Кирилл Антюх: Готовы выступать за страну даже под нейтральным флагом
В эту среду нашим гостем стал разгоняющий сборной России по бобслею Кирилл Антюх. В данный момент он выступает в экипаже Алексея Стульнева. На Олимпиаде в Сочи был запасным в экипаже Никиты Захарова, жил со всей нашей командой, которая день ото дня теряет своих героев из-за несправедливых решений МОК. А если и справедливых, то безосновательных. 5 декабря решилось, что без России пройдет Олимпиада. Мы поговорили с Кириллом о надвигающейся Олимпиаде в Южной Корее, допинг-пробах, докладе Макларена и нейтральном флаге.
- Если по-честному, готовитесь ли вы к Олимпиаде?
- Конечно, готовимся. А для чего иначе мы все тут собрались? Выступлениями на Кубке мира мы набираем очки в рейтинге IBSF, что позволяет иметь квоту на три экипажа. И всем составом рассчитываем выступить на Играх в Южной Корее. Ради этой Олимпиады мы 4 года работали, отдавали все свои силы для достижении положительного результата.
- На днях зарницею пронзила полумрак новость о дисквалификации экипажа Касьянова. Как жить в такой обстановке?
- Обстановка, понятное дело, напряженная. И ситуация, которая произошла с экипажем Александра, не стала неожиданностью. Она вытекала из всех происходящих действий вокруг нашей команды. Они были указаны в списке Макларена и, фактически, могли быть отстранены в любой момент.
- Даже так?
- Да, в целом, они были готовы к такому повороту событий. Разумеется, надеялись и на положительный результат, но и не стали пренебрегать отрицательным. Неделю назад была конференция в Лозанне, на которой им говорили, что претензий к ним не имеют, все хорошо, продолжайте тренироваться. Проходит несколько дней – им объявляют об отстранении.
- Стоило удачно выступить на этапе Кубка мира…
- Нет, не думаю, что это настолько связано. Думаю, решение было сформировано достаточно давно. И на конференции в Лозанне кому надо было все известно. Тем более, сразу после ряда дисквалификаций МОКом Федерация бобслея и скелетона не пошла по такому пути и решила допустить наших спортсменов до участия в Кубке мира. Чему мы искренне рады.
- Хоть где-то нашлись адекватные специалисты. Ранее ведь было объявлено о лишении золотых медалей экипажа Зубкова. Какой была реакция в сборной?
- Сейчас тех ребят, что побеждали в Сочи уже нет в команде, они закончили спортивные карьеры. Остался только Александр Юрьевич Зубков, президент Федерации бобслея и скелетона. Лично подходить и разговаривать на эту тему я, конечно, не стал. Лишний раз не хочется это обсуждать. Разумеется, такая негативная атмосфера сказывается на команде. Приезжаешь на Кубок мира, а там иностранцы обсуждают медали, которые отобрали у наших ребят.
- В команде нет раскола на эту тему?
- Конечно, нет. Мы все едины. Но психологически, конечно, сказывается негативно. Пустят нас или не пустят на Игры-2018? Живем в подвешенном состоянии. Все ждут окончательного решения по федерации и сборной. Но мы продолжаем готовиться всеми силами, что имеем. Ближайшие старты – этап Кубка мира, после – очень важный чемпионат Европы. А бороться придется вдвойне – за себя и за отстраненных ребят.
- Не показалось ли вызывающим решение обвинить Зубкова из-за найденного «чрезмерного количества соли»?
- Если честно, понятия не имею, сколько соли должно вообще содержаться в моче. Наше дело – сдавать допинг-пробы. К слову, в этом сезоне уже приходилось сдавать трижды. Но не считаю это чем-то неправильным, это нормально. После каждого этапа к нам приезжают инспекторы для взятия анализов. А после только в личном кабинете на официальном сайте WADA можем узнать результаты.
- К другим командам столь же пристальное внимание?
