4 мин.

Боксер эпохи Возрождения

Давно возникло желание поделиться некоторыми наблюдениями из сферы педагогики, а точнее о применении нетривиальных инструментов в обучении не только боксу, но чему угодно. Почему в заголовке возникла отсылка к одной из самых удивительных эпох человечества, догадаетесь по прочтению статьи.

В один момент вдруг пришло осознание того, насколько все вокруг тесным образом переплетается. Не очевидные причинно-следственные связи стали зримыми и ощутимыми. Толчком к этому стало знакомство с лекциями нейролингвиста, профессора Татьяны Владимировны Черниговской. Если очень коротко, то эта женщина доступным языком рассказывает о том, как работает мозг, а точнее как человек работает на этот орган (мы рабы мозга!). Ниже приведены видео записи ее выступлений — рекомендую к просмотру: форточку в другую вселенную откроете для себя.

В лекции о творчестве Черниговская рассказывала о сложной работе, которую проделывает мозг танцора. Артист балета должен некую концепцию драматического произведения изложить языком движений. Что происходит в этот момент в его «компьютере»? Колоссальная, титаническая работа. Это меня зацепило. Мысль настолько глобальна, что у меня по коже рук сейчас забегали мурашки. Кто бы, что бы и чего бы ни делал, ни создавал — он работает с идеей, которую необходимо выразить в той или иной форме. У каждого художника свой неповторимый язык. Так-вот. А Черниговская делает еще одно радикальное заявление: мозг человека создан для искусства. Через творчество он познает и меняет мир.

Боксер в определенной степени тот же художник, выражающий определенные идеи, концепции в ринге. В бою Андре Уорда против Сергея Ковалева, например, столкнулись две мировоззренческие ценности — хитрость (ум) и сила. Как мы знаем исход боя определила хитрость и изворотливость Уорда (и не будем спорить об этом, пожалуйста). Нас в настоящем контексте интересует другой вопрос: почему американец исповедует умный бокс? Изначально его природа такова, его мозг заточил тело именно под такой стиль. Это все было заложено когда-то, может быть даже в самом раннем детстве, когда он впервые увидел фокусника на сцене (это так — моя фантазия, но кто знает, откуда и от кого происходят жизненные установки спортсмена). Для наглядности: кто-нибудь может представить Артуро Гатти, боксирующего в манере Шугара Рэя Леонарда? Скорее всего нет, он исповедовал агрессивный и бескомпромиссный стиль бокса. У него мышление и мировоззрение были на это настроены.

К чему это все? Когда же закладывается мышление боксера? Получается, что в детстве, однако все возможно корректировать в дальнейшем, но стоить это будет гораздо больших усилий. И не всегда обернется успехом. Ученые указывают, что мозг формируется до двадцати шести лет. В конце концов именно этот орган и определяет все наше существование. Когда мы занимаемся боксом, мы тренируем мозг. Искусные боксеры в жизни довольно интеллектуальные люди (понятие «интеллект» очень широкое, о нем нельзя судить по каким-то отдельным аспектам из серии: «Старший Кличко несет чушь — значит у него в голове бедлам»). Вопрос только в том, как мы тренируемся — включаем ли мы в этот момент мышление. Упражняем ли мы в этот момент мозг ….

В заключении оброню здесь еще одну мысль. Для нас при занятиях боксом важно не механическое воспроизведение движений, но их осмысленное выполнение, то есть мозг должен быть натренирован так, чтобы подчинять каждый мускул тела конкретным задачам. Не просто так мастера востока включают в занятия медитативные практики и визуализацию. Мохаммед Али точно не ради разминки часами выполнял бой с тенью. Мозг, привыкший выполнять сложные задачи, играет ключевую роль в овладении сложной координации. Это я заметил по тренирующимся детям в возрасте от 6 до 10 лет. Те кто развивается всесторонне — творчество, чтение, общение со старшими, интеллектуальные и подвижные игры — гораздо легче осваивают технические элементы бокса.

Возможно для того чтобы хорошо боксировать имеет смысл пусть в небольшом количестве, но все же нагружать мозг рисованием, музицированием, математикой, шахматами — различными вещами, которые заставляют серое вещество работать на повышенных мощностях. Более того в этом вопросе не может быть никаких шаблонов. Каждому свое. Один хорошо настраивается на бой при грохочущей музыке в наушниках, другому необходима тишина и уединение. Мозг индивидуален и требует персонального подхода в тренировке.

p.s.: Этот пост я написал с первого захода. И честно сказать, я давно так легко не работал с текстом (качество, глубина, отточенность вопрос другой). Тем не менее, вся эта эпопея с Черниговской не дает мне покоя и сейчас. Перед тем как сесть за ноутбук мы с сыном несколько часов рисовали на стене акриловыми красками (фото ниже). Ему сейчас чуть больше 2-х лет и он отлично помогает во всех процессах. Я полагаю, что рисование само по себе заставило мой мозг работать на «другой частоте», то есть мне в принципе стало легче работать с информацией. Процессы, связанные с рисованием, сидят глубоко — в детстве это дело очень любил. Но это уже только мой довод ))).

 

Про эпоху Возрождения чуть не забыл. Это тот период в истории, когда титаны мысли, самые из известных которые Леонардо Да Винчи и Микеланджело Буонарроти, добивались высот в искусствах и науках, расширяя горизонты познания. Они были гармоничны в своем развитии. Это колоссальная идея, которая вступает в конфликт с миром узкой специализацией сегодня. Но сам подход в обучении имеет смысл. Боксер может осваивать не только технику бокса, но и немного анатомию, медицину, психологию — в объеме, которые будет полезен для работы на ринге. Понимаете о чем это я? Где там у нас печень находится и как до нее кулаком добраться)))Источник: http://kazan-boxing.ru/boxer-epohi-vozrozgdeniya/