Тренер бойца UFC работал судьей в «Битве за хайп», из-за травмы участника сам вышел в клетку – и победил. Мы с ним поговорили
Александр Сидорин – машина.
В начале июня Александр Сидорин затащил в «Битве за хайп» – MMA-проекте Амирана Сардарова («Дневник хача»). Да, 37-летний Сидорин – тот самый дядя, нокаутировавший в первом раунде Арсена Абакарова с рекордом 4-1.
Вообще Александр – тренер и официальный судья Союза ММА России. Именно он ведет к победам в UFC Никиту Крылова, и именно на него так злился Магомед Исмаилов после боя с Владимиром Минеевым. А начиналось все у Сидорина с тайского бокса в Прокопьевске.
«Битва за хайп» – зашквар или нет?
– Итак, «Битва за хайп». Как это вообще случилось?
– Спонтанно все произошло. Работал там судьей, сломался боец – Коля Данилов. Пришлось его заменять. Не было времени думать, поэтому между предложением и выходом в клетку было полчаса.
– Почему согласился?
– Все вместе: и финансово заинтересовали, и подраться хотелось. В башке давно проскакивали мысли выскочить, зудела эта идея. Тренируешь ведь ребят, постоянно смотришь на это, сам думаешь: почему бы и нет? Вот звезды и сошлись.
– В бою тебе пришлось в некоторых моментах прямо выживать.
– Все из-за первого удара: не увидел его, хотя вроде и руки на месте были. Но он пришелся больше в затылочную часть, тогда чуть повело. Дальше, все что мог, терпел. Понял, что он начал добивать, в моменте смотрю, не сильно закрепился на мне. В борьбе с ним повозился, а когда подняли в стойку – я продышался и завелся. Он же вышел убивать и не посчитался со мной. Вот и не получилось чуть-чуть.
– Три фактора, из-за которых ты победил?
– Опыт, как ни крути. С возрастом все иначе воспринимаешь, морально в том числе. До сих пор думаю, откуда такое спокойствие было. Даже адреналин не успел схватить. Плюс характер, всю жизнь дрался и всегда до последнего.
– Это нормально, что у тебя многолетний тренерский стаж, ведешь многих крутых спортсменов – ноль внимания, а происходит такое фрик-шоу, и все сразу о тебе говорят?
– Когда я в первый раз судил там, услышал гонорары пацанов. Мне стало маленько обидно за ребят, которые тренируются, пашут, а получают копейки. Но в тоже время респект Амирану, что вообще делает это и есть возможность заработать. Многие говорили: зашквар. А в чем зашквар? Лига непрофессиональная? А если против тебя выходит такой же боец? Одно дело, когда ты ежика какого-нибудь бьешь, тогда да. Тут такой же профессионал, тебе платят хорошие деньги, ты показываешь свои силы и что ты умеешь.
– Проекту место на российском рынке единоборств?
– Да, а почему нет? Если все будут делать грамотно. Это в любом случае популяризация спорта, ММА. Сейчас турниров в год по пальцам можно пересчитать. У крупных промоушенов проблемы, местечковых ивентов на всех не хватит. Если будет еще одна организация, где ребята могут биться, я только порадуюсь.
– Теперь скажи мне как тренер и судья. Вот на таком турнире выскакивают два неподготовленных пацана. Журналист против блогера. Их организмы априори не подготовлены к ударам. Это же может просто плохо закончиться.
– Амиран подтянул профессиональных судей, они задумываются о том, чтобы вы друг друга там не поубивали и не покалечили. Они не пожалели на это денег. Главная проблема многих турниров: люди экономят. Нельзя этого делать. Во-первых, это забота о тех, кто в клетке. Во-вторых, это правильность решений во время боя. А если на этом сэкономить, то где-то дадут добивать больше там, где уже нельзя, душить, где уже все.
– Тебе как судье платили?
– Да, но озвучить сумму не могу. Скажу только, что она равна работе на полноценном турнире, но здесь ты судишь только три боя (в среднем организаторы платят 40-90 тысяч рублей судейской бригаде из 5 человек – Sports.ru).
Работа в охране и тренировки для банкиров
– Откуда ты с такой базой вышел?
– Тайский бокс. Потом уже в процессе, когда начал тренировать, очень много смотрел и возился в борьбе. Визуально очень хорошо воспринимаю некоторые вещи. Чтобы соответствовать своим пацанам, стараюсь всегда держать себя в форме, хотя по моему животику этого не скажешь. Просто ужасный сладкоежка.
– Сколько было тайского бокса, и почему не пошел дальше?
