4 мин.

Костя Цзю: Надо знать себе цену

 

Костя Цзю (41 год) – единственный боксер на постсоветском пространстве, которому удалось стать абсолютным чемпионом мира.

Наша встреча с Цзю состоялась в ресторане одного из киевских отелей, через час после прилета уроженца российского городка Серов на съемки шоу «Ты чемпион» телеканала «Украина». Костя появился в сопровождении помощницы и двух охранников. Впрочем, экс-чемпион мира не боится сам гулять в столице Украины, просто таковы обязательства принимающей стороны. С темы страха мы и начали общение.

Костя, трус не играет в хоккей. А кто не становится боксером? Хоккей – это командный вид спорта, где можно как-то отсидеться. Выйти на ринг – это уже событие. Если человек трус – он не сможет сделать этого. Нереально. В боксе нет трусов совсем, потому что ребята осознанно выходят на ринг. Они прекрасно осознают, что не только ты ударишь, но и тебя ударят, а это громаднейший переход через себя.

Нельсон Мандела, который сам боксировал, как-то сказал: «Бокс учит тебя, что никогда нельзя быть уверенным до конца». Согласитесь с высказыванием первого темнокожего президента ЮАР? Очень хорошее высказывание, потому что определенная уверенность может перерасти в самоуверенность. Вот мой пример: я не должен был проигрывать свой последний бой на профессиональном ринге британцу Рикки Хаттону! В эту ночь он был голоднее и злее меня. Но все равно при этом не должен был он у меня выигрывать – по всем статьям. Может, одна из причин – самоуверенность, которая сидела во мне, которая говорила мне, что он не может у меня выиграть. Это урок, хороший жизненный урок.

Джордж Форман после поражения от Мохаммеда Али в Киншасе был в депрессии и говорил, что не чувствовал себя мужчиной и не мог прикасаться к женщинам. У вас было что-то подобное? Я не думаю, что такое было реально. Апатия существует, но это совсем другое.

Легендарный Джек Демпси не стеснялся признавать, что боксирует исключительно ради денег. Вы сделаете подобное признание? Демпси немного из другого поколения, когда деньги, возможно, были очень нужны. Я был тоже «дорогим», не выходил на ринг за копейки. Это оценка своего «я» – надо знать себе цену.

Наш олимпийский чемпион Василий Ломаченко говорит, что всегда пытается нокаутировать соперника, чтобы не было «решения» от судей. Не боялись, что в ваших встречах судьи «решат» исход боя по-своему? Когда ты выходишь и делаешь свою работу на 100 процентов, то решение может быть только одно. Были бои, когда я проходил 12 раундов и побеждал – пусть, может быть, это кому-то не нравилось. Но я сделал свою работу, выполнил задачу, которую ставил для себя. А вообще, еще мой первый тренер говорил, что нужно выигрывать так, чтобы даже судьи никогда не сомневались.

Каков ваш нынешний райдер? Сейчас на это не осталось времени. Да и в России этого не понимают. Человек, который организовывает мероприятие, делает себе рекламу. Ты делаешь рекламу – ты должен платить. Но если это благотворительность – деньги не идут мне. Я делаю свою работу, не беру с этих людей денег, мне это не надо.

Виталий Кличко как-то сказал: «Когда я отправляю соперника на настил ринга, я сочувствую ему и хочу помочь». У вас в подобных ситуациях другие ощущения? Однозначно такие же. Когда бой остановили, тогда тебе жалко своего проигравшего оппонента. Я об этом говорил давным-давно, и мне всегда было жалко своих соперников. Я знаю, что такое больно, знаю, что чувствует моя мама. У них тоже есть мамы, которые также жалеют своих сыновей.

Чем вас заинтересовал телевизионный проект? Руководители телеканала вас долго уговаривали? Недолго, я быстро сломался (улыбается).

Кто-то из ребят сможет в будущем претендовать на что-то серьезное уже на реальном, а не «киношном» профессиональном ринге? Этот ринг – совсем не «киношный». Тот же профессиональный бокс, те же правила, перчатки, судьи и соперники. По условиям проекта, все бои идут в рекорд боксера, а поединки санкционирует национальная лига. Просто я не могу пока делать далекоидущих выводов – ребят в ринге еще мало видел, а бой с тенью – этого недостаточно, чтобы судить об уровне и перспективах ребят. В последнее время многие современные фильмы сопряжены с тематикой бокса. В каких из них вы увидели профессиональные изъяны? Я не хочу судить как профессионал бокса, потому что фильм создают не только для боксеров. Сильвестр Сталлоне, который сыграл в «Рокки», – не боксер. Но фильм-то просто обалденный – о жизни. Важна подача, а если в сценах бокса ребята выглядят не так профессионально – это не столь первостепенно.

А как вам ваш нынешний напарник – ведущий в шоу «Ты чемпион» Денис Никифоров? Мне стыдно, что я до сих пор не посмотрел «Бой с тенью». При первой же нашей личной встрече с Денисом я обязательно попрошу у него диск с этим фильмом, чтобы оценить его.

Блик, фото: дни.ру