Джо Фрейзер – первый боксер, победивший Али. Мы поговорили с его менеджером и даже купили галстук легенды
Не только великий боксер, но и человек.
Знаменитая тройка тяжеловесов – Мохаммед Али, Джо Фрейзер и Джордж Форман – много лет правила в боксе. Эти ребята уничтожали дивизион, а когда встречались друг с другом, то всегда закатывали просто сумасшедшие бои.
8 марта 1971-го в Нью-Йорке прошел первый бой между Али и Фрейзером. 57 побед на двоих и ни одного поражения. Все должно было закончиться 32-м триумфом Мохаммеда, но 15-раундовый бой прошел совсем не так, как ожидал Величайший. Джо перебоксировал его, отправил в нокдаун, а в итоге победил единогласным решением судей, завоевав чемпионские пояса WBC и WBA.
Потом Али дважды взял реванш у Фрейзера, но Джо навсегда вошел в историю как великий чемпион, который первым смог побить Мохаммеда. Фрейзер – это не только эталонный спортсмен в ринге, но и легендарный человек. В тройке Али – Фрейзер – Форман именно Джо называли самым близким к народу.
В середине 2011-го стало известно о тяжелой болезни Джо. А 7 ноября он умер от рака. Единственным человеком, который тогда доносил до мира новости о Фрейзере был Лесли Вульф – его последний менеджер, который занимался вопросами бизнеса. Сейчас Лесли живет в Филадельфии, ему 81 год, но он все еще в деле: ведет проекты с благотворительными домами и с упоением вспоминает Джо.
Алексей Сафонов в течение нескольких месяцев общался с Лесли, чтобы узнать – кто же такой Джо Фрейзер за пределами боксерского ринга. И получил невероятное количество историй.
У Фрейзера была задолженность по залу в полмиллиона долларов. Бизнес боксера прогорел из-за семьи
– «Опыт – это самый жесткий вид учителя. Он сначала дает тест и только потом урок». Так вот, я – это голос опыта, ориентированный на предпринимательство. Пытаюсь принести пользу клиентам, у меня 50-летний опыт в сфере продаж, маркетинга и менеджмента.
Моя философия: будьте открыты для перемен и думайте масштабно. Большие идеи имеют большой потенциал, а вот маленькие не поддаются росту. Думайте дико и нестандартно, иначе у вас никогда не родится большая идея.
– Читал про ваши кейсы: спасение 9 крупных счетов для одной фирмы, продажа нового дела за $1,5 млн для клиента малого бизнеса, увеличение трафика для сети быстрого питания на 46%. Чем вы занимаетесь сейчас?
– Например, добровольно помогаю детской больнице Филадельфии в разработке специальных кукол, чтобы пациенты чувствовали себя комфортно при посещении врачей. Таким же образом взаимодействую с домом Роналда Макдональда в Филадельфии.
– Как вы познакомились с Джо?
– В начале 2004-го. Мы оба были в Филадельфии. Меня познакомили с ним через боксера, который работал в его спортзале. Тогда же я узнал, что у Фрейзера задолженность $500 000 из-за неумелого управления его делами членами семьи. Меня попросили помочь Джо, поэтому я стал бизнес-менеджером и персональным менеджером – вплоть до его смерти в ноябре 2011 года.
– Что было не так с залом? Удивительно слышать про такие финансовые проблемы для легенды бокса.
– Если б бизнес вели должным образом, зал был бы очень успешным, но неуплата налога на недвижимость в течение 10 с лишним лет была лишь одной из многих ошибок. Фрейзер был и невероятным спортсменом, и человеком, но он, как и многие другие спортсмены, полагался на семейные связи. А родственники неправильно управляли бизнесом.
– Почему Фрейзер изначально открыл зал?
– Джо вытаскивал детей с улиц, чтобы они были в безопасности и делали правильные вещи. Но все это было утеряно, потому что дети Джо не справились с этим, а Джо полагался только на них.
– У Фрейзера были тяжелые отношения с семьей?
– Честно говоря, я держался подальше от семьи Джо. Он был дружелюбен с ними, но активно не общался. Последнюю часть жизни он провел с многолетней спутницей – Дэнис Менц, с которой познакомился в 24 года, а долго она была любовницей. Они сильно друг друга любили, Дэнис была для него источником силы. Именно Дэнис спроектировала и обставила апартаменты Джо на третьем этаже зала, а после его закрытия они переехали в квартиру в Филадельфии.
– Вы с Фрейзером были только деловыми партнерами или сдружились?
