9 мин.

Новый бренд в русском спорте: шьют форму для Хабиба, Емельяненко и Шлеменко

И одевал биатлонистов на Олимпиаду.

Пока все дружно воспринимали MMA как индивидуальный вид спорта, в смешанных единоборствах стали одна за одной появляться команды. Тенденция дошла даже до России: у Хабиба Нурмагомедова была Eagles MMA, Федор Емельяненко встал во главе Fedor Team, а Александр Шлеменко – капитан «Нового потока». Есть менее известные: например, «Рать» и «Крепость», где также хватает крутых бойцов.

Один из главных производителей русских ММА – N1Sport. Их экипировку можно встретить на топовых бойцах (например, Хабиб и Шлеменко), хотя фирме всего 10 лет. В смешанные единоборства она пришла всего три года назад. Как так произошло и с чего все началось, Sports.ru рассказал исполнительный директор производства Алексей Суркин. Сейчас вы узнаете:

• Какие пожелания были у Хабиба к дизайну;

• Способ отличить качественный полиэстер от плохого;

• О мошенничестве китайских поставщиков;

• Про работу со Шлеменко и условия от «Нового потока»

• Как бойцу доставляли форму в день боя из другого города: 1200 км за 12 часов.

100 тысяч долларов на старт  

10 лет назад Суркин занимался компьютерами, но он продал бизнес, потому что надоело. Алексей занялся тканями: планировал просто продавать полотна, но затем забрел в спецодежду, дальше –  в производство спортивной формы.

«Как только организовали компанию, сразу поехали в Китай на текстильную выставку. Там нас немного обманули: образцы они показывают хорошие, а когда платишь за контейнер 100-200 тысяч долларов, тебе присылают говнище. На претензии отвечают, чтобы вы просто отправляли контейнер целиком обратно – они все исправят.

Некоторые фирмы говорят, что возят полотна из Италии, но это все выдумки. Когда я еду на выставку в Китай, кого я там встречаю? Всех итальянцев. Что они там делают? Наверняка, ткань закупают, а не лапшу приехали поесть. Настоящее итальянское полотно стоит 7 евро за метр. На футболку уходит примерно 0,8 метра. Как тогда такие футболки можно продавать за 1200 рублей? При условии, что надо полотно привезти, раскроить, разработать дизайн, нанести его да еще и сшить. Лично я не понимаю», – говорит Суркин.

На старт нового бизнеса потребовалось как раз 100 тысяч долларов: все деньги, которые были с продажи компьютерного магазина.

Сначала компания умещалась на 30 квадратных метрах – работали примерно 6 человек, сейчас таковых уже 2500 и 150 человек. Есть станок за 200 тысяч евро. Для каждой швеи в ближайшее время будет установлен датчик собственной разработки, который покажет, сколько она шила в день: «Приходить в зал не значит тренироваться».

«Идея заниматься спортивной одеждой пришла из-за дружественной нам пензенской регбийной команды «Империя». Они бегали в однотонной форме и в итоге стали первыми, кому мы пошили свою. Вскоре эта команда поехала на турнир, где помимо нее было еще 8 клубов. Практически все они и стали нашими клиентами – мы работали благодаря сарафанному радио», – вспоминает начало Алексей.

При заказе двух комплектов форм на команду (примерно 60 штук в общем) у N1Sport уходила неделя на пошив, в то время как сейчас компания в день шьет заказов на три команды, покрывая тираж 4 тысячи футболок в день.

Перед зимней Олимпиадой в Пхенчхане в N1Sport обратились фирма, одевающая сборную России. Она специализировалась только на кэжуал-одежде, в то время как функциональную форму не изготавливала. Заказ был выполнен: российские лыжники и биатлонисты выступали на ОИ-2018 в N1Sport, только под другим брендом. ЧМ-2018 тоже не прошел мимо компании: она шила экипировку и мерч для волонтеров Нижнего Новгорода, Саранска и Ростова-на-Дону. 

Лайфхак для проверки полиэстера

Главная проблема, которая существует в стиле команд, по мнению Алексея: они не запоминаются.

«Многие на дизайн не хотят тратить деньги, хотя я об этом всем говорю. Это же знамя, он должен бросаться в глаза и запоминаться. Вот ты приходишь в отель после боев, где сидят все бойцы. У всех одинаковые черные футболки с логотипами. А, к примеру, футболка «Нового потока» сразу выделяется из массы, даже если в лобби будут сидеть сто человек», – говорит Суркин, уточняя, что разработка дизайна стоит примерно 50 тысяч рублей.

Вторая проблема, с которой можно столкнуться при создании формы – качество материала. Это всегда полиэстер, но всегда разный.

«Это более функциональное полотно. Полиэстер полиэстеру рознь. Можно надеть тот, в котором ты сдохнешь. А есть система Dry-FIT. Ее можно получить двумя способами: опустить в специальный раствор, который выветрится за несколько стирок, а можно сделать натуральным. При втором варианте внутри нити полотна находятся шесть отверстий, благодаря которым ткань будет дышать. Лайфхак подсказываю: приходишь в магазин, хочешь купить спортивную одежду из полиэстера. Капаешь на нее водичку, если быстро впитывает – значит, полотно функциональное. Если нет, значит, это не Dry-FIT, а ведь это надбавка к стоимости полотна», – объясняет Суркин. Хлопок нельзя использовать из-за меньшей функциональности, плюс когда он сыреет – становится тяжелым.

