7 мин.

«Сейчас в сборной нет таких, как Чепиков и Бьорндален»

Всем привет! Довольно долго не обновлял блог, и на то была причина. Не хотелось лишний раз «пинать» команду за череду неудач. Я придерживаюсь позиции – оценку тренерам нужно давать после окончания сезона. Чтобы делать это раньше, надо постоянно находиться с командой, знать обо всем изнутри, в противном случае любые заявления – безответственны.

Всегда находятся люди, которые знают лучше других, что у нас не так. Дабы не вставать в общую очередь с такого рода умниками, я не стану давать оценок или советов. Просто хочу поделиться с вами некоторыми мыслями о том, почему кубковые старты часто приносятся в жертву подготовке к чемпионату мира, и в чем причина нехватки в России суперталантов, готовых лидировать весь сезон.

***

Не секрет, что чемпионат мира является для нас главным приоритетом – прежде всего потому, что он проходит в России. Но это не единственная причина. Что бы ни говорили иностранные тренеры и спортсмены, к стартам в Кубке мира почти никто специально не готовится. Мастерство состоит именно в том, чтобы в нужный день, в нужный час оказаться лучше всех.

История знает только победителей Олимпиад и чемпионатов. Скажем, Евгения Редькина будут помнить всегда, пока будет существовать биатлон. Конечно, и Магдалена Форсберг останется в истории, потому что она шесть раз выиграла Кубок мира. Но по рангу она намного ниже, чем Редькин. Простая статистика: Редькин – олимпийский чемпион, а Форсберг – нет. Это не нами придумано. Самое высшее звание в спорте – олимпийское, и это не обсуждаемо. Следующая категория – чемпион мира, и лишь потом – все остальное.

Где найти суперспортсмена?

Сейчас биатлон вышел в такой ранг, когда спортсмены уже не принадлежат себе – они работают в большей степени для зрителей. Но надо понимать, что постоянно выигрывать невозможно. Да, у кого-то это получается. Но такие люди – уникумы, суперталанты. У нас таким был, например, Сергей Чепиков, который два года подряд был обладателем Кубка мира, становился чемпионом мира, выигрывал Олимпиаду. Сейчас в сборной нет таких, как Чепиков. Таких, как Бьорндален или Свенсен. Это просто редчайшие люди.

Спросите, почему? Ведь подобные сверхталанты в нашей стране наверняка рождаются. Но наша селекционная система настолько далека от совершенства, что выявить эти таланты зачастую просто невозможно. А у норвежцев подобный отбор идет очень здорово. Такая маленькая страна, как Норвегия, с населением, равным одному российскому городу, имеет вообще не так много спортсменов. Но те, кто на уровне сборной – высочайшего класса. Это неспроста. Селекционная работа ведется с детского возраста.

В чем самый главный недостаток селекционной работы в России? Ее просто нет! Нам не из кого выбирать. Раньше, в советское время, эта система работала естественным образом. Была огромная армия детей, занимающихся спортом, происходил естественный отбор. Сильнейшие выживали, слабейшие отваливались.

Сейчас нет никакой армии детей-спортсменов. Может быть, родители и готовы отдавать детей в спорт, но в России почти не осталось спортивных школ. Взять тот же биатлон – что мы имеем? Ханты-Мансийск, Уфа, Тюмень, Чайковский, Ижевск и Красноярск. Все! В Москве заниматься по сути негде. В Питере сейчас готовы работать только с мастерами спорта. А для маленьких детей, которые только делают первые шаги, работает одна-две школы. Но это же ерунда, капля в море!

Надо поднимать детский спорт, чтобы родители отдавали своих детей в школы. Тогда не нужно будет проводить специальную селекцию – талантливые дети сами будут появляться, их невозможно будет не заметить.

Бедный, но сильный

В ГДР в свое время была такая методика: с раннего возраста детям рекомендовали, в какой вид спорта им лучше пойти. И у них эта система превосходно работала. Когда-нибудь мы к этому придем, но сейчас надо хотя бы с чего-то начать. Мы уже ведем активную работу по возрождению детских спортивных школ, насыщению их оборудованием, инвентарем и так далее.

Существует устоявшееся мнение, что великие спортсмены, как правило, происходят из небогатых семей. Из обеспеченных самородки практически не появляются, это большое исключение. Дети богатых родителей с детства находятся в тепличных условиях, они не готовы жертвовать собой, терпеть, тяжело работать.

И напротив – дети из семей, ограниченных в средствах, видят в спорте шанс прорваться в жизнь, увидеть мир, сделать что-то большое. Это происходит на подсознательном уровне, они не думают изначально о каком-то величии. Но попробовав вкус первых побед, они уже не могут успокоиться, и тяжелый труд, который ведет к высоким результатам, становится «наркотиком».