– У нас с Джо сложились глубокие отношения, мы искали возможности не только улучшить его финансовое состояние, но и поддерживали и расширяли базу поклонников.
– Как строились ваши деловые отношения? Зарплата, гонорары?
– Никакой зарплаты, я получал только комиссию за все доходы, которые лично для него устраивал. Этот доход был получен от его внешнего вида и коммерческих сборов, продажи товаров Фрейзера и любых других возможностей, которые я мог для него развить. Это обеспечило ему здоровый поток дохода за те 7 лет, что мы были вместе.
– Продажа товаров Фрейзера?
– После закрытия зала Джо отдал мне много личных вещей: бумаги, плакаты, одежда etc. К сожалению, после того, как он умер, у меня возникла ситуация, когда мне пришлось переехать в маленькую квартиру, поэтому большинство вещей сейчас в складском помещении, которое я арендую.
[От автора. Я не удержался и попросил у Лесли список вещей, которые можно приобрести. Больше всего приглянулся темно-синий галстук, на котором золотым цветом вышиты боксерские перчатки и ринг. Эта посылка шла до меня месяц – а сколько счастья! К галстуку Вульф приложил письмо и их фотографию с Джо]
У Фрейзера была философия: нет правильного или неправильного способа поступить правильно
– Какой момент впечатлил вас больше всего во время общения с Джо?
– Когда меня госпитализировали в местную больницу. В ожидании осмотра одна из медсестер остановилась и спросила: «Вы знаете, что Джо Фрейзер здесь, чтобы увидеть вас?». Он узнал об этом, когда позвонил в мой офис, чтобы поговорить. Моя секретарша сказала ему, что я в больнице, тогда он примчался, хотя зал Джо был далеко.
– Прямо сейчас в США многочисленные беспорядки, вызванные убийством Джорджа Флойда. В отношении Фрейзера были инциденты из-за цвета кожи?
– Джо столкнулся с предвзятым отношением в Америке, как и многие темнокожие люди. Но это привело к созданию его собственной философии. Он говорил: нет правильного или неправильного способа поступить правильно. Джо придерживался этой философии, проповедовал ее, и я надеюсь пропагандировать ее везде, где только смогу. Сейчас мы нуждаемся в этом больше, чем когда-либо.
– Как Фрейзер относился к фанатам?
– Джо хорошо общался с поклонниками; знал, что успех зависит не только от его навыков бокса, но и от того, как поклонники относятся к нему как к человеку. Представитель WBC в Европе Дэвид Уолкер писал мне о воспоминаниях с последней встречи с Джо. Он наблюдал, как Фрейзер весь день разговаривал с фанатами, хотя очень устал. Но Джо и не думал уходить – был предан поклонникам. Фрейзер знал, что может вдохновлять людей, поэтому всегда ставил других на первое место.
Тогда Уолкер сказал, что Фрейзер был самым близким для людей чемпионом мира по боксу. Вы не могли добраться до Джорджа Формана или Мохаммеда Али: они суперзвезды. После этого Дэвид стал продюсером документального фильма «Джо Фрейзер. Когда дым рассеется». Это была история, которую Джо хотел рассказать: о Джо не против Али, а просто о Джо. Фрейзер посмотрел картину и был счастлив.
– Я наслышан о том, что Фрейзер вообще был по жизни очень дружелюбным.
– О да! Одна женщина – Линда Эванс – рассказывала мне, как ее сын – Кейси – в 90-е интересовался боксом, потому что его часто били в школе, а она была матерью-одиночкой и не знала, как помочь ему.
Он пошел тренироваться в Клуб для мальчиков в Сент-Луисе, а однажды Линда узнала, что в ту школу приедет Джо. При встрече Кейси рассказал Фрейзеру о занятиях, и тогда Джо начал боксировать с тенью: Джо дал свой номер и они подружились! Мальчик постоянно звонил ему, а Фрейзер давал советы: например, бегать в тяжелых строительных ботинках. После этого Кейси даже какое-то время жил вместе с Фрейзером, а Джо следил за его дисциплиной.
У меня вообще есть несколько историй, которые рассказывали люди, общавшиеся с Джо. Чтобы лучше понять, что за человек Фрейзер, лучше их услышать. Интересно?
– Конечно!
Как Джо Фрейзер смешал белое и красное вино вместо того, чтобы выбирать один бокал
– Это история Ричи Вудхолла, бывшего чемпиона WBC и бронзового медалиста Олимпиады-1988: «Мне посчастливилось сесть рядом с Джо на одном мероприятии. Я спросил его, пьет ли он вино, и предложил красное и белое. Джо сказал, что ему нравятся оба, поэтому я расставил два стакана и налил, наполняя их до половины. Когда я закончил, то Джо – к моему изумлению – налил белое вино из меньшего бокала прямо в большой бокал, смешивая их вместе. Затем он улыбнулся и сказал: «Сынок, я сказал, что мне нравятся оба!».
