: «Пошел за компанию, хотя драки не любил»

У Крюкова («Локомотив») не так много поединков в MMA – 8, из которых 7 победных и один неудачный. 27 декабря 2018-го он подрался вничью с Алексеем Мартыновым, которого в околофутбольных кругах знают как Лакоста. Он гонял за «Зенит», и это было еще одно яркое фанатское противостояние в клетке.

Кирилла поддерживает и клуб: красно-зеленые следят за его успехами, желают удачи в соцсетях и этим продвигают.

Еще несколько лет назад было немного иначе, и Крюков кулаками отстаивал цвета «Локомотива».

«Я с детства болел за него. Первый раз попал на футбол с отцом, лет в 10. С 14 начал ездить самостоятельно. Где-то через год мои друзья попали на проверку в околофутбольный коллектив и после трех драк позвали меня. Пошел за компанию, хотя драки не любил», – история Крюкова все-таки основана на симпатии к команде. 

Кирилл вспоминает, как 15-17-летних пацанов выставляли на драку, против них выходили здоровые мужики под тридцатку. Говорит, что при этом они не сдавались, из-за чего все затягивалось, и в итоге заканчивалось очень серьезными травмами для его друзей. Крюков до сих пор общается с теми, с кем впервые оказался на поляне.

«Когда я начал выступать в MMA, даже по любителям, за меня приходило поболеть человек 10-15. Потом 30-50, а когда перешел в профессионалы, то количество поддерживающих перевалило за 200. Все это болельщики «Локомотива», и на следующий бой фанатов будет около 1000. Думаю, в будущем у каждого клуба появятся официальные представители в ММА», – уверяет Крюков.

Алексей Мартынов: «Зачем мне переживать за футболистов? Они все миллионеры, а играть не хотят»

Собственно, Лакост. 14 побед, 7 поражений и две ничьи. В профессионалах не проигрывает с 2014 года, а вообще к поражениям, в том числе околофутбольным, относится философски.

«Это того стоило. Я ни разу не пожалел об этом. Околофутбол сделал меня мужчиной с характером. Даже когда огребал от москвичей где-нибудь в магазине – все равно. Вспоминаю с теплотой эти моменты. Честно говоря, я бы вернулся в то время».

На поляну Мартынов также попал из зала, гонял за «Зенит». Сейчас же Алексея не цепляет футбол. О клубных предпочтениях внутри клетки он не вспоминает: «Они там все миллионеры. А вот играть как-то не хотят. Зачем я за них переживать буду? К фанатам других команд я отношусь спокойно. Сужу не за какой клуб кто-то болеет, а за то, какой он человек».

Егор Голубцов: «Мне нравились конфликты, хотел найти друзей, которые готовы ради тебя на все»

Представитель команды «Рать» топил за «Урал», одержал в MMA 17 побед и 8 раз проиграл. В околофутбол его не привели друзья, не попросили поддержать из зала, и за клуб он с детства не болел.

«Я узнал об этом из СМИ. Мне нравились конфликты и драки, плюс я хотел найти таких друзей, которые ради тебя будут готовы на все, не бросят и будут стоять до конца. Так я сам начал искать это. На улице как-то увидел парня, который по одежде был похож на хулигана. Я подошел, завел с ним беседу и так попал в банду», – говорит Голубцов.

Последняя драка за «Урал» у него была в 2012 году, и там он получил носком ботинка прямо в глаз. Фингал не проходил полгода, но при воспоминаниях об околофутболе Егор с радостью рассказывает про выезд в Пермь: «Это был 2008 год. В одном из дворов города сошлись 100 на 100. Плотная рубочка была, но мы выиграли, погнали их. А как добирались – целое приключение: объездными путями на «газельках», потом на электричках, высаживались на разных станциях, в итоге толпой срослись и пошли искать соперников».

Голубцов считает, что возрастающая популярность фанатов в MMA объясняется очень просто.

«Промоушены понимают, что надо заполнять арену. У ребят, которые раньше гоняли, остается коллектив. Это окружение, которое 100% будет ходить и болеть за них. Получается, что есть боец с уже готовой фан-базой и которого не надо особо раскручивать», – говорит он.

***

Почти все ребята друг с другом так или иначе на связи. Романов легко вспоминает московских, Крюков выводит на Лобанова, Лобанов – на Лакоста. Помимо околофутбола и единоборств их объединяет фраза, которую произнес каждый: «Со всеми друзьями из околофутбола мы до сих пор общаемся».

Фото: REUTERS/Maxim Shemetov; vk.com/fighter_sech; instagram.com/kryukovkv; vk.com/alexeylacost, Egor Golubtsov