Большой глобус. Кайса Мякяряйнен
Из Финляндии
«Будучи подростком, я отправила парочку писем Backstreet Boys и Принцу Уильяму, но не получила ответа – может, потому что не вложила марки в конверт, а может, потому что мое желание стать королевой Англии показалось Уильяму чересчур нескромным. Он даже не подозревает, что потерял! Поэтому вместо королевы Англии я выбрала себе целью стать королевой биатлона. Хотя подозреваю, что эта мечта так же трудноосуществима, как и предыдущая».
Пару лет назад она была именно такой: непосредственной, по-детски наивной, мечтательной и немного грустной. Стать королевой биатлона – ну нет. Цель недостижимая, нелепая даже по формулировке.
Раньше вообще многое складывалось по-другому. Ее никогда не хватало на полный сезон: к относительно удачным 13-му и 14-му местам в тотале она добиралась крайне неровной поступью – без видимых шансов на качественный рывок.
Йонне Кахонен и Аско Нуутинен корпели над ярчайшей биатлонисткой страны несколько сезонов. Один силился смастерить из нее марафонца, готового бороться за топ в любой момент времени – но получалась лишь финская вспышка, сверкавшая то там, то здесь. Другой вместе с Кайсой ударялся о жесткий стрелковый потолок – 80% (по олимпийской зиме – хуже пятерых россиянок).
Эта почти безнадежная гонка закончилась, когда местному спортивному директору Перу-Оле Линделлу надоело наблюдать потуги троицы: с тренерами попрощались, а Линделл взялся за Кайсу лично, в напарники пригласив
Из Норвегии
Кристиана Хольма. По запросу «Kristian Holm» гугл охотно ищет актеров, политиков и бизнесменов, не догадываясь о существовании норвежского физрука. Физрук подписал контракт летом, не зная толком ни языка, ни лиц подопечных. Теперь он отвечает за молодежь минимум до 2015-го года, когда Контиолахти примет ЧМ.
А тогда они вместе с Линделлом образовали дуэт, солидно именуемый тренерским штабом. Пер закрыл организационно-бумажно-компьтерную часть, Хольм и пара ассистентов (сервис-бригада, кстати, тоже сменилась целиком) вели процесс.
Мякяряйнен – все-таки девушка излишне наивная, и по отношению к прошлогодней предсезонке вместо хлесткого «бардак» использует оборот «запутанная ситуация». Кто конкретно и в какой степени выполнял планы новых боссов – науке неизвестно.
Кайса, периодически связываясь с ними, занималась отдельно – у бывалого Ярмо Пунккинена, не бросившего ее после отвратительной Олимпиады. Хотя разрыв назревал.
Порой лучший переход – несостоявшийся переход. За плечами Пунккинена 20 лет тренерской карьеры, опыт работы с лыжниками из Италии, Швеции, Словении и собственно Финляндии. Не он выбирает, кого учить, а к нему становятся в очередь. Кайса вот дождалась своей.
Сохранив девушке скорость, Пунккинен проломил, наконец, нависший шутинг-потолок. С декабря и до сих пор Кайса, собравшая на рубежах гроссмейстерские 85% (уже лучше любой из россиянок), повторяет: ключ к меткости – ясная голова.
Из Финляндии, Норвегии и Австрии
«Австрийский тренер приехал к нам только в начале ноября, поэтому у нас был только один командный сбор в ноябре в Муонио, после чего мы поехали на Кубок мира. А там уже тренер нужен только для каких-то базовых вещей».
Йозеф Оберерлахер – видимая часть айсберга. Ключ зажигания, благодаря которому коряво собранный мотор вдруг вполне ровно зарычал.
Придя, тренер сразу заявил о готовности объединить разномастные профессиональные подходы: финский, норвежский и свой собственный – австрийский. Руководство впечатлилось энергичностью Оберерлахера, а Кайса разглядела в нем мудрого психолога и организатора. За десять лет австриец поднялся по ступенькам от детского инструктора по лыжам до номинации Biathlon Award – лучшему тренеру мира.
Линделл вряд ли признается, наугад он звал специалиста или, наоборот, выверил расклад до мелочей. В обоих случаях выходит безмерно эффектно.
В Оберерлахере нет харизмы Кирхнера, эпатажности Пихлера или несокрушимости Лефгрена. Оберерлахер берет энтузиазмом: его невозможно застать бездельничающим. Он всегда занят: что-то подсказывает, объясняет, пишет, тащит оборудование, сам куда-то несется. Он всегда ищет работу – в широком смысле. А с недавнего времени – в буквальном.
Из России
минувшим мартом Мякяряйнен уезжала абсолютно счастливой – в ранге первой финской чемпионки мира. После золотого пасьюта Оберерлахер рванул к финишному городку, успев застать слезы Кайсы. Та победа стала главной не только в ее, но и в его карьере.
Месяц назад мне пришло письмо от Йозефа. Австриец, скучающий на базе Обертиллиаха, без лишнего драматизма признался, что решил покинуть финнов – зато не прочь поработать с россиянами. Точнее – с россиянином. Максимом Чудовым. Австриец интересовался его проблемами и просил помочь в поиске контактов.
Не слишком тщательно отслеживаю, как развивается их сотрудничество и развивается ли вообще. Ремонтировать разломанный финский биатлон, приводить в чувство пессимистичную Кайсу или собирать по винтикам кризисного Максима – занятие разве что для живчиков вроде Оберерлахера.
Может, через годик «Глобус Чудова» составлять придется.
Ставлю на наших.
Зачем мне куда-то валить, у меня здесь единомышленников хватает)
___________
Привет) Жанночка опять накурилась? То Кайсу с Магдаленой сравнивать начинает, теперь вот это))) Ну все, уже не спасти) Хотя, может, в больничке помогут))
Риск на который идет Оберерлахер ища работы с Чудовым похвален, интересно только осонает ли Йозеф что ему предстоит не просто работать, а заново делать из Чудова спортсмена.
В России, кстати, сейчас запущена программа по натурализации иностранцев. Толкьо здесь она искусственная, а в Германии это естественные процессы.
Сами себе нальем, ты лучше свои шары залей, занимайся одиноким тихим пьянством в уголке)))
-----------------
То естьт ты хочешь сказать, что Жей и грайс - это биатлонисты одного уровня?
Жанна, свободен.