Я разразился смехом, а он смеялся со мной и сказал, что я должен попробовать это, что я и сделал... Это было безумие!».
Как Джо отдал шляпу бездомному, а потом заплатил за шляпу для водителя-боксера
– Теперь – рассказ от Тебора Броша. Это бывший канадский боксер, который на момент встречи с Джо был еще совсем неопытным:
«Я встретил Джо Фрейзера 18 апреля 2007 года. Это был мой второй профессиональный бой – в Торонто, в отеле Royal York. Джо был приглашенной знаменитостью. Я был взволнован: хотел встретиться и показать ему свои навыки в ринге.
Когда я пошел за гонораром после боя, то Джо был в комнате, встречая и приветствуя людей. Я очень нервничал: «Привет, Джо, для меня большая честь встретиться и подраться перед тобой. Меня зовут Тебор». Мы пожали друг другу руки и немного поговорили о бое, пока мой друг Джером Кофей сфотографировал нас.
Во второй раз, когда я встретил Джо, почувствовал, что выиграл что-то особенное. В то время мне позвонил менеджер и сказал, что Джо Фрейзер возвращается в Торонто, чтобы встретиться с Джорджем Шувало в честь 40-летия их боя. Меня попросили быть его личным водителем на выходные. Я не колебался ни секунды. Освободил все расписание и забрал Джо в аэропорту. Я помню, как он выходил из зоны прилета: шел с тростью из-за предыдущей автомобильной аварии.
Помню, как говорил себе: здорово! Мне придется два дня водить его по Торонто, со всем трафиком и сумасшедшими водилами. Теперь я хороший водитель, я просто не хотел, чтобы все пошло не так, пока легенда была на моем пассажирском сиденье. Джо вел себя непринужденно и шутил, указывая на красивых женщин и кадиллаки, которые мы проезжали в городе. Мне это нравилось!
Перед тем, как отправиться на мероприятие, мы должны были зайти в магазин шляп под названием «Шляпник». Джо отдал свою шляпу бездомному парню в городе, поэтому нуждался в другой для этого мероприятия. И я помню, как думал, что за классный чувак Джо. Все его любили. Он предложил мне купить шляпу, на которую я положил глаз, но у нас не хватило времени.
То событие было удивительным! Я познакомился со многими замечательными людьми, а также сфотографировался с Фрейзером и Шувало. Не говоря уже о том, что они оба подписали это фото для меня.
Чтобы положить вишню на торт этой истории: когда я высадил Джо у его отеля ночью, он подошел ко мне и сказал: «Тебор, спасибо за все, было здорово увидеть тебя снова». Фрейзер пожал мне руку и сказал: «Возьми 60 долларов и купи себе ту шляпу, которая тебе понравилась в магазине».
Я был так счастлив, взволнован и польщен. Я пошел туда на следующий же день, как только магазин открылся, и купил эту шляпу. Сегодня это одна из моих любимых вещей, и хотелось бы, чтобы я когда-нибудь носил ее рядом с Джо, чтобы показать ему, что я пошел и забрал ее».
Как Джо Фрейзер пел на сцене отеля перед выставочным боем
– У Джо правда была сумасшедшая харизма. Фрейзер был талантлив не только в боксе. История певца Кэя Льюиса:
«Я встретил Джо Фрейзера, когда он был чемпионом мира в тяжелом весе. Я был молодым певцом, живущим в Хьюстоне, а Джо приехал в город, чтобы провести выставочный бой с Кливлендом Уильямсом в Astrodome в июле 1971 года. Янк Дарем, менеджер Джо в то время, отправил сообщение в отель, где они будут жить и где я выступал каждый вечер, что Джо хотел спеть со мной и моей группой. Я был в восторге, а музыканты просто в экстазе!
Джо выходил на сцену и пел несколько песен с нами оба вечера, когда был в городе. Одной из песен, которую он пел, была Knock On Wood, и когда он пел, то наносил фальшивые удары по мне и ребятам из группы. Обещаю, его руки были похожи на гигантские стволы деревьев!
Джо звучал как чудесный Сэм Мур из знаменитого дуэта 70-х Sam & Dave. Без сомнения, Джо мог бы выступить на сцене в качестве певца. Он любил петь и умел развлекать людей.
