Прощальные гастроли. Что дают в Крусибле?
При случае в разговоре с людьми, не знакомыми со снукером, обязательно упомяните, что мечта любого снукериста - посетить театр Крусибл в Шеффилде. Не нужно уточнять, что проходит в Крусибле, и почему именно снукеристы мечтают там побывать. Сама фраза, в которой "заветная мечта" соседствует с "театром", вызовет тотальное благоговение вашего собеседника и желание поскорее вникнуть во все подробности.
Впервые главная постановка сезона пройдёт сразу без нескольких знаковых актёров, которых отцепили в самый последний момент. Чемпиону Мира 2002 Питеру Эбдону не хватило роли в главном спектакле впервые за всю свою профессиональную карьеру. А это 22 года! Друзьями Питера по несчастью стали Чемпион Мира 2006 Грэм Дотт, не попавший на подмостки впервые с 2000 года и двукратный чемпион мира Марк Уильямс (2000 и 2003), который непременно посещал Крусибл с 1997 года. И если к отсутствию Стива Дэвиса и Джимми Уайта отнеслись спокойно - актёры маститые, но все их заслуги остались далеко в прошлом - то поражение этой троицы, как гром среди ясного неба.
Итак, устроимся в зрительном зале поудобнее и заглянем в программку, дабы поизучать исполнителей главных ролей. Состав, что ни говори, подобрался великолепный, судя по именам. Но будем ли мы следить за каждым их движением с замиранием сердца? И на всех ли себя распылять - бинокль-то один?
С оглушительным успехом прошли гастроли театра в Азии, где местная публика нарадоваться не могла появлению их любимца в главной роли. Дин Цзюньхуэй очень упорно занимался, оставался после занятий, работал у зеркала. И результат не заставил себя долго ждать - на глазах у персональных зрителей Дин сыграл отменно, подменив приму театра, которая по разным причинам не смогла принять участия в этом турне. Дублёр у Дина совсем молодой. Это его дебют на большой сцене. Не сдюжит Майкл Уэсли, хоть и в квалификации на актёрских курсах занимался прилежно. Но затмить самую яркую звёздочку сезона у него не получится.
Нил Робертсон и Марк Селби были в течение всего сезона на всех афишах. Ни одна постановка не проходила без этого дуэта, ставшего знаком качества для любителей снукерных спектаклей во всём мире. На них идут. Идут, чтобы восторгаться, переживать вместе с ними каждый удар. А знаменитая сцена в финале Чемпионата Великобритании ещё долго будет будоражить умы всех критиков. - А помните кульминацию в виде чёрного шара, не забитого Селби? - Ну что вы, конечно. Это было бесподобно.
Нил Робертсон провёл сезон на первых ролях. Кроме вышеупомянутого приза за бесподобную сцену в Йорке, награда нашла австралийца в провинции Wuxi в самом начале турне. Начало задалось отличное, ещё один всплеск ровно на экваторе. Чего нам ждать в финальной постановке? Мы слышим, как перешёптываются знатоки о сложнейшем элементе "Сто сотен", который заготовил исполнитель одной из главных ролей в своём монологе. Говорят шёпотом, чтобы не сглазить. Как бы думы об этом элементе не заняли всю голову Нила, в уме-то надо всю постановку держать, а не отдельный элемент.
Марк Селби в этом сезоне исполнял роль Пьеро. "Здравствуйте. Меня зовут Марк Селби. Сейчас мы покажем вам комедию "(название турнира), или тридцать три подзатыльника". Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия". Так было в финале UK, Мастерс и World Open. Роль Арлекина в тех постановках исполнили Нил Робертсон, Ронни О'Салливан и Шон Мёрфи соответственно, отвешивая пощёчины и раздавая подзатыльники. Может быть, режиссёр припас нам сюрприз, и Пьеро звонко засмеётся в финале пьесы? Вот это был бы поворот!
Мэтр Джон Хиггинс служит для привлечения зрителя старой формации. Те, которые ходят с биноклем под ручку друг с другом, говоря:"А искусство-то уже не то..." Появляясь на сцене ещё до первой реплики, Джон уже срывает аплодисменты. Но играть на таком уровне долго Хиггинс не сможет, он и сам это признаёт. Ещё сезон-два, а там и на покой уйти можно будет. Зрители подходят, дарят цветы, узнают на улице, но душа насытилась театром. Последний аккорд непременно будет, только нужно выбрать время.
Барри Хокинс и Стюарт Бинхэм - неброские актёры второго плана, но без них никуда. Они знают наизусть все роли, готовы в любое время помочь театру. Универсальные солдаты, которых ценят едва ли не больше всех. Но звездой им не стать - не та стать. Не все зрители их знают, но актёры знают все. На генеральном прогоне в Гранд-Финале РТС Барри отыграл добротно, Стюарт чуть сдал после феноменальной формы ноября-декабря.
Шон Мёрфи 9 лет назад и сорвал настоящий куш, отыграв едва ли не лучшую на сегодня роль. А критикам хочется, чтобы он не становился заложником этой роли, а продемонстрировал всю многогранность своего таланта. Специально для последнего спектакля привёл себя в форму, видимо по наказу режиссёра, а такие наказы просто так не даются. Значит, готовится что-то масштабное.
Стивен Магуайер и Марк Аллен жаждут выйти на первый план и жутко переживают, когда это раз за разом не получается. Бездонного таланта, но трудятся в щадящем режиме, уповая на случай. Узнав о распределении ролей, могут разнести гримёрку и прочествовать в неизвестном направлении, по пути рассыпая проклятия.
Джадд Трамп влетел в мир театра с игривым взглядом, вызывающими манерами и игрой, не влюбиться в которую было невозможно. Говорят, он не по вкусу зрителям старой закваски, в 2011 году у них вышел междусобойчик, в результате которого чуть приструнили сорванца. Воды утекло немало, огонёк в глазах остался тот же, прыти хоть отбавляй, зритель в экстазе, а главные роли пока не дают. Голова, говорят, слишком горячая. Личность, добавляют, незрелая. Так что пришлось в этом сезоне утолять голод амбиций мелкими пьесками-перекусами. Согласился? Да. Примирился? Ни в коем случае!
Наконец, прима труппы - Ронни О'Салливан. Узнав о том, что главную роль исполняет не Ронни, некоторый зритель со спокойной душой сдаёт билет, словно говоря:"Я не хочу видеть, как вы играете пьесу. Я хочу видеть, как вы ею живёте!" Наш сосед, увидев имя Ронни, толкает нас локтем в бок с широченной улыбкой. Да-да, дружище, я тоже видел. Нам повезло!
В этом сезоне Ронни нечасто появлялся на сцене, тем самым заставляя публику по всему миру буквально скулить с досады. "Как не приедет?! Обещал же!" - возмущался немецкий зритель. "А к нам заглянул всего разок, и то чувствовал себя нехорошо" - обижался китайский. Зато местные театралы вдоволь насмотрелись на игру обладателя всевозможных наград и премий. И все в один голос утверждают - он в отличной форме. Были спады и срывы, как у любой творческой личности, но сейчас этого нет. А есть полное погружение в роль чемпиона мира. Да так, что уже не отличишь, где заканчивается Ронни и начинается его персонаж.
Разгорячённая публика вовсю обсуждает главных героев и актёрский состав, не замечая, как звучит третий звонок и тихо гаснет свет.
Занавес.