Летняя подготовка к новому сезону в уникальных условиях
Наконец пришел ноябрь, и новый сезон Кубка мира BMW IBU стучится в дверь. За спиной остался долгий и необычный путь. Когда отменили соревнования в Осло и караван Кубка мира 14 марта отбыл из Финляндии, никто и подумать не мог, что это преждевременное завершение сезона – только пролог перед очень странными летом и осенью, полными ранее невообразимых изменений в преддверии Кубка мира BMW IBU 2020/21.
«Что же делать»
Апрель и начало мая, обычно посвященные пляжному отпуску, встречам с родными и выполнению контрактных обязательств перед спонсорами, превратились в тихий домашний отдых. Тарьей Бё так подвел итоги весны: «В этом году ничего не происходило! Странное состояние; нельзя было ни уехать в отпуск, ни заняться чем-то, ни работать со спонсорами, ни увидеть близких… все пропало. Мы сидели дома и думали, что же нам делать…» Однако были у «коронавирусной весны» и светлые стороны: «Было меньше вечеринок, меньше отпусков, так что, думаю, сейчас все в гораздо лучшей форме, чем это обычно бывает в мае и июне!»
Тренировки по Zoom
Пока спортсмены сидели по домам, тренеры в авральном порядке строили новые планы, одновременно пытаясь поддерживать контакт со своими командами в постоянно меняющемся из-за пандемии мире. Такие тренеры как Зигфрид Мазе из норвежской команды, Йоханнес Лукас из шведской, Эгиль Йеллан из чешской и Армин Аухенталлер из американской, вынуждены были расстаться со своими подопечными на несколько месяцев. Конференции в Zoom и ежедневные звонки по WhatsApp длились часами. Аухенталлер, застрявший у себя дома в Антхольце, признался: «Я привык к тренерской работе на расстоянии, но сейчас все иначе, ведь раньше я все же мог отправиться в лагерь, а сейчас не могу… творческий подход и импровизация – вот две вещи, без которых в нынешние времена никуда». Первая личная встреча состоялась только в августе, когда в Италию добралась Клэр Иган. Сейчас организуется первый «очный» тренировочный лагерь команды в Рамзау, а ведь до старта сезона остается всего три недели.
Новый стиль наставничества
Мазе, которому в середине июня наконец удалось снова встретиться с Йоханнесом, Тарьеем и компанией, был вынужден скорректировать свой испытанный подход, предполагающий тесный контакт со спортсменами. «Иногда приходится быть совсем рядом, чтобы разглядеть, что происходит; в моем случае на стрельбище надо особенно внимательно следить за прицеливанием, за плавностью нажатия на спусковой крючок. Отказаться от привычного стиля работы было нелегко. Но когда мы вошли в колею, все наладилось».
Нехватка контакта
В начале тренировочного периода чешской женской команде страшно не хватало ежедневных советов и помощи Йеллана. В то время как Мазе не мог выбраться из Франции в Норвегию, Йеллану не удавалось вылететь из Норвегии в Чехию. Лишь в конце июля он наконец прибыл в лагерь в Летограде, где спортсменки с радостью приветствовали своего наставника. Как сказала Луция Хавратова в интервью для biathlon.cz, «Хорошо, что он снова с нами. Его комментарии и замечания очень полезны; он отлично нас мотивирует и поддерживает».
Вдали от дома
От вынужденных незапланированных разлук страдали не только тренеры, но и сами спортсмены. Так, для Аманды Лайтфут задуманные две недели с братом и семьей превратились в тринадцать, когда Великобритания объявила карантин. В отсутствие тренировочного оборудования биалонистке пришлось импровизировать и кататься по дорогам центральной Англии на роликах и с лыжными палками. «Люди смотрели на меня как на ненормальную».
Анаис Бескон повезло больше: она, в отсутствие возможности вернуться во Францию, на три месяца засела со своим канадским бойфрендом в Кэнморе, где «тренироваться очень легко… мои тренировки проходили не так, как обычно. Я начала в середине апреля с лыж, а еще каталась на велосипеде и бегала; это было здорово, потому что в прошлом году мне из-за травмы колена бегать было нельзя».
Оптимизм
В это время Иган у себя дома в Лейк-Плэсид работала практически в обычном режиме, получая поддержку от команды второго эшелона и от начинающего коллеги, и в значительной степени сама себя тренировала. И пусть временами было сложно, Иган смогла адаптироваться и сохранить позитивный настрой. «Я могу сказать, что тренируюсь здесь с коллегами по команде и мы неплохо справляемся. С другой стороны, конечно, можно нервничать из-за того, что я осталась без помощи; я с самого Чемпионата мира не видела своего тренера вживую, только на экране компьютера… Не то чтобы со мной вообще не занимались; просто эти занятия стали иными. Нужно смотреть на вещи позитивно».
