4 мин.

Сборная России, новый сезон: персоналии. Катерина.

Благодарность Ташечке за графическое оформление текста песни.

Екатерина Юрьева.

Екатерина Юрьева, повторите ещё раз, вслух. Почему-то это звучит так непривычно.

Последние полтора года мы слышали друг от друга и говорили сами «Катя», «Катерина», «Катюшка», ласково, с надеждой, воспоминаниями или болью. Но чтобы так по официальному, чтобы как будто трансляция и голосом комментатора на отрезке трассы или как в протоколах… Как в протоколах. Финишных.

А лучше – стартовых.

Всем бояться, Юрьева на старте!

Какая она, вы помните?

Она красивая. Не матрёшечно-кукольная, а той настоящей, живой красотой, когда улыбка не заученно в камеру, но потому что если улыбнуться – мир вокруг тебя станет чуточку прекраснее.

Вера в победу нас не оставляет,

солнце-улыбка сердца согревает.

Она хладнокровная. Стойка за 20 секунд, не обращая внимания на то, кто там на лыжне тебя быстрее, кто стреляет рядом, можешь ли ты выиграть, и что зависит от этой стрельбы.

Нервы – что сталь: «Это золото я не отдам!»

И ведь не отдала.

Она сильная. Она может пойти ва-банк, когда другие бы не решились, и не отступить, когда страшно, и перебороть, когда больно. Она не боялась тогда, и подавно не будет бояться сейчас.

А ты сильная. Помнишь за платину финиш?

А секунду ту помнишь, что ты догнала?

И рубеж этот верный? Ты помнишь?..

Она родная. Когда великой победой воспринимаешь ЧЕТВЁРТОЕ место спортсменки, когда готов сам кинуться туда, в финишный створ – поднимать её со снега, когда эти в кровь искусанные по дистанции губы ты и спустя годы не можешь простить её соперницам… Слишком много волшебства сотворила и подарила она за три сезона, таких коротких и таких важных три сезона, и невозможно после них было смотреть биатлон, зная, что её здесь нет.

Прошло два года, а её никто так и не смог заменить.

А нам – чужие те, кто занял трон.

А нам – и биатлон не биатлон.

И биатлон не биатлон.

Её «уходили», когда она становилась безоговорочным лидером женской мировой элиты. С поистине феноменальной стрельбой Кати Юрьевой вот уже больше года что-либо сделать не мог никто: уступая на дистанции секунды ногами, она десятками отыгрывала их на рубеже, стреляя в ноль и почти не тратя времени на изготовку. Она всегда понимала, что пусть наработанная и нарабатываемая, пусть весьма приличная даже уже скорость – не главная её «фишка», и это понимание породило собой умение раскладывать по дистанции силы в личных гонках: она упиралась за лыжницами первую петлю, чтобы не отстать, потом работала в своём темпе, а после уже – терпела последний круг.

Это в индивидуальных стартах, да. В то время как присутствие Юрьевой в эстафетной гонке уже становилось едва ли не гарантией триумфального финиша сборной команды: эстафета была её стихией. Катерина деморализовывала, психологически подавляла соперниц если не с первых метров своего этапа, то с первого рубежа.

А теперь прибавьте ко всему вышесказанному «холодный нос и горячее сердце», постоянный прогресс, неиссякаемый оптимизм плюс желание пахать, чтобы выигрывать – и вы получите биатлонистку, победить которую в ближайшие несколько лет не смогла бы ни рыдающая Хелена, ни стреляющая в вечность Нойнер. Биатлонистку, которая на третий в своей карьере чемпионат мира в корейский Пхенчан ехала в трёх бибах: красном спринтерском, красном преследования и жёлтом лидера общего зачёта Кубка мира.

Биатлонистку, которую называли солнцем мирового спорта.

...

Через две недели её обвинили в использовании бегового допинга.

А вы по мне отпели реквием.

И со счетов наивно сбросили.

И боль

в её заплаканных глазах.

Но каждый первый из зимних дней

ты будешь лучшая. Есть и будешь!

И не вернуться – не смей!

А медалями, знаешь, уже не измерить

этот твой… этот наш непроигранный бой.

Стартовый коридор.

Синяя форма с белыми полосками. Тёмные очки поверх красной шапочки.

Белокурый хвост чуть ощутимым ветром по шее.

Подрагивающие руки на лыжных палках.

Серьёзные голубые глаза. Сжатые губы.

Вдруг сосредоточенное лицо на миг сменяется ободряющей гримаской в камеру и тут же – снова сосредоточенное.

Это наша Катя…

Вы понимаете? ЭТО НАША КАТЯ!!

Стартовый коридор.

Выстрел!

И она снова на лыжне!