Чемпионат Великобритании. Итоги
Подошел к концу тридцать третий розыгрыш второго по значимости рейтингового турнира года – открытого чемпионата Великобритании. Лишь в третий раз на нем первенствовал зарубежный гость – китаец Дин Джуньху (напомним, что до этого Дин уже поднимал трофей над головой в 2005, в историческом финале обыграв Стива Дейвиса, а в далеком 1977-м самый первый Юкей закончился триумфом ирландца Пэтси Фэгана), но и кроме него на соревновании было достаточно героев разных мастей. Постараемся по горячим следам припомнить некоторые любопытные и захватывающие моменты прошедшего турнира.
Чемпион. После памятного финала Мастерс-2007, ставшего личной трагедией талантливого азиата, его карьера неожиданно сменила резкий подъем на безнадежную стагнацию, в ходе которой Дин очень долго даже близко не подходил к тем успехам, что имел ранее, «барахтаясь» в зоне вылета из топ-16, лишь изредка демонстрируя проблески надежной и зрелищной игры. Пожалуй, к началу этого сезона болельщики началу уже забывать о том, что еще четыре-пять лет назад уроженец Цзяньсу многими журналистами и игроками виделся чуть ли не как будущий гегемон. Но появление другого одаренного соотечественника на снукерном Олимпе, кажется, сняло часть ответственности и напряжения с Дина, по его признанию, активно поработавшего с психологом, так что в 2009 его имя вновь появилось в списках соискателей всех возможных трофеев.
Его путь к вчерашнему финалу не был устлан ковровой дорожкой, и с первого же раунда пришлось буквально пробиваться сквозь яростное сопротивление квалифая Майка Данна. Пугающее отставание 2-5 к концу первой сессии матча ставило под сомнение будущее 13-го номера официального рейтинга, но взяв семь партий подряд сеянный игрок напомнил о том, кто есть кто. Ожидавшийся с большим нетерпением поединок против Шона Мерфи превратился в методичное «избиение» новоиспеченного чемпиона Премьер Лиги, попытавшегося списать часть своих неудач на неспортивное поведение Дина, слишком часто покидавшего арену и сбивавшего англичанина с ритма. Встреча с Аллистером Картером протекала по совершенно иному сценарию – капитан с первых розыгрышей буквально огорошил соперника прекрасной готовностью, но Дин сделал все возможное, чтобы к концу сессии свести на нет все потуги Картера, вновь взявшего резвый старт после паузы. Сериями в 95 и 76 очков Дин сначала перевел выяснение отношений в контровую, а затем поставил точку. Полуфинал со Стивеном Магуайром, проведшим первый полноценный турнир после травмы, выдался весьма упорным лишь в первой сессии – во второй доминировал будущий чемпион, смявший соперника финишным спуртом из четырех побед подряд.
Финал. Пожалуй, главным вопросом перед решающим днем чемпионата был: восстановится ли Джон Хиггинс морально и физически после изматывающего триллера с Ронни О′Салливаном? По уверениям самого чемпиона мира, его самочувствие было в норме, и он намеревался дать нешуточный бой молодому оппоненту. Счет личных встреч (7-2 в пользу Хиггинса) настраивал его поклонников на позитивный лад. Избранная Дином Джуньху осторожная стратегия, с одной стороны, была Джону на руку (ведь отыгрыши и тактическая борьба – традиционно сильный элемент игры шотландца), с другой, время работало против него, потому что в затяжном матче значительно возрастала роль усталости. Хиггинс, вероятно, показал максимум из того, что у него осталось после субботней сечи, но нельзя обойти молчанием отменную выдержку Дина, не сломавшегося после обидного поражения в почти часовом противоборстве шестого фрейма, в котором на протяжении больше части китаец прочно владел инициативой, но неосторожно подставился в самой концовке.