N1Sport стали сотрудничать с командами MMA из-за личной любви Суркина к этому виду спорта, который при этом понял, что нужно решать вопрос однотипности.

«Скажу сразу: в единоборствах нет заработка. Регбийная команда может заказать 500 форм, а в ММА команды маленькие. Вообще у меня есть своя мечта: развить студенческое движение. Ты видел, как в Штатах или Европе развит студенческий мерч? Хочется раскачать эту тему, развить культуру внутри России. Вместе с этим пришло осознание, что у нас в MMA все были одинаковые. Вот футбольная форма стоит 1400 рублей. Что это такое? Но при этом команда становится командой», – объясняет Суркин.

Сотрудничество с Хабибом и Шлеменко 

В ноябре 2016 года Хабиб Нурмагомедов презентовал команду Eagles MMA, которую спонсировал бизнесмен Зиявудин Магомедов. В 2018-м его арестовали из-за подозрений в хищениях, но до того момента команда чувствовала себя прекрасно и была узнаваемой.

«Когда Хабиб еще не был таким известным, мы с ним общались на турнире в Пензе, куда он приезжал гостем. Тогда Eagles MMA только формировались, поэтому мы разработали дизайн и представили образцы формы. 

Часа через три Хабиб написал сообщение: «Качество понравилось, готовь дизайн, будем запускать!». Потом начали углубляться и прорабатывали одежду специально под них», – говорит Суркин.

По его словам, главным пожеланием от Хабиба и его команды были яркие и запоминающиеся принты, в которых была бы отражена принадлежность к России. Показать патриотизм удалось через триколор и орла.

«Камни преткновения, конечно, были. Мы предлагали много дизайнов, но от чего-то приходилось отказываться. Двухнедельных согласований при этом так же не было. Мы делали макеты и нам сразу говорили, что нравится, что нет. Была конкретика, без размыливания. Они всегда были на контакте. Некоторые отвечают только через несколько дней», – рассказывает исполнительный директор N1Sport.

Со Шлеменко N1Sport также работает, причем в двух форматах: одна форма для авторской школы Александра «Шторм», вторая – для команды «Новой поток».

«Есть определенные пожелания, мы делаем дизайны и отправляем. У «Нового потока» есть фирменные цвета, в которых и была исполнена форма. Это было основное требование. Нужно было выдержать одежду в строгом стиле, но при этом – чтобы бросалось в глаза. Определенный минимализм, но который запомнится. А у Шлеменко все элементы на одежде что-то значат. Александр трепетно относится к дизайну одежды своего клуба: Велес или что-то другое – все со смыслом».

Если какие-то клубы реализовывают одежду со своей символикой, то продавать форму школы «Шторм» довольно сложно.

«Даже в школе говорят, чтобы костюмы приходили после мероприятий каких-то. Иначе Саня на них все раздаст! Вот у него будет сумка с собой, всю он бесплатно и раздаст, подарит. Как говорится, душа на распашку», – рассказал Суркин.

N1Sport шьет форму для спортсменов Союза ММА России, где ранее президентом был Федор Емельяненко, который сейчас возглавляет наблюдательный совет организации. Но к Fedor Team компания отношения не имеет, так как одежда для команды – хлопковая и не предназначена для боев.

Трико для Карелина

По словам Суркина, иногда к нему в офис приходят целыми командами и просят сбросить с ценника формы 50-100 рублей. Последний раз такое исполнили хоккеисты, которые платят в Пензе по 500 рублей за выход на лед и у каждого из которых клюшка стоит от 4 до 6 тысяч.

«Интересная ситуация была у Сережи Романова, бойца из Питера. В ноябре 2018 он дрался в Челябинске и сильно затянул с представлением дизайна формы со спонсорами. В общем, поединок у него завтра, а эскиз мы получили сегодня. Мы в Пензе, а он говорит: «Пацаны, сделайте, я спонсорам пообещал». При этом на месте у него не было никаких шорт! Мы подвинули производство, сделали ему шорты в тот же день и отправили их в Москву. На следующее утро попросили знакомых: они поехали в аэропорт, подходили к стойкам регистрации на Челябинск и просили передать шорты. Люди откликнулись, в аэропорту их встретили и шорты Романову были доставлены. Победил он тогда. Сам погибай, а товарища выручай», – сказал Алексей.

Помимо желания развить студенческий мерч и сделать наши команды чуть ярче, у самого Алексея есть одно выделяющееся желание: «Я очень хотел бы сделать борцовское трико Карелину. Еще у меня есть мечта, чтобы топовые европейские футбольные клубы приходили в раздевалку и видели на своей форме: «Made in Russia». От этой мысли у меня мурашки по коже».

Фото: vk.com/eagles__mma; instagram.com/alexeysurkin; globallookpress.com/Roman Vondrous/CTK Photo; vk.com/newstreamsport; globallookpress.com/Orange County Register/SCNG, Petter Arvidson/ZUMAPRESS.com; vk.com/ eagles__mma, shtormschool; instagram.com/n1sport