10 мин.

Тренерская биржа

Завершая разбор полетов после чемпионат мира, Biathlonurs.com вызвал на разговор сразу двух старших тренеров национальной сборной. Отвечая на неудобные вопросы Николай Лопухов и Вольфганг Пихлер рассказали о проблемах команд, прогрессе по сравнению с прошлым годом, а также признались, что не стали бы вносить больших изменений в подводку, будь у них шанс заново пройти этот чемпионат мира.

— Женская сборная в Нове-Место не сумела завоевать ни одной медали, хотя в Рупольдинге год назад у команды была одна бронза. Мужская сборная, наоборот, если считать медали, выступила лучше – серебро и бронза против одной бронзы в прошлом году. Хотя говорят, что Николай Петрович не слишком-то обрадовался серебру Антона Шипулина — отметив, что второе место – это все-таки не победа…

Николай Лопухов: Нет. Думаю, что мои слова неверно интерпретировали в тот момент. Я рад, что Антону удалось завоевать серебро в заключительной гонке чемпионата. Но при этом все мы должны быть максималистами — и тренеры, и спортсмены. Мы должны настраиваться только на победу, иначе в профессиональном спорте быть не может. 

Финиш Антона в масс-старте получился просто прекрасным. Возможно, он чуть раньше мог начать атаковать. Но спортсмен принимает решение по самочувствию – лучше адресовать этот вопрос Антону, мог ли он рвануться вперед раньше. Не забывайте, что он обыграл на финише не кого-нибудь, а четырехкратного победителя этого чемпионата мира Эмиля Хегле Свендсена!

Вольфганг Пихлер: Я говорил и повторю опять, что я удовлетворен выступлением нашей команды на чемпионате мира. Конечно, я расстроен и огорчен, что мы остались без медалей, потому что все девочки находились в отличной форме. Но нам не хватило удачи. Посмотрите – во всех гонках мы боролись за медали. У нас нет ни одного провального выступления. В смешанной эстафете Вилухина и Зайцева вывели команду в лидеры. В спринте Зайцева была очень близка к медали: все решила единственная ошибка на рубеже, и она стала четвертой. Пасьют вы сами видели. Если бы не столкновение с Флатланд, у Ольги была бы медаль. В целом посмотрите, как на этом чемпионате выступила Зайцева: шесть гонок – три четвертых, одно пятое и два шестых места. Разве можно сказать, что она провалила чемпионат? Конечно, нет!

— Команде удалось прибавить по сравнению с прошлым годом?

Н. Л.: Да, удалось. Мы cделали анализ результатов команды — конечно, мы рассчитывали на более высокие показатели, но мы выступили на том уровне возможностей, который у нас сейчас есть. У нас много вопросов по психологии, по способности контролировать свое состояние, и я уже много раз говорил, что нам нужно вывести спортсменов на такой уровень, чтобы лучшие биатлонисты планеты смотрели на нас и учились, а не мы копировали Фуркада или Свендсена.

В. П.: Без сомнения. Сравните выступление сборной в Рупольдинге и здесь. В лыжном ходе все девочки прибавили, причем значительно. Результаты тоже говорят за себя. Да, в Рупольдинге была медаль, но по остальным показателям выступление было хуже, чем в этом году. Кроме Зайцевой, в топ-6 в личных гонках были Вилухина и Глазырина. Для Кати этот чемпионат мира стал первым, так как в прошлом году она не принимала участия в гонках. Катя Шумилова тоже дебютировала — в первой же своей гонке на чемпионате мира сумела финишировать в числе 15 лучших.

— Если бы у вас была возможность, то вы бы уже имея за плечами опыт этого чемпионата, стали бы вносить коррективы в подготовку спортсменов к нему? 

Н. Л.: Я думаю, что особых изменений делать бы не стал. В целом подводка к чемпионату мира была выполнена на «четверочку». Понимаете, у большинства из наших ребят не достаточного опыта выступлений на крупных международных соревнованиях. Так получилось, что они все реализовались чуть раньше. Тот же Малышко великолепно чувствовал себя за неделю до чемпионата мира. Шипулин и Малышко выстрелили в Антерсельве и Оберхофе, а после этого не смогли аккумулировать себя на чемпионате мира. Это хороший опыт – они поняли и прочувствовали, что способны обыгрывать всех в определенный период, и теперь наша задача скорректировать спортсменов так, чтобы этот период был в нужным момент.

