5 мин.

«Мы в засаде»

***

На биатлон нужно ехать в унтах. А лучше в валенках, чтобы ноги точно не мерзли. Все это известно заранее. Но человек предполагает, а погода располагает. В Эстерсунде резко похолодало – субботние дожди сменились сибирским морозцем, запорошил снег, а температура доползла до минус 10.

– Погода, кстати, стабильная – не Антхольц, – тренер Юрий Преображенцев объясняет, чем на самом деле опасен Эстерсунд. – Гораздо неприятнее трасса – одна из самых тяжелых в Кубке мира. Спортсменам приходится спускаться в тяжелую яму, потом выбираться из нее. Один раз проделать такой путь – еще ничего, а три раза – как в индивидуальной гонке, уже страшно. При спусках от скорости устаешь… Представляете – от скорости можно устать?!

В городе, который можно обойти пешком за 40 минут, почти нет биатлонной рекламы. Стадион в самом центре города – его невозможно не увидеть: большая башня светится далеко за 10 км. Повсюду работают пожилые стюарды – проверяют бейджи, паркинг-удостоверения. Следят за всеми мелочами дотошно – не дай бог кто-то снимает тренировку без разрешения, не дай бог кто-то припозднился с заявкой на аккредитацию. Будут внимательно слушать, кивать головой и вежливо отказывать – шведский пресс-шеф Патрик на редкость строг. Даже ежегодные альманахи выдает под настроение…

Эстерсунд – большая, уютная деревня. Не знаю, как тут живут до биатлона, но во время гонок улицы превращаются в променад зимних звезд. Бьорндален бежит с винтовкой, словно ошпаренный, Ханеволд в шапке набекрень опаздывает на такси, миниатюрный Грайс разминается, Хитцер тестирует лыжи отдельно от команды, Реш разгуливает в наушниках. Маша Садилова, пропускавшая индивидуальную гонку, улыбалась в холле отеля – покупала сэндвич и стеснялась своего английского. Но импозантнее всех выглядел скандальный шведский тренер Вольфганг Пихлер – громила ростом под два метра – от его баса можно реально вздрогнуть.

Биатлон – настоящий цирк-шапито. Такого не увидишь ни в футболе, ни в хоккее. Ни даже в баскетболе.

– Знаешь, я первый раз на биатлоне. Еще ничего не успел понять – но мне нравится. На баскетбольный Финал четырех Евролиги столько народу не приходило – а тут ажиотаж. Вон сколько российских и белорусских флагов, – исполнительный директор СБР Сергей Кущенко рассказывает почти взахлеб.

***

Мы приехали в Scandic, базовый отель нашей сборной, в 15.30 – почти за два часа до гонки. Парни возвращались с тренировки – завершилась первая откатка лыж. Девчонки пулей выносились из отеля – главный тренер Владимир Барнашов благословлял всех в путь.

– До трех часов все отдыхали в номерах – обещали наведаться представители WADA, в 16.00 пристрелка и в путь, – перед гонкой тренеры всегда разговаривают неохотно.

Первой на стадион уехала Медведцева – причем на такси, отдельно от команды. Видимо, торопилась – она стартовала раньше остальных: четвертой. Затем потянулись другие – Зайцева, Булыгина, Романова, Бурдыга. Последней вышла Булыгина – солнечно улыбнулась, закрыла дверь машины и помахала всем рукой.

***

На стадионе смотреть биатлон непривычно, но очень адреналинно. За спинами тренеров можно прочувствовать весь драйв стрельбы – разочарования, охи, вздохи, улыбки и просто разные эмоции.

Сергей Кущенко поначалу внимательно смотрел, досадовал промахам, а потом просто радовался каждому чистому рубежу. Сжимал кулаки, смеялся.

– Да ладно, первая гонка – разгон нормальный. Мы в засаде. Нам сейчас не нужен пик формы – вот 13 февраля, когда будет первая олимпийская гонка, давайте дерзать, – Кущенко обращался к немым, немного раздосадованным тренерам.