Показанная Дином по ходу финального матча игра дала одновременном повод для гордости и расстройства его многочисленным фанатам. Он мало напоминал самого себя времен расцвета его карьеры (он вообще слабо походил на подавляющее большинство новых талантов его возраста, делающих ставку на безудержную атаку). Способности Джуньху делать отличные отыгрыши и ставить снукера никогда не была секретом, но преуспеть за счет этого компонента в длинном матче против столь выдающегося Мастера – это неординарное достижение (даже делая скидку на физическую готовность Джона, которая, что бы ни говорили и думали, сыграла не последнюю роль в его поражении). Кто-то будет сим фактом обрадован (у игрока, который в 22 года уже столь искушен в оборонительном снукере очень большое, «намбервановское», будущее), другие недовольно поморщатся – возможно, Мэйн Тур потерял одного из самых ярких «аттакеров». Только время сможет дать ответ, а пока что Дин лидирует в этом сезоне по количеству набранных рейтинговых очков и имеет возможность дотянуться даже до третьей строчки официальной классификации.
Матч турнира. Тут двух мнений просто быть не может – это незабываемая битва двух гигантов современного снукера в полуфинале. Третье их «рандеву» на рейтинговых чемпионатах этого сезона, сорок седьмое в общей сложности – история знает совсем немного противостояний, которые могут сравниться с этим. Первая сессия, проходившая в более-менее равной борьбе, с обоюдными шансами и ошибками, завершилась удивительными 2-6, практически поставившими крест на чемпионских надеждах О′Салливана. Будь на месте Хиггинса другой Великий Шотландец, возможно, Ронни не стал бы продолжать сопротивление и даже просто покинул зал по ходу матча, но в тот день он был совершенно поглощен игрой и только ему самому известно, как он умудрился, упустив два стартовых фрейма второй сессии освободиться от своих обычных «демонов» и сбросить их на Джона. Камбэк длиной шесть розыгрышей стал подлинным украшением полуфинала и всего турнира, явив картину окрыленного и свободно дышащего О′Салливана и растерянного и подавленного Хиггинса. Тем более поразительным был невозмутимый полусотенный брейк действующего чемпиона мира в контровой. Ронни, явно не желавший портить впечатление от спортивного праздника, не стал мучить своего извечного противника отыгрышами, все еще имея шансы вернуть утраченное снукерами.
Казус турнира. Происшествие того же полуфинала стало предметом жарких споров болельщиков, игроков и арбитров после его окончания. В тринадцатом фрейме матча Ронни О′Салливан случайно поставил сам себе снукер, из которого не смог выйти с первой попытки; его соперник попросил восстановить позицию, чем весьма удивил российских комментаторов телеканала Евроспорт. Ничего предосудительного в этом поступке Хиггинса, разумеется, быть не может, но некоторые болельщики нынче склонны считать, что такое решение бумерангом вернулось Джону – после ряда безрезультатных попыток выйти из затруднения Ронни случайно коснулся черного шара, после чего рефери Ян Верхас объявил фол, но без мисса. Помешкав, голландский арбитр все же определил мисс, но сразу вновь вернулся к первоначальному варианту, таким образом, заставив уже Джона Хиггинса подойти к столу. Эта нестандартная ситуация обнажила очевидную слабость в правилах, которые фактически трактуют этот эпизод в пользу провинившегося и теоретически дают лазейку для тех, кто в той или иной ситуации оказывается неспособен справляться с позиционными трудностями. Сейчас этот вопрос вынесен на рассмотрение и, возможно, в правила будут внесены изменения специально для таких сложных случаев.
Цифра турнира. Для возвращения на телевизионные экраны со времен British Open 2002 года в том же самом Телфорде 64-му номеру мирового рейтинга Питеру Лайнсу понадобилось семь лет. На чемпионат Соединенного Королевства Питер прибыл вовсе не статистом и в первом раунде без затруднений выбил из борьбы стремительно сдающего свои позиции Марко Фу (9-3), затем в контровой партии был бит Марк Уильямс 9-8, а в четвертьфинале (повторение лучшего достижения в долгой карьере) лишь в весьма напряженной борьбе Лайнс уступил дорогу более именитому Стивену Магуайру, буквально укравшему у него стартовые две партии (чего, может быть, не хватило позднее, чтобы навязать более упорное сопротивление). Рейтинговое положение 40-летнего игрока чрезвычайно поправилось, вознеся его сразу на 22 строчки вверх. Кто знает, возможно, этого, некогда считавшегося довольно талантливым, мужчину мы больше и не увидим в прямом эфире, так что Юкей 2009 так и останется единственным ярким впечатлением о нем.
