8 мин.

Уле и Дарья: тренеры китайской команды

В середине сентября этого года Уле Эйнар Бьорндален и Дарья Домрачева перешли из рядов опытных спортсменов на тренерскую работу. Бьорндален стал главным тренером китайской сборной, а Домрачева взяла под свое крыло ее прекрасную половину.

Тяжелый труд; совместная работа

Спустя менее чем 18 месяцев после ухода из соревнований биатлонный супер-дуэт круто сменил сферу деятельности. Домрачева признает: «Такого быстрого разворота на 180 градусов я сама не ожидала. Учитывая наши жизненные планы, это для меня единственный шанс попробовать себя в тренерской работе: всего через несколько лет наша дочь Ксения пойдет в школу, и тогда совмещать семейную жизнь с переездами станет невозможно».

Для Бьорндалена решение взяться за новую работу не было поспешным. «Первое подобное предложение поступило почти два года назад. Я подумал, что это может быть интересно, но постарался сначала изучить вопрос и обсудить его со всеми заинтересованными лицами. Это заняло какое-то время; думаю, ко мне обращались раз шесть или семь, прежде чем я наконец согласился. Необходимо ощущать, что тебе полностью доверяют. Сейчас так и есть, но все же тренировать иностранную команду весьма нелегко. Китай стремится достичь успеха в сжатые сроки, и мы с Дарьей будем работать над этим вместе. Как и в нашей спортивной карьере, мы собираемся на 100 процентов сконцентрироваться на поставленной цели».

Уле и Дарья: тренеры китайской команды - Новые вызовы

«Это работа мечты, - продолжает Бьорндален, - ведь я обожал спорт, еще когда сам выступал. Правда, пока не могу сказать, что так же доволен своей тренерской карьерой; тут требуются творческий подход и ежедневное самосовершенствование. Перед тобой постоянно встают новые вызовы, и приходится справляться с большой группой из 30 людей с совершенно другой культурой. Но эти замечательные спортсмены ценят наши усилия».

Достигнув договоренности с новыми работодателями, супружеская пара уже через несколько дней отправилась вместе с командой в Китай, чтобы провести месяц в тренировочном лагере. Бьорндален испытывает энтузиазм относительно потенциала китайских биатлонистов. «Работы предстоит много. У китайцев не так много опыта в биатлоне, однако они горят желанием учиться и очень быстро схватывают все новое. Олимпийская площадка пока не готова, но, надеемся, вскоре строительство завершится, и мы сможем использовать ее для тренировок».

Вливание в процесс

С самого начала тренерская чета не осталась без поддержки: тренер Тобиас Торгерсен из Норвегии и бывший тренер французской команды по стрельбе Жан-Пьер Ама уже какое-то время работали с китайской сборной. «От них и от представителей китайской стороны мы получили немало полезной информации об особенностях конкретных спортсменов, в том числе об их характерах, - рассказывает Домрачева. – Но многие из них тоже новички, так что для нас важно было окунуться в новую среду с головой и узнать их самостоятельно».

Чувства и эмоции

По словам Бьорндалена, в повседневном общении с китайской командой языковой барьер не позволяет обойтись без помощи переводчика. «Но с каждым днем становится все проще: наши подопечные не слишком хорошо говорят по-английски, зато многое понимают. Самое сложное – это уяснить, что именно требуется на тренировке и выразить чувства и эмоции, которые возникают при занятиях спортом. Это очень трудно: добиться обратной связи почти невозможно. Спорт как искусство; тут необходим эмоциональный отклик. Если ты его не получаешь – это вызов. Мы активно используем невербальные приемы общения, чтобы увидеть реакцию спортсменов и заставить их двигаться». Домрачева описывает обстановку в женской команде: «После тренировки разница особенно заметна: кто-то полностью вымотан, а кто-то просто устал; обычные ощущения в подобной ситуации. В такие тонкие моменты необходимо понять каждого спортсмена».

«Разные пути к одной цели»

Выстраивая программу тренировок для своей команды, новички используют свой опыт и опыт своих тренеров. Бьорндален говорит о гибридном подходе: «Это не норвежская, не белорусская и не немецкая программа, а их комбинация; я использую многие приемы моего старого тренера, ушедшего из жизни два года назад… Хорошо, что мы сами много лет занимались биатлоном, потому что теперь нам известны разные пути к цели».