- Не могу сказать ничего про других спортсменов. Инспекторы после соревнований выборочно назначают тестируемых. А живем мы в разных местах, потому я не знаю, как проходят взятия их допинг-проб.
- А вот латыш Мартиньш Дукурс не скрывал приятных эмоций после дисквалификации наших скелетонистов. Какие разговоры среди иностранных бобслеистов?
- Все-таки Дукурс – скелетонист, мы в их семью не лезем. У нас такого не замечаю, чтобы кто-то из иностранцев, в том числе латышей, относился как-то предвзято. Негатива точно в свой адрес не замечал.
- Вы знали одного из главных шоуменов, хедлайнеров и ньюсмейкеров – доктора Родченкова?
- Я не был с ним знаком, даже не видел никогда. Может, имя Григория и слышал где-то, но узнал о нем, когда начали происходить все ситуации вокруг сборных, начиная с легкой атлетики.
- Он же, практически, утверждает, что пробовал мочу каждого спортсмена едва ли не на вкус и ощупь. К слову, опишите процесс взятия допинг-проб.
- Инспекторы организаций приезжают в место проживания спортсменов. Звонят в дверь, представляются, предоставляют свои ID-карты, которые можно сфотографировать. Это могут быть сотрудники RusADA, USADA, канадского CCES. После того, как личность удостоверена, можно заполнять анкету – в электронном или распечатанном виде. Вместе с инспектором проходишь в туалет. Некоторые допинг-офицеры просят даже снять футболку, спустить штаны до самого пола…
- Рискну предположить, европейские представители…
- Все возможно. Так вот, потом идем в туалет, где он пристально наблюдают за действиями спортсмена. Порой, даже просят повернуться вполоборота, чтобы увидеть, что все честно. Даже на некоторые просьбы отойти отвечают отказом. Обуславливают это своими правилами.
- Пробирка потом закрывается?
- При оформлении бумаг, из стаканчика переливается моча в пробирку под литерой А до отметки, потом также в пробирку с литерой В. Они смотрят на плотность мочи. А если ее плотность меньше нормы – идет повторная операция. И так до тех пор, пока моча не будет соответствовать ГОСТу. Потом все запечатывается в пакетики, сверяется номер на пробирке и на документах. Я получаю бумажку с номером пробирки. Так на каждого тратится приблизительно по 30 минут.
- В целом, работа у них интересная. Но весьма странно, что начинают говорить о каких-то подменах, царапинах, дырах в стене.
- Это все абсолютно нереально, согласен. Мы только сдали пробы, а в какой центр, лабораторию они поехали, даже местоположение не знаем. Мы просто ждем результатов, отслеживаем на сайте WADA. И, конечно, мы не застрахованы от чрезвычайных ситуаций.
- Это мнение общественности или все-таки часть сегодняшней правды: чтобы тебя обвинили в употреблении допинга, нужно быть русским и побеждать?
- Сколько людей, столько и мнений. Мне кажется, что это не так. Поймать могут абсолютного любого спортсмена. Но в ситуации, которая сейчас происходит, получается, что такое мнение имеет право на существование. Если попал в этот список Макларена, то ничего уже не сможешь сделать.
- 3 года назад дочь Александра Зубкова Елизавета стала тренироваться с немецкой командой. В итоге, все закончилось успешно – сейчас она вернулась в нашу сборную по бобслею. Не является ли целью европейских и американских организаций лучших спортсменов лишить возможности выступать за свою команду, пригласив к себе?
- Все-таки это был частный случай, связанный с какими-то несостыковками с тренировками, формой и прочим. Близко не знаком с такой ситуацией. Не считаю, что кто-то преднамеренно хочет забрать у нас спортсменов.
- А в непонятной ситуации были ли такие мысли, выступать за другую сборную?
- Конечно, нет, спасибо. Я патриот своей страны.
- Как относитесь к спортсменам, принимающим решение выступать под нейтральным флагом?