– Лет шесть. Вообще начинал в Прокопьевске с классического бокса, потом влился в тайский. Входил в сборную Кузбасса. Но после окончания института сам сказал себе, что поеду в Москву – мне 22 года было. Пытался тут себя найти, сгонял в один-два клуба, хотел продолжать выступать. Но соратников себе не нашел. Помыкался чутка, а кормить-то меня никто не будет. Надо было работать. Жил у дяди, но понимал, что не смогу всегда там быть.
– И кем пошел работать?
– Охранником в клуб.
– Типичная история.
– А куда еще спортсмен пойдет? Тренировать или охрана. Это тоже весело, хотя отдельная тема. Хвастаться нечем, но меня это очень сильно поддерживало.
– Сколько за ночь можно пьяных и борзых вышвырнуть?
– Клубы же тоже разные бывают. Я работал в центре, там иностранцев много было. Сам ни с кем не конфликтовал. Но старшему сразу сказал: «Если меня хоть одна ##### тронет, буду бить сразу». Прокопьевская закалка. Реагировал на каждое столкновение плечом. Но это хорошая школа выдержки. Не все решается кулаками, можно и поговорить.
– Дальше ты начал тренировать. Как?
– Все удачно сложилось. Я поехал загранпаспорт забирать, нам его делали для выезда на соревнования в Японию. Встретил президента Федерации тайского бокса России. Он спросил, чем я занят, не хочу ли тренировать, лапы держать. Согласился.
– Кого тренировать?
– Там собирались разноплановые люди, но при деньгах. Банкиры, адвокаты, им тренировки проводили. За вечер достаточно неплохо зарабатывал.
– Дальше – как снежный ком?
– Да. В процессе познакомился с Иваном Викторовичем Ивановым, руководителем клуба Р.О.Д.Ъ. С другом Алексеем арендовали зал на Курской, тренировали по тайскому боксу. Потом Иван Викторович подтянул в другое место, там познакомились с Радмиром Габдуллиным (ныне – президент Союза ММА). Там еще Саня Волков тренировался, только-только начинал. Через некоторое время Иванов решил открыть клуб – Р.О.Д.Ъ. Там мне предложили вести ударную технику, а через некоторое время Радмир ушел – к Федору Емельяненко в Союз ММА. Главным тренером клуба стал я.
– Для своих учеников ты – второй папа?
– Это большая ответственность и даже отражается на семье. Жена говорит: «Ты про нас иногда забываешь, а про своих этих помнишь». У меня на тот момент еще не было детей, а я говорил, что у меня их много. Спортсмены – как дети. Глаз да глаз. Надень это, поешь то.
– У тебя были обидные расставания с бойцами?
– Были. Я все пропускаю через себя, проживаю со спортсменами жизнь. Когда спортсмен вырастает из тренера – это нормально. Нормально, когда он уходит к другому. Но если он решает двигаться дальше один, ничего хорошего из этого не выходит. А с теми, кому я не нужен, я не работаю.
– Сейчас твой главный тренерский актив – Никита Крылов. Он – топ UFC?
– Да. Он еще не дошел до пятерки, но из UFC он уходил сам, его не увольняли. Никита сказал: «Мы сейчас поваримся в России, выиграем определенное количество боев, и они сами придут». Так и получилось. У него была четкая цель. Во-первых, он молодой. Относительно остальных он недавно занимается MMA. Во-вторых, у него уже история в UFC. Он растет и учится, становится все опаснее.
– Нет ощущения, что полутяжелый дивизион – это Джонс, Кормье и остальные?
– В любое время были такие доминирующие чемпионы. А сейчас много молодых в полутяжелом дивизионе, и они наступают на пятки. Просто с любым чемпионом, особенно легендой, очень тяжело в башке подойти, психологически.
«В Сибири либо шахта, либо спорт, либо бухать и наркоманить»
– Из Прокопьевска – Григорий Дрозд, Артем Вахитов. С ними пересекался? Дрозд же как раз начинал с тайского бокса.
– Причем он очень неплохой тайский боксер. Но в один момент Гриша понял, что бокс более перспективен. Выше того, что он достиг в тайском боксе, на тот момент было нельзя прыгнуть. Его я чуть-чуть застал, а Вахитов тогда молодой совсем был. Артем Левин еще, но он тоже помоложе, начинал потихонечку звездить.
– С Кузбасса реально очень много бойцов. В MMA еще есть Анатолий Малыхин, Роман Копылов и другие. Откуда?
– Это Сибирь! Объясню. Там несколько дорог: либо ты идешь на шахту, либо ты бухаешь и наркоманишь, либо ты спортсмен. Плюс сильная школа именно ударных единоборств. Ну и да, постоянные драки в детстве, 90-е.