В. П.: Что касается тренировок, то у нас все прошло по плану, и команда была подведена к чемпионату мира в очень хорошей форме, лучшей за весь сезон. Где-то немного не хватило везения, в каких-то гонках не на уровне сработали лыжи. Возможно, в эстафете вместо Шумиловой я бы поставил Загоруйко. В любом случае все это гипотетические рассуждения. Мы получили на чемпионате мира хороший опыт, который будем использовать дальше.

— Восемь из 11 медалей на чемпионате мира выиграли норвежцы, а большие биатлонные державы – русские и немцы – со скромными двумя медалями. Столько же у сборной Польши, не считавшейся до этого фаворитом. Зато женская команды Украины выступила лучше немок и россиянок. С чем связаны такие результаты конкурентов?

Н. Л.: У норвежцев есть лидеры сейчас. Поймите, Пушкин и Лермонтов рождаются не каждый день. У них есть Свендсен и Бё, у французов есть Фуркад. Спортсмены такого уровня появляются не каждый день. Проблема смены поколений – это процесс естественный. Естественно, что я с ним сталкивался и в лыжных гонках. Нужно продолжать работу, тогда и у нас будет результат. Наши парни не достаточно опытны и может быть пока не достаточно уверенны в себе, но они талантливы. У нас есть шанс воспитать лидера.

В. П.: Тура Бергер – величайшая спортсменка. У нее характер бойца и победительницы. Она никогда не бывает довольна собой и не успокаивается после одной победы: ей нужно выигрывать снова и снова. Очень хочу привить это качество нашим девочкам. Да, Польша выиграла две медали, но при всем уважении к команде, я не могу сравнивать их со сборной России. На их стороне в этих гонках была удача и везение. Что касается лыжного хода, стрельбы, общей подготовки, наши девушки намного сильнее. А вот украинки не удивили. В команде выступают очень опытные спортсменки – сестры Семеренко, Пидгрушная – они созрели для больших достижений. Но объективно говоря, сборная Украины не превосходит нашу команду. В лыжном ходе мы им ничем не уступали, но нам не хватило удачи.

Что касается немецкой сборной, то у них сейчас тоже непростая ситуация – единственную индивидуальную медаль выиграла опытнейшая Хенкель. Она прошла три Олимпиады и выступала еще на чемпионате мира в 2000 году, остальные девочки из немецкой сборной еще только начинают раскрываться. У нас похожая ситуация, но, я считаю, в целом сборная России выглядела сильнее Германии. У нас не было провальных гонок, в отличие от немок.

— Сейчас многие сходятся во мнении, что нашим молодым спортсменам пока не хватает лидерских качеств и духа победителя. Вы с этим согласны?

Н. Л.: Согласен. Такова и моя позиция. У спортсмена экстра-класса должен быть чемпионский характер. Мы движемся в этом направлении, но это не так просто. Чемпионский характер не появляется по мановению  волшебной палочки. Он формируется в тренировочном процессе, появляется с накоплением опыта, мотивацией. Для некоторых из наших ребят в Нове-Место это был лишь второй чемпионат мира. Нужно тренироваться, работать над собой, а потом проявлять себя на соревнованиях.

В. П.: Не могу в полной мере согласиться с этим утверждением. Зайцева – боец до последнего миллиметра! Дебютантка чемпионата мира Глазырина заняла пятое и седьмое места в личных гонках — для первого раза это очень достойный результат. Да, Вилухина в прошлом году была бронзовым призером, а в этом стала пятой в спринте. Но она боролась, не сдавалась ни в одной гонке. Уверен, что лидерские качества к нашим девочкам придут вместе с опытом.

— В эстафетах ошибки на третьих этапах, где бежали Гараничев и Шумилова, лишили сборные медалей. Есть сожаления о принятых решениях?

Н. Л.: Решение ставить Гараничева в эстафету было ошибочным, но аргументированным – я уже не раз говорил об этом. Сейчас уже важно, с каким багажем Женя выйдет из этой истории. Он – сильный лыжник, но в стрелковом плане есть недоработки. Мы будем смотреть и тестировать его, исследовать его результаты. Чтобы теперь доверить ему выступление на стартах топ-уровня, мы сначала должны проверить его на рядовых стартах. Если бы Олимпиада или чемпионат мира были завтра, то мы бы не смогли бы его поставить в эстафету. Ему нужно забыть промахи, стереть их сознания. Нужно поработать над психологией, ну и, конечно, поднять стрелковое мастерство необходимо.