Мы же сейчас пришли к тому, что небогатые родители либо не могут отдать ребенка в секцию, потому что некуда, либо не в состоянии потянуть расходы на амуницию и обучение. Потому мы и не можем найти тех самых «звезд», которые за сезон выигрывали бы и Кубок мира, и чемпионат мира. Вот почему мы сейчас совершенно четко выбираем, что для команды важнее.

Важнее – чемпионат.

Сила мелочей

Мы понимаем, что пока не готовы выигрывать Кубок мира. Но отдельные всплески уже есть. В прошлом году Женя Устюгов длительное время лидировал в общем зачете. Но, разумеется, Олимпийские игры тогда были приоритетом, и некоторыми гонками пришлось пожертвовать.

Да, мы неудачно начали новый сезон. Но если дальше все пойдет по задумке тренеров, неудачи потом забудутся и компенсируются радостью побед на чемпионате мира. Статистика – дело неблагодарное, особенно в биатлоне, особенно в последние годы. Мы всегда пытаемся что-то прогнозировать, но все решают сущие мелочи. Прошел габарит – ты чемпион. Не прошел – ты пятый.

Где были норвежцы в декабре? С каким отрывом они выступали? Огромная пропасть была между ними и остальными. Сейчас этого разрыва нет – все решает один пресловутый выстрел. Мы вышли практически на тот же уровень, боремся на равных. В этом году у них выстрелил Бо, в прошлом году у нас – Устюгов. Тоже никто не ожидал, а он весь сезон был лидером – точно так же, как и Бо сейчас. У женщин результаты тоже планомерно идут вверх. Зайцева проявила себя не один раз, Слепцова заметно прибавила по сравнению с декабрем. А посмотрите на Катю Юрлову – это же просто открытие нынешнего сезона. С каждой гонкой она совершает маленький прорыв.

Надо объективно и справедливо смотреть на ситуацию. Болельщики привыкли к победам и хотят только золота, им совершенно не важно, кто из наших будет выигрывать, когда и в каком количестве. Но нереально выигрывать каждую гонку в виде спорта, где 20 человек претендует на первое место!

Другое дело, что нужно стараться держаться на хорошем уровне. Мы вышли на него только в январе, и это не случайно. Я приведу прошлогодний пример, который всем хорошо запомнился. Хелена Юнссон и Анна-Карин Зидек. Что они творили до Олимпиады? Юнссон вообще убивала всех подряд в декабре и январе.

Где обе были на Олимпийских играх?

О творчестве и суевериях

Тренеры правильно делают, что не дают сейчас громких обещаний на чемпионат мира. Нужно быть совершенно безответственным человеком, чтобы сказать – мои спортсмены все выиграют. Это обычная бравада. Можно планировать подготовку наших спортсменов к чемпионату, вывести их к нему в хорошем состоянии, придать уверенности. Вот основная обязанность тренеров. А как спортсмен выступит – решит один выстрел или одна секунда.

Вторая причина сдержанности в обещаниях – суеверие. Это не праздные слова. Тренер никогда в жизни не скажет корреспонденту: «Я уверен, что мы подведем команду к чемпионату в самой лучшей форме», он скажет – «Мы будем стараться», «Мы рассчитываем…»

Ошибки, которые были или не были допущены, сейчас, в разгар сезона, я обсуждать не хочу. Некоторая информация не выносится в прессу в том числе и для того, чтобы ей не воспользовались конкуренты. Если тренеры сочтут нужным, они сами все расскажут. Я считаю, что сейчас просто нужно дать команде спокойно работать.

Тренерский труд – стопроцентное творчество. Высококлассный тренер всегда экспериментирует – а значит, не застрахован от ошибок. Бьорндален тоже к этому сезону ударно готовился, проделал огромный объем работы – и вдруг так провалился, что сам был в полной растерянности. Значит, что-то не получилось, где-то не доработал… Или наоборот – он этого сам пока не понял. Может, он к чемпионату мира в такой форме подойдет, что потом будет прыгать до потолка от счастья.

Австрийцы тоже год назад всех уничтожали своей скоростью и стрельбой, а сейчас выступают совсем не так ярко. А казалось бы: скопируй план подготовки успешного сезона и бегай спокойно. Но результата-то уже нет!

Без экспериментов и ошибок не бывает развития.

Единственное, о чем нельзя забывать: тренер должен действовать по врачебному принципу «не навреди». Эксперименты экспериментами, но проваливать сезон ты не имеешь права – результаты никто не отменял. Но об этом мы поговорим в марте.