Взгляд с другой стороны

Ему вторит тренер женской команды: «Мы знали биатлон в качестве спортсменов, а теперь смотрим на него под другим углом. Очень интересно заимствовать что-то из собственного опыта и делиться со своими учениками… мне необыкновенно повезло работать с Клаусом Зибертом и Альфредом Эдером, которые отличаются систематическим подходом. Сейчас я использую то, чему научилась у них».

Помощь сервисменов

Бьорндален знал, что огромной проблемой для китайской команды является подготовка лыж к гонкам, так что в этом ключевом аспекте он заручился поддержкой норвежской Федерации. «У нас не было никакого шанса создать собственную команду смазчиков. Во-первых, это бы стоило кучу денег, а ведь в Китае и так Олимпиада на носу, а во-вторых, заняло бы 2-3 года; в биатлоне уже много сервисных коллективов высочайшего уровня, и если твои техники не входят в пятерку лучших, то спортсменам можно не рассчитывать на места в первой десятке. Сотрудничество с норвежскими специалистами позволит нам намного быстрее набраться опыта и научиться всему необходимому. Я полностью доверяю этим людям и их стилю работы. А помощники, которым можешь доверять – это необходимое условие, чтобы добиться существенных результатов через 2,5 года».

Развитие и тренировки

В прошлом году в норвежском Шушене прошли снежные тренировки. Это лишь один из этапов длительного процесса подготовки. «До желанной цели еще далеко. Этот сезон станет для нас очень сложным, но нам нужно развиваться всесторонне, а не зацикливаться на одних только гонках. Тренировка не прекращается ни на минуту: необходимо совершенствовать команду и учиться самим». Домрачева соглашается: «Каждое соревнование и каждый спортсмен крайне важны. Но пока что мы сосредоточены не на состязаниях, а на учебе».

Скромные цели

Соответственно, главный тренер ставит перед собой скромные цели: «Лучшим результатом у женщин в прошлом году стало 27-е место, и нужно добиться как минимум таких же итогов… Было бы здорово финишировать в первой десятке в женской эстафете! Что до мужчин, неплохо было бы попасть в гонку преследования, но заранее ничего сказать нельзя. Весь вопрос в том, как быстро они будут развиваться. Я сейчас не столько озабочен результатами, сколько тем уровнем, которого команда должна достичь под моим руководством».

Тренер продолжает: «В целом китайские биатлонисты лучшие по стрельбе, но худшие по скорости на трассе. У некоторых есть хорошие задатки, но они нуждаются в специальных лыжных тренировках… думаю, мы довольно быстро приведем их в форму». Дарья поддерживает: «Одни лучше, другие хуже, но в общем они все достаточно быстро учатся».

Первые соревнования

Первые соревнования в Эстерсунде станут волнующим событием для тренеров-новичков. Как признался ветеран 580 стартов Кубка мира: «Сам не знаю, какая у меня будет реакция. Во время особенно тяжелых и важных тренировок меня охватывает настоящее волнение при виде разворачивающейся борьбы, а увидеть то же самое на настоящей гонке будет просто невероятно. Главное, чтобы ребята выкладывались по полной, этого мне будет достаточно. Если они сдадутся без боя, то это нас не обрадует». Домрачева рассуждает иначе: «Я бы хотела сфокусироваться не на результате, а на прогрессе и развитии».

Сбалансированный подход

Размышляя о новом пути, на который встали он и его супруга, о переходе из спортсменов в тренеры, Бьорндален отмечает: «Я могу быть и спокойным, и азартным. Поначалу я вел себя более сдержанно, но сейчас, с приближением сезона и лучше узнав моих спортсменов, могу говорить с ними прямо… Перед тем, как стать тренером, я беспокоился, что буду слишком жестким – а именно так и произойдет, если я стану делать и говорить то, что думаю». Его жена с улыбкой добавляет: «Здесь я помогаю Уле поддерживать баланс между ненужной жесткостью и излишней мягкостью!»