Сюнневе Сулемдал: «Я думала о завершении карьеры, но надеюсь, этого не случится»
– Вперед, Сюнневе, сейчас нужно просто стиснуть зубы!
– Она борется, но теряет метр за метром.
Голоса комментаторов NRK Андреаса Стабрюна Смита и Улы Лунде полны надежды, что вот-вот случится что-то очень значимое, но Сюнневе Сулемдал приходится отставать на решающих метрах дистанции.
Это 11 марта 2016 года, эстафета на чемпионате мира в Холменколлене, но что-то не так с гонщицей сборной Норвегии на первом этапе. В своей самой важной в жизни гонке Сюнневе Сулемдал не может удержаться за соперницами, которые предпринимают рывок на подъеме незадолго до выхода на стадион.
– Сейчас она много проигрывает, – говорит Ула Лунде, когда биатлонистки попадают в объектив камер на вершине подъема. Австрия и Япония обходят Сулемдал. Гонщицы, которых она, как правило, побеждает.
Но ни комментаторы, ни зрители, ни даже сама Сулемдал там и тогда не знали, что норвежская биатлонистка испытывала проблемы, которые терзают ее и по сей день – шесть месяцев спустя.
– Тогда я просто чувствовала себя в обычной плохой форме. Я не задумывалась, что это может быть нечто большее, – говорит Сулемдал NRK.
После нескольких дней, проведенных в Осло, она сидит в машине по дороге домой в Лиллехаммер. Она посетила нескольких врачей. Потому в тот момент, пока остальная часть команды готовится к чемпионату мира в Вике, Сюнневе Сулемдал ищет ответы. Ответы, которые помогут понять, почему организм не позволяет ей тренироваться как элитной спортсменке. Потому что положение вещей сейчас таково: с Сюнневе Сулемдал что-то не так, но никто не знает, что именно.
Рождество
Давайте начнем с самого начала. То, что ничего не срабатывает, она впервые заметила в Рождество. Все началось с тяжелых стартов на Кубке мира, но затем она также потеряла азарт на тренировках, и сейчас, как она сама говорит, находится «на стабильно низком уровне». Она прошла несколько тестов на выносливость на тредбане, которые показали нулевой прогресс. Она сдала так много анализов крови, что уже не помнит их количество.
Она не в состоянии тренироваться, быстро устает и ей нужно много времени, чтобы прийти в норму, но никто не знает, почему это происходит.
– Я чувствую себя не очень хорошо, – говорит она честно.
Прямо сейчас больше всего ей помогает и поддерживает психолог и ментальный тренер Том Хеннинг Эвребе.
– Сложнее всего то, что нет никаких четких ответов. Мы думали, что причиной могли быть тренировки, но у меня не было периодов, когда я тренировалась бы очень много и напряженно. Мы также не находим признаков болезни. Просто организм отказывается, – говорит она. – Мне помогают все: врачи, психологи, тренеры. Мы рассматриваем все, что могло бы быть причиной этого, но у меня просто нет никаких хороших ответов. А мне бы очень хотелось их получить.
Мысли о завершении карьеры
У нее есть две победы в Кубке мира, обе – в австрийском Хохфильцене. В этом сезоне именно там пройдет чемпионат мира, но 27-летняя спортсменка не осмеливается думать о нем.
– Очень трудно что-либо планировать, не зная, когда все изменится. Это может случиться завтра или через год. Я пытаюсь как можно меньше думать о будущем, потому что ничего не контролирую, – говорит она. – Я по-прежнему мотивирована, но в то же время очень удручена. Я чувствую, что жду-жду-жду и делаю все, что только могу в плане психологии и стрельбы, но начинаю сильно уставать от этого ожидания.
И неизбежно: она думает, что это может заставить ее завершить карьеру.
– Разумеется, я думала об этом, но надеюсь, что этого не случится. Иначе мне будет ужасно грустно. У меня есть желание продолжать выступать, если мне представится такая возможность. Но, конечно же, я не могу заставить организм снова работать.
«Мне не хватает подруг по команде»
В понедельник она снова встретится с врачами, тренерами и экспертами из Olympiatoppen (подразделение НОК Норвегии, отвечающее за подготовку элитных спортсменов. – Прим. М.А.). Они составят план дальнейших действий, но пока что биатлонистка не знает, в каких сборах команды она примет участие.
Менее двух месяцев остается до открытия сезона в Шушене. Сбор перед его началом может стать для нее первой за долгий период встречей со сборной.
– Я рассчитываю быть на этом сборе, даже если придется просто побыть вместе с остальными. Я скучаю по подругам по команде.
По тем, вместе с которыми она выиграла золото чемпионата мира.
Смена этапа
Видеозапись эстафеты показывает, как Сулемдал проигрывает соперницам на отрезке на стадионе перед передачей этапа. В конце она уступает 13,4 секунд и передает эстафету четвертой.
Биатлонистка рассказывает, что она сама попросилась бежать на первом этапе, потому что он, как правило, проходит спокойнее, чем остальные.
– Была причина, по которой я хотела выступить на первом этапе. На нем часто все бегут первый круг медленнее, – говорит она.
В двух других эстафетах в том сезоне она бежала третий этап.
– Я очень сильно волновалась перед стартом, как и во время всех гонок на чемпионате, но я была бы больше уверена в себе, если бы моя форма была получше. Но считаю, что в какой-то мере я неплохо справилась, – говорит она с улыбкой.
Сулемдал отлично отстреляла, и когда после передачи этапа она опустилась на колени и легла лицом в снег, то смогла выдохнуть с облегчением: получилось. Хотя она чувствовала себя плохо.
– Немного глупо говорить, что что-то не срабатывает, когда выигрываешь золото чемпионата мира, но я очень быстро выбилась из сил, когда действительно пришлось включиться на последнем круге. Все работало нормально, когда я не заставляла себя выходить на максимум, но физически в этой гонке я не чувствовала себя очень сильной. К счастью, эстафетный этап настолько короткий, что я выкарабкалась за счет опыта.
Проблемы с дыханием и мононуклеоз
Сулемдал дебютировала в Кубке мира в сезоне-2008/09 и всегда была одной из самых улыбчивых биатлонисток на встречах команды со зрителями и прессой. У нее и раньше были периоды неудач, связанные с проблемами с дыханием и мононуклеозом, но сейчас ее сила духа действительно подвергается суровому испытанию.
Никогда раньше черная полоса не была такой долгой, да еще по непонятным причинам. Но симпатичная биатлонистка из Тингволла по-прежнему улыбается и отказывается сдаваться.
– Я говорю себе, что дела внезапно пойдут в гору, и когда это случится, я буду готова к тому, чтобы воспользоваться шансом, – говорит она.
Фото: Gettyimages.ru/Adam Pretty/Bongarts (1,2); REUTERS/Vidar Ruud/NTB scanpix; Gettyimages.ru/Martin Rose/Bongarts
Перевод с норвежского, NRK