– Весело было в Прокопьевске в 90-е?
– Очень весело.
– В 90-е многие подтягивали профессиональных бойцов для криминальных историй.
– Конечно, у нас тоже. Стреляли, как и везде, блатовали. Слава богу, что я тогда был маленький для всего этого и прошло мимо.
Судейство и агрессия со стороны бойцов
– Как ты оказался в судействе?
– Был клубный турнир, попробовал судить. Сначала по тайскому боксу, а потом по ММА, потому что волей-неволей в этом варился. Дальше заинтересовался, в Союзе ММА проводили семинары в течение двух дней, судей набирали. Прошел их и попал в обойму.
– Какая была самая стрессовая ситуация в клетке?
– Первые ошибки. Когда по неопытности допускаешь это, так начинаешь волноваться и гореть, аж давление подскакивает. Думаешь, так, эти сейчас начнут на тебя орать, дальше тебя приглашать никуда не будут. Провалиться хочется. Также еще глупые ситуации, когда спортсмены обманывают. Например, когда человека душат, он стучит не три раза, а один. Ты останавливаешь, а он говорит: «Так я же не сдавался». С опытом понимаешь: нет, чувак, пока ты нормально не постучишь, ты будешь тусить в этих объятиях. Были случаи, когда люди уже засыпали от удушения, а только дотрагиваешься до него – бам, очнулся и говорит, что все в порядке.
– Судью в ММА реально подкупить? В футболе все понятно, там он просто свистит в одну сторону.
– Лично на моем опыте такого не было, надеюсь, что не столкнусь. Это то же самое, что покупные бои. Их сразу видно. Кто хотя бы чуть-чуть разбирается – моментально поймет. Есть такое в индустрии, от этого никуда не денешься.
– Какой был самый сложный бой для обслуживания?
– Один из последних – Исмаилов против Минеева. Еще первый бой Яна и Магомедова. Было несколько моментов, когда Петя головой слегка бил. Моя ошибка – не сказал об этом во всеуслышание. Подошел к нему и предупредил, что еще раз – будет желтая карточка. В итоге он ее получил, а мне все говорили: зачем, 10 секунд всего оставалось? А что меняет? До этого уже накопились замечания. Моя совесть чиста.
– После боя с Минеевым очень недоволен тобой был Мага.
– Всем хорошим не будешь. Каждый проигравший боец ищет причины. Но… Не надо меня учить этому. Я всех уважаю и очень хорошо общался с Магой. С Вовой тоже. Более того, с Исмаиловым даже иногда ближе, пересекались на соревнованиях Союза и с его тренером Владимиром Осией. А тут такая агрессия. Как я к этому отношусь? Было и было.
– Тебе в директ много писали после этого?
– И говорили. Даже я когда из клетки уходил, пытались что-то кричать. Скажу так: нарушения были как с одной стороны, так и с другой, но они были настолько не глобальные. Бой можно было превратить в одну сплошную остановку, а чемпионские поединки так не судятся. Взять даже бой Хабиба и Конора. Там тоже были нарушения, но Херб Дин ограничивался устным предупреждением. Остановками можно поломать поединок. И еще всем спортсменам надо помнить: если ты явно выиграл, никаких вопросов не будет.
– Были моменты, когда во время боя спортсмен проявлял к тебе агрессию?
– Конечно. Прямо до драки не доходило, только на грани, но сквернословили. Я пытаюсь разговаривать, а там все горячие. Но многие потом извинялись, когда остывали после боя.
– Есть ли поединок, на котором совсем не хотел бы работать?
– Тот, где дерутся два моих ученика. Я судил своих, но это достаточно сложно.
– Это вообще не очень нормально, когда тренер судит своих.
– Бывает такое. Идет турнир, а тебя заменить некем. Как судья ты обязан абстрагироваться.
– Теперь наоборот: бой мечты для судейства?
– Хотел бы работать в UFC. Был там в качестве тренера и это такой адреналин. Если конкретно бой, то интересны тяжеловесы. С удовольствием бы посудил Миочича с Кормье.
***
Реванш между Даниэлем Кормье и Стипе Миочичем как раз пройдет в ночь с 17 на 18 августа. UFC 241 в Анахайме совсем скоро: не пропусти онлайн-трансляцию Sports.ru!
Фото: instagram.com/sidorin_team; youtube.com/ДНЕВНИК ХАЧА; commons.wikimedia.org/Дмитрий Мелинчук; youtube.com/FIGHT NIGHTS GLOBAL TV
Пухлый судья наказал Профика-ММА