Переживания из-за сборов
Когда весну сменило лето, начались постоянные тренировки и сборы, но обстановка на них была совсем не такой, как в прошлые годы. Во главе угла стояли социальное дистанцирование на стрельбище и в столовой, маски и бесконечное мытье рук. У Бескон поездки на сборы в этом странном новом мире вызвали беспокойство: «Мы не знаем, как все пойдет дальше. Думаю, будет совсем не весело тренироваться в одном лагере и при этом не иметь возможности быть ближе друг к другу. Это будет очень странно. Такое не для меня. Мне нравится общение с людьми, я часто их целую. Не люблю держать дистанцию». Но заслуженная французская биатлонистка приспособилась к новым условиям так же, как и все остальные. Позднее она призналась: «Все складывается неплохо; я сказала себе, что хорошо справилась, и решила продолжить выступления в этом году».
Пропавшие соревнования
Кстати, Бескон выиграла свой двенадцатый Чемпионат Франции на одном из немногих состоявшихся этим летом лыжероллерных турниров. Большинство из этих соревнований, которые проводятся на полпути к зимнему сезону, включая назначенный в Рупольдинге Чемпионат мира IBU по летнему биатлону, просто пропали. Те же, что все-таки состоялись, например, фестивал Blink, Чемпионаты Франции и Германии и состязания в Висбадене, проходили без зрителей и с соблюдением строгих ограничений, связанных с Covid-19, так что все кругом заполонили маски и дезинфекционные коврики.
Команда Чешской Республики: «Мы очень осторожны»
В полном объеме отличия этого биатлонного сезона от всех предыдущих проявились, когда главный тренер чешской команды Ондржей Рыбарж на сайте федерации дал разъяснения относительно принятых протоколов, которые по строгости превзошли даже ограничения, накладываемые государством: «Мы очень осторожны».
Ничто не было оставлено на волю случая, везде были приняты строжайшие меры предосторожности. Если у кого-то из команды при тестах обнаружат вирус, то ему придется уйти и не возвращаться, пока тестирование не покажет отрицательный результат и не будет пройдена «окончательная проверка. Либо обследование под нагрузкой, либо проверка следов, оставленных болезнью в сердце и легких».
Личная ответственность
Рыбарж заявил, что в первую очередь защита обеспечивается признанием «личной ответственности спортсменов. Где они делают покупки, как защищают себя, используют ли антисептик, моют ли руки. Им следует избегать мест скопления людей и использовать маску или щиток; даже дома нужно соблюдать повышенную осторожность».
Ограничить возможности заражения
В какой-то момент несколько команд проводили совместные тренировки, чтобы спортсменам было интереснее, но с приближением нового сезона все разошлись в разные стороны, чтобы ограничить возможность заражения. И даже так перед октябрьскими сборами у одного из юниоров тест показал коронавирусную инфекцию, так что всей команде пришлось несколько дней провести в карантине, пока не были получены необходимые отрицательные результаты.
Не менее суровые предосторожности соблюдаются и во время переездов команды, например, на недавние сборы в Поклюке. Рыбарж отметил: «В других странах команды изолируются в отелях. Мы ищем жилье с собственным поваром и наименьшим числом посторонних. Например, в Поклюке с нашими парнями была только команда Словении. Других гостей туда не пускали. Администрация отеля свела количество персонала к минимуму, и этот персонал не менялся: у нас был один повар, одна уборщица».
«Сделать все возможное, чтобы защитить участников»
Подводя итог, заслуженный тренер высказал мысли, которые с приближением очередного сезона звучат актуально для большинства команд: «Сейчас спортсмены сами отвечают за то, чтобы соблюдать все правила так же честно, как и весной. Конечно, они хотят подготовиться к сезону и избежать простоев… Мы должны сделать все возможное, чтобы защитить участников. Я не утверждаю, что сейчас нет вещей поважнее спорта. С другой стороны, люди изо всех сил стараются выполнять свою работу… Никто не хочет, чтобы приложенные усилия пропали даром. Потому все должны проявлять максимальную ответственность».
На этом долгом и извилистом пути к новому сезону в мире многое изменилось; на каждом углу – новый предупредительный знак, однако все мы движемся вперед к Кубку мира BMW IBU 2020/21: шаг за шагом, день за днем, протокол за протоколом.
© Международный союз биатлонистов (IBU)