– Что-то 13-я установка сегодня не наша, – Александр Селифонов волновался. – Пусть Саныч (Аликин. – П.К.), наверное, поменяет расклад. «Да, Саныч, передай Светке и Наташе, чтобы не заходили туда», – рация Селифонова в деле.

Барнашов нервничает. На просьбу об интервью в прямом эфире Губерниеву отвечает коротко: «Ну а что я сейчас скажу? Ну вот что?»

Настроение улучшается с последней стрельбой Слепцовой. Второй ноль при двух промахах на лежке – и реальный шанс зацепиться за 3-е место.

– Пусть бежит, ноги вроде работают, – Селифонов командует.

– А куда бежать-то? Уже финиш, – Барнашов пристально смотрит на экран, где Слепцова безжалостно накатывает и… Вроде бы выгрызает бронзу.

Света долго выцеливала последний выстрел – потеряла секунд 8-10. Но вроде обошлось.

Это «вроде» мы вспомнили после финиша, когда уже были розданы бронзовые интервью. Оказалось, Даша Домрачева промазала не два, а один – техника ошиблась: не засчитала ей заслуженное попадание и приписала минуту. По другой версии – на последнем рубеже она закрыла одну чужую мишень и четыре свои. Судьи приписали Домрачевой 2 штраф-минуты, не разобравшись в эпизоде – подумали, что она вообще не стреляла пять раз. Согласно правилам, стрельба по чужой мишени караается одной штрафной минутой, а не двумя.

Вот так Слепцова радовалась:

А вот так радовалась Домрачева и огорчалась Медведцева:

***

Владимир Барнашов, главный тренер

– Начали неважно, но затем смогли выправиться. Девчонки готовы нормально. Ходом все выглядели прилично, даже очень прилично – скорее всего, сказался нервный стресс.

13-я установка сегодня несчастливая, поэтому перед последним огневым рубежом Сан Саныч Селифонов сказал, чтобы Слепцова и Бурдыга переехали на другой щит.

Первое волнение прошло. Сейчас уже будет нормальная работа. Но я недоволен сегодняшней гонкой. В первую очередь расстроила стрельба – тактические просчеты, почти все сбились с ритма. В предстартовой подготовке мы говорили, что нужно делать свою работу, ничего не придумывать, но, видимо, не все справились с волнением. Это психология – больше ничего.

В спринте важно, чтобы девчонок гонка не захлестнула. Дистанция скоротечная. Состав мы уже в принципе определили – огласим его непосредственно перед стартом.

Ольга Медведцева, олимпийская чемпионка

– Очень устала тренироваться – ждать, ждать, ждать. Сегодня прямо руки и ноги ломило – так хотелось быстрее выйти на старт. Не задалась лежка – но она в принципе ни у кого из наших не задалась. Вроде и ветра не было. Будем разбираться…

Светлана Слепцова, чемпионка мира

– Все более-менее сложилось для меня удачно. Я поставила цель – попасть в 15 лучших. Первая гонка, и не хотелось выигрывать (смеется). Сегодня очень хорошо сработали лыжи – просто супер. Самочувствие было классным – до последнего круга могла терпеть, бежать, ускоряться. Не ожидала, что все так сложится.

С лежкой сегодня не получилось у всей команды. Какой-то злой рок. Как сказал Дмитрий Губерниев, из какого-то шведского озера лох-несское чудовище вылезло. Когда промазала второй раз, то уже потеряла все шансы. Но потом смогла справиться – честно говоря, сама в шоке. Сказала себе: «Хватит, надо попадать». Перед последним рубежом Сан Саныч сказал, чтобы я не заходила на 13-ю установку. От греха подальше.

P.S. Вечером, когда эмоции уже улеглись, в холле отеля Барнашов спокойно изучал итоговые протоколы, шутил с журналистами, Садилова пошла кормить уток, а Слепцова – бегать в наушниках. Обычная жизнь сборной – она такая будничная. И такая близкая.