Неудачник турнира. Определенный выбор в этой номинации со знаком «минус» был, но мы остановимся на кандидатуре Марко Фу, проигрывающего в этом сезоне практически всем, с кем сводит его жребий. Сильно насолив Стивену Хендри в Премьер Лиге, Марко не смог извлечь хоть какую-то пользу из своего там выступления, и на третьем кряду рейтинговом турнире выглядел аки боксерская груша. Если гонконгский гуру не возьмется за ум, то на повестку дня встанет вопрос об обоснованности его пребывания в топ-16. Хочется надеяться, что самый прилежный из учеников Терри Гриффитса после чемпионата Великобритании переломит неблагоприятную статистику сезона.
Брейк турнира. Тут мы, пожалуй, будем руководствоваться более формальными критериями и желанием включить в обзор большее количество человек, так что приз уходит не обладателю самой красивой (она ведь все равно у каждого своя), важной или большой серии, а новоиспеченному члену «клуба ста» – Аллистеру Картеру, исполнившему сотый сенчури брейк в карьере. Любопытно, что аналогичное достижение покорилось Тони Драго, но это произошло еще в квалификации к Телфорду.
Размолвка турнира. Конечно, прямого касательства к чемпионату это событие не имеет, но поведали о нем именно во время турнира. Как замечали комментаторы (в том числе и Владимир Синицын), Дин Джуньху и Лян Веньбо прекратили совместные тренировки (хотя совсем недавно в Шанхае можно было наблюдать Ляна в зрительном зале, переживающего за своего товарища) – причиной тому якобы послужили возникшие из-за спонсорских денег недомолвки. Как говорится, дружба дружбой, а табачок врознь: сам Дин признавал, что успехи Веньбо позволили и ему поверить в свои силы и подтянуть форму, но когда дело дошло до финансовой битвы, тут китайские кудесники кия оказались по разные стороны баррикад.
Взвешивание турнира. Перед полуфиналами Ассоциация заявила, что вдобавок к ста тысячам призовых победитель соревнования получит целую гору пирогов от главного спонсора – Pukka Pies, причем общее количество их по массе будет равняться весу игрока. Таким образом, было проведено контрольное взвешивание соискателей всей этой кучи вкусностей, вот его результаты: Стивен Магуайр – 89 кг (356 в пироговом эквиваленте); Джон Хиггинс и Ронни О′Салливан – 80 кг (320 пирогов), Дин Джуньху – 69 кг (276 «пакка паев»).
Вот таким был чемпионат Великобритании 2009 – в чем-то выдающимся, где-то исключительным, ну, а для кого-то – разочаровывающим. Как бы то ни было, его есть за что вспомнить и по прошествии нескольких лет, так что нам, простым болельщикам, остается только радоваться, что мы не зря прожили девять дней турнирных сражений. Ура!
а я горд собой - при счете 8:3 в пользу Хиггинса предсказал победу О’Салливана. да, не получилось, но Ронни был близок!
так вот, благодаря Евроспорту я возобновил занятия бильярдом. но мне всё это кажется, потому что авторитет Уткина перевешивает реальность, в которой мы живём.
Хорошо, что деньги не поставил :)) А то было бы обидно. Кстати, а чего так рано интуиция зашевелилась? При 3-8-то?
по размерам снукеристов что-то не верится. Синицын говорил что Хиггинс и Салливан до того похожи что и рост и вес одинаковый. Однако с виду комплекции у них очень разные, и на евроспорте, вроде, Салливану приписывали рост на 3 см больше
не знаю, по Ронни как-то стало ясно, что так просто не пустит Хиггинса в финал )
при счете 8:6, кстати, на Ронни коэффициент был больше 5
В любом случае правило нуждается в разъяснении и дополнении.