Однажды ночью, когда Джо был в городе, я сел и долго разговаривал с ним. Мы говорили о многих вещах, но то, что оставалось со мной все эти годы, это то, как он говорил о любви к семье и Господу. Джо сказал, что без бога ничего не будет. Он сказал мне, что в молодости он стал христианином, и когда говорил о Боге, то казалось, что просто сиял».
Как Джо Фрейзер поддавался спарринг-партнерам в игре в кости, чтобы они могли больше заработать
– Стэн Хочман из Philadelphia Daily News рассказывал, как Фрейзер вел себя во время тренировочных лагерей. Быть спарринг-партнером Джо – одна из самых тяжелых работ в Америке. Им платили довольно много, но ребят сильно били: Фрейзер понимал, что спарринги должны быть жесткими на 100%, иначе он не выжмет из себя все. Поэтому когда боксеры подписывали контракт на лагерь с Джо, их предупреждали, что Фрейзер работает безжалостно.
Но после тренировок Фрейзер всегда искал способ, как бы сделать жизнь этих парней лучше и при этом не показаться мягкотелым. Иногда по ночам они играли все вместе в кости.
Когда Джо надо было выбросить 4 или 10, он резко повышал ставки – и делал это сознательно, потому что шансов выбросить эти цифры мало (комбинаций всего 2, в отличие от других чисел). Он делал это, чтобы ребята выиграли деньги за свои страдания на спаррингах.
Мохаммед Али специально прилетал в Филадельфию на похороны Джо Фрейзера
– Были ли у вас какие-либо проблемы с Джо в бизнесе? Или он был отличным партнером?
– Он истинный джентльмен, с ним приятно было иметь дело. Джо держал разум открытым и не колебался ни секунды, задавая вопросы всякий раз, когда ему нужно было больше деталей, чтобы лучше понимать, что мы делаем. Он действительно был великим человеком.
– Вы говорили с Джо о его главных соперниках: Али и Формане?
– Мое внимание было сосредоточено на том, чтобы вместе с ним построить успешный бизнес. Он был в нестабильном финансовом положении. Мне надо было улучшать его дела через инновационные маркетинговые ходы, и некоторые из них влекли за собой размышления о его бывших противниках. На самом деле, таких разговоров было очень мало. Даже после того, как мы решили денежные вопросы Джо, наш фокус состоял в том, чтобы найти возможности с теми поклонниками, которые все еще высоко ценили его. Это привело к большому количеству выступлений не только в США, но и за рубежом: в Австралии, Новой Зеландии, Франции, Англии. Если бы я знал о его фанатской базе в России, мы бы обязательно там побывали. Я все еще хотел бы сделать это лично до того, как мне исполнится 100 лет.
– После активностей Джо на публике очень неожиданными оказались новости о его здоровье. Как вы поняли, что у Фрейзера проблемы?
– Друг Джо и врач-ортопед Джон Келли заметил, что Фрейзер теряет вес. Тогда мы отправили его к врачу Гэри Круксу, который сначала думал, что это не серьезно. Но затем компьютерная томография выявила рак печени.
Этот удар был похож на эмоциональный нокаут. Джо продолжал обращаться за медицинской помощью, он отошел от большинства внешних мероприятий, за ним ухаживала Дэнис Менц. Еще он общался с сыном Марвисом.
– Болезнь прогрессировала быстро?
– Очень. Джо умер всего через полгода после того, как ему поставили диагноз.
– Как были организованы похороны?
– Все сделала его семья. Если я правильно помню, на церковной службе и самих похоронах присутствовало более 100 человек. На них прилетел и Али, который сидел на три ряда впереди меня. Мохаммед прибыл отдать дань уважения. А еще сотни сообщений с соболезнованиями, которые я лично получал со всего мира.
– Какие были самыми неожиданными?
– Например, написал бортпроводник, который был с нами в самолете во время поездки в Англию.
А вот письмо от Тони Кьюзоло, который знал Фрейзера больше 22 лет: «Я хотел бы присутствовать на похоронах и сказать пару слов. Хочу, чтобы широкая публика узнала истинную сторону Джо. Чтобы люди услышали, как Фрейзер каждое Рождество помогал моей общине в Нью-Джерси, где были бедные и больные дети. Он пожертвовал кучу денег и игрушек для этих мальчишек и девчонок».
Фото: globallookpress.com/Roger Williams/ZUMAPRESS.com, Pete Marovich/ZUMAPRESS.com, Nina Prommer/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Keystone, Brad Barket; twitter.com/dougshimell; East News/AP/East News