В. П.: В первую очередь не забывайте, что для Екатерины Шумиловой этот чемпионат мира стал первым в жизни. У нее нет достаточного опыта, чтобы справляться со стрессовыми ситуациями, которые возникают на соревнованиях подобного уровня. В предыдущих эстафетах на этапах Кубка мира Катя выступала на хорошем уровне, поэтому было принято решение, что именно она будет включена в состав четверки в Нове-Место. Как я уже говорил, возможно, надо было поставить Анастасию Загоруйко, но спортсменка выступала на Кубке IBU и к команде присоединилась поздно. Был большой риск. Да, Шумилова выступила не супер, но в то же время я не могу сказать, что это была катастрофа. Я ни в коем случае не давлю на Шумилову, мне очень важно, чтобы она правильно справилась с этой ситуацией. 

— Согласны ли вы с утверждением, что этап Кубка мира в Сочи для нашей сборной будет вторым чемпионатом мира за несколько месяцев?

Н. Л.: Вторым чемпионатом мира я бы его не назвал, но это, безусловно, стратегически важный старт для нашей команды. Именно поэтому мы пожертвовали этапом Кубка мира в Холменколлене, чтобы пораньше поехать в Сочи, адаптироваться там и познакомиться с трассой. Речь идет не о том, чтобы моделировать подготовку к Играм, мы говорим сейчас скорее о технических аспектах – посмотреть и почувствовать высоту, трассу, снег.

В. П.: Да, это очень важный старт для нас, к которому мы будем готовиться также серьезно, как к чемпионату мира. Думаю, что после чемпионата мира этап в Сочи – главное соревнование сезона. С точки зрения подготовки к Олимпиаде, этот этап Кубка мира является для нас приоритетным.

— Сейчас вы уже видите контуры олимпийской команды?

Н. Л.: Весной по итогам спортивного сезона будет сформирована команда, есть рейтинг для этого. Будет произведен анализ соревновательной деятельности спортсменов, состав будет утвержден на совете. Это происходит ежегодно.

В. П.: В первую очередь это те, кто сейчас будет готовиться и выступит на этапе Кубка мира. Это нынешний основной состав команды плюс Светлана Слепцова, Анастасия Загроуйко, Ольга Подчуфарова. Также мы ждем в Сочи Екатерину Юрьеву, Марину Коровину. Место в олимпийской сборной не гарантировано никому, но у всех есть шанс туда попасть – главное его правильно использовать.

— Может ли в олимпийский сезон выстрелить кто-то из тех, кого сейчас нет в сборной?

Н. Л.: Жизнь такая штука, что кто-то может внезапно проявить себя. Все реально.

В. П.: Конечно. Олимпийские игры – особые соревнования, не похожие ни на одни другие. И они всегда полны сюрпризов.

— Вы не пожалели, что согласить работать старшим тренером? Вам приходится принимать очень непростые решения.

Н. Л.: Мне стало легче работать в этом году. В первый год, столкнувшись с моей концепцией функциональной подготовки, ребята много роптали — многие упражнения, предложенные мной, для них были новыми. Но когда они увидели эффект, нам всем стало легче. Сейчас мы работаем в том же ключе, что и в прошлом году. Изменения произошли небольшие. Не так важно, кто работает старшим тренером, а кто вторым – я, Гербулов или Коновалов — все равно. Главное верно выбрать направление работы. Ребята видят, что мы советуемся и работаем вместе. Гербулов отвечает за стрелковую подготовку, а я за функциональную.

В. П.: У меня ни разу за время работы в сборной не было момента, чтобы я пожалел о сделанном выборе. Я вижу, как команда прогрессирует с каждым годом, и мне, как тренеру, это важно в первую очередь. Да, результат не всегда получается тот, на который мы можем и должны рассчитывать, но это не повод опускать руки. Наоборот, хочется работать еще больше. Я с оптимизмом смотрю в будущее. У сборной России очень хорошие перспективы.

Андрей Аносов, Татьяна Папова (текст), Евгений Тумашов (фото), медиа-служба СБР