Пик... и некоторое количество вопросов
Итак, спортсмен выполнил следующие нагрузки:
Объемные (много-много километров в низком темпе) – развил сердце, сосуды, легкие, адаптировал мышцы к работе в аэробном режиме
Силовые – подготовил кости и связки к последующим скоростным нагрузкам, развил отстающие мышцы
Специальные (интервальные) нагрузки: сначала длинные отрезки с небольшой интенсивностью и небольшим временем отдыха (увеличиваются запасы гликогена в быстрых волокнах), затем все более короткие и более скоростные отрезки со все большим временем отдыха (увеличиваются запасы креатинфосфата).
Все это под контролем пульса и уровня лактата в крови – чтобы не было разрушения мышечных волокон больше необходимого невысокого уровня (кстати, этот вид контроля только начал появляться).
И в итоге – после небольшого периода отдыха – спортсмен готов показывать максимальные результаты – он на пике формы.
Так гласит теория.
И теория, пожалуй, на этом заканчивается. Мы переходим к практике, которая - в данной области – намного впереди теории!
И сразу начинаются вопросы:
А почему такая последовательность этапов подготовки? – Потому что практика показала, что иначе не получается.
А сколько должен длиться период, например, базовой подготовки? 2 недели? Месяц? 3 месяца? А почему не 3 дня? – Ну, практика показывает, что точно не три дня и не две недели…
А что будет, если совместить скоростные и объемные нагрузки «в одном флаконе»? – Практика показала, что ничего хорошего не выйдет.
А сколько длится «пик формы»? – Практика показала, что по-разному, но в любом случае не очень долго – растянуть на все четыре месяца сезона не получается.
Можно ли пик формы регулировать – отодвигать или приближать, или «притормозить», если он вдруг наступит раньше времени? – Практика показывает, что не очень-то это получается, хотя притормозить иногда пытаются, «задавливая» его объемными нагрузками.
И та же самая практика показывает, что - даже когда с уровнем лактата и пульса все в порядке – это не гарантия того, что все идет по плану, и спортсмен выйдет на искомый пик формы.
Практика, практика, практика…
Ну а что такое практика? Практика – это субъективный опыт тренера и спортсмена. У спортсмена – только свой собственный опыт. У тренера максимум 20 учеников одновременно – с большим количеством он просто не справится. И если у гипотетического Дениса щеки слишком красные после пробежки в 20 км - что это значит? Это он слишком быстро бегал? Или это признак начала заболевания? Или он на холод (жару) так реагирует? Хорошо, если тренер может за этим Денисом наблюдать в течение нескольких лет, тогда он, вероятно, уже будет знать, что значат покрасневшие щеки. А если нет у тренера этих лет, как у тренеров нашей сборной, которым надо результат выдавать в первый же год работы?
Я не считаю, что все так уж безнадежно, просто хотелось бы, чтобы болельщики, не занимавшиеся спортом, представили бы себе сложность задачи тренера, да и спортсмена. Тренер решает задачу со многими неизвестными, и решает ее интуитивно. А как еще он может ее решить, если пульсометры и лактометры появились в сборной совсем недавно? Если тренер мямлит, не знаю, мол, почему так получилось, почему спортсмен усталый – это вина или беда тренера?
Я думаю, в том что «не знает», - беда. А вина – в том, что ничего не делает для того, чтобы уменьшить степень своей неосведомленности.
Как уменьшить неосведомленность тренеров? Прежде всего – делиться опытом. Если тренер тратит несколько лет своей жизни на изучений реакций нескольких спортсменов, то обмен опытом с другими тренерами – для него единственная возможность расширить свои знания. Чем отличается подход Гурьева от подхода Хованцева? Что подходит Гараничеву и почему это не подходит Шипулину? Кто-нибудь может внятно сказать?
Может быть, Гурьеву и не нужен опыт Медведцева, Ткаченко, но где-нибудь в глубинке сидит молодой тренер, у которого появилось дарование уровня Пылевой, а он толком и не знает, что с этим дарованием делать.
Отсутствие обмена опытом у тренеров удручает.
И возникает вопрос о роли Н.Загурского в российском биатлоне. Что получили лыжные и биатлонные тренеры от многолетней деятельности КНГ? Загурский столько лет изучает сборную – я хочу увидеть его наработки!
Почему не публикуются тренировочные планы сборной? Ладно, допустим, успешные планы мы скрываем от немецко-норвежских конкурентов, а почему нельзя опубликовать неудачные? Вот завалила Яна Романова сезон – ну и пусть все российские тренеры поймут на ее примере, как не надо готовиться к сезону. Можно не указывать имена, можно давать данные только по молодежным и юниорским сборным. Можно многое сделать – непонятно, почему не делается…
В следующий раз – немного рассуждений про допинг.
Самое главное, думаю - дисциплина. В идеале - самодисциплина спортсмена. Но поскольку идеал - это нечто недостижимое, то требуется надзор тренеров.
Что касается обмена опытом, то тут вопрос дискуссионный. Я не уверен, что в той ситуации глобального срача между тренерами, который сейчас существует, имеет смысл полностью открывать собственные наработки остальным. Какую-то дозированную информацию, необходимую «пользы для» сборной, СБР должен выдавливать, что называется, с помощью любых методов, вплоть до инквизиторских, это безусловно. Но это лишь моё мнение, канешна.
Что творится в сборной, точно не знаю (как и все мы), только по обрывкам сведений в новостях догадываюсь. Например, мне тоже хотелось думать, что в сборной все самое лучшее. А прошлым летом сюжет показали - про то, как биохимию крови берут, потом долго-долго обсуждали как нововведение Пихлера регулярный отбор проб крови на лактат. Сегодня новость про то, как в Тюмени наконец пульсометры внедрили...
---------------------------------------------
согласна. А ведь у него, наверно, финансовых проблем нет и не было? И все условия для работы есть. Тогда чего бы не работать в регионе? У нас-то таких регионов - раз и два?
В идеале почему бы спортсмену-сборнику не тренироваться под постоянным приглядом личного тренера. Вспомните Нойнер - ее всю карьеру вел личный тренер, а со сборной она тольео на ключевых сборах была, по-моему. Правильный тренер, похоже - воспитал, не испортив природные данные, и во взрослом спорте развил их и преумножил.