- Если речь о легкоатлетах, то у них не было другого выхода. Они тренируются и живут ради выступлений. Это единственная возможность, при крупных тратах, заработать. Для многих это личная трагедия. Но разрешение выступать под нейтральным флагом – единственная возможность выступить за страну, за свою честь, пусть и без шанса выйти с флагом и услышать свой гимн.
- А вы к такому готовы?
- Решение от 5 декабря не в нашу пользу. Но ехать на Олимпиаду надо. Не просто так м 4 года работали, чтобы смотреть на Игры как сторонние зрители. Как я понял, решение поедем или нет, я так понял, уже принимают высшие люди государства. Думаю, они прислушаются к мнению спортсменов, и мы будем участвовать в Олимпийских играх.
- Верим в ваше участие в Играх. Трасса в Пхенчхане уже досконально изучена?
- Разумеется. И в том году это был завершающий этап Кубка мира, победителем которого стал экипаж Касьянова. А в октябре мы провели там предолимпийскую неделю, которую посвятили изучению трассы, провели 8 заездов.
- «Золотого» экипажа Зубкова уже нет, Касьянова дисквалифицировали, да и вам – 31 год. Есть ли сейчас молодые сменщики?
- Молодые есть, конечно. Но главный вопрос сейчас – квота на 3 экипажа. После дисквалификации у нас осталось всего лишь 2. В данный момент есть молодые пилоты, но они за этот год едва ли смогли бы пробиться на Игры. Хотя, уже в этом году выступают с нами парни, которые в прошлом еще числились в молодежке. Стучатся в дверь основной сборной. Главное, чтобы наше сообщество существовало, нас не принижали, не закрывали. Конечно, ОИ-2014 в Сочи стали толчком к развитию нашего вида спорта.
- Как вообще можно пойти заниматься не столь популярным видом спорта? Не футболом, например, а бобслеем.
- Согласен, та же трасса находится не в каждом городе. Но он нужна только в зимний период подготовки. В остальное время мы тренируемся на стадионе или на ледовой эстакаде в Парамоново, где оттачиваем свое мастерство. Но детьми, например, сюда никто не приходят. Почти все у нас бывшие легкоатлеты, причем с достижениями. Как правило, это возраст 20-25. А базы у нас есть – и в Кисловодске, и в Сочи. И в основном тренировки проводятся в России.
- Вы как раз перешли из легкой атлетики, занимались бегом. Как ваша сестра Наталья, которая, к слову, была лишена возможности принять участия в ОИ-2016 в Рио-де-Жанейро. Как она пережила этот момент?
- За нее сказать не могу, затрагивать эту тему у нас не принято. Все произошло так громко, огромное давление было над той сборной по легкой атлетике. Со всех сторон били молнии: из МОК, из WADA, из МФЛА… Она приняла решение уйти из большого спорта. Сейчас Наталья занимает должность в ШВСМ по легкой атлетике Санкт-Петербурга. Она теперь начальница, а не спортсменка. Помогает расти молодым.
- Многие спортсмены, известные люди вступают в общество, организованное Александром Овечкиным, под названием «Команда Путина», PutinTeam. Вы готовы вступить в него, поддержать Президента?
- Надеюсь, Президент поддержит нашу федерацию, наш вид спорта, наше будущее, наше выступление за страну. А в его адрес последует и наша поддержка.
Блиц-опрос для Кирилла Антюх:
- Санки или ледянки?
- Санки
- Боба Фетт или Хан Соло?
- Не смотрю «Звездные войны»
- Проигрыватель для грампластинок или бобинный магнитофон?
- Грампластинки напоминают детство
- Боб Марли или Боб Дилан?
- Их музыка совсем не нравится
- Фасоль или горох?
- Фасоль
- Огурцы соленые или маринованные?
- Маринованные
- Разгонять тучи для праздника?
- Думаю, нужно
- Автомат или механика?
- Автомат
- Вооруженные силы или Росгвардия?
- Росгвардия