«Аудитория ставок уже достигла пика». Интервью вице-президента «Лиги Ставок»
Поговорил Максимилиан Алфимов.
Ставки на Спортсе’’ пообщались с первым вице-президентом «Лиги Ставок», президентом Первой СРО Букмекеров Ольгой Журавской об индустрии, регулировании, лудомании и социальной ответственности. Из этого разговора вы узнаете:
● почему нелегальные букмекеры – главная проблема индустрии;
● как менять имидж букмекера;
● из-за чего лудоманов в России так тяжело регулировать;
● что ждет рынок и почему пора сдвигать акценты.

– Букмекеры в последнее время сталкиваются с ужесточением регулирования и перегревом рынка. Как с этим работать?
– Главное – бороться с незаконными азартными играми. Пока позитивных новостей об этом нет. Сейчас тенденция – законодательная стигматизация легальных операторов. Вводят множество запретов, навешивают на отрасль ярлыки.
Любое новое ограничение на руку нелегальным играм и вредит нашему спорту. По нашим оценкам, нелегальные операторы забирают у легальных компаний 40-50% оборота. Это десятки миллиардов рублей, которые наш спорт недополучает в виде целевых отчислений.
Еще один вызов – перегрев рынка спонсорских контрактов. Идет агрессивная гонка за топовыми активами, компании переплачивают и не получают ожидаемой отдачи. Мы решили выйти из этой гонки, чтобы сосредоточиться на продукте и инновациях. В этом году запустили социальную сеть: там клиенты могут прогнозировать, обсуждать матчи, делиться впечатлениями. Это первый опыт социализации беттинга, и он уже меняет пользовательский опыт. Активность наших клиентов заметно выросла.
– А что еще может мешать рынку? Инфляция, например, растет.
– Больше ярко выраженных угроз не вижу. Конечно, внешние факторы вроде инфляции влияют, но отрасль адаптируется.
– Как вы взаимодействуете с депутатами и сенаторами, когда речь о новых законопроектах? Объясняют ли они свои инициативы?
– Регулирование беттинга как отрасли – это абсолютно нормально. В Первой СРО большинство букмекеров, все активно участвуют в обсуждении инициатив – мы, скажем так, очень удобное входное окно для законодателей. Мы изучаем позицию рынка, собираем ее, транслируем.
Часто, особенно в последних законопроектах, встречаются нормы, которые неисполнимы или необоснованны. Создается впечатление, что законодатели либо не понимают рынок, либо составляют законопроекты в спешке, без глубокого анализа. И когда эти законопроекты добираются до публичного обсуждения, они вообще не соответствуют реалиям. Наша задача – указывать на такое и предлагать решения.
Например, в законопроекте о запрете приема ставок с кредитных карт есть требование, которое букмекеры и ЦУПИС выполнить не могут: информации о типе карты у нас нет, она есть только у банка-эмитента. Другой пример – законопроект о запрете ставок для должников. Никто не оценил, сколько запросов в реестр приставов придется делать – до 30 миллионов в месяц! База просто не приспособлена к такому количеству. Она не выдержит нагрузки, и это парализует работу букмекеров.
Сроки за рекламу казино, бан кредиток – какие законы о беттинге обсуждают в России?
– Ваш коллега Николай Оганезов в интервью мне называл такие инициативы популизмом. Вы согласны?
– Изначально у них социальная направленность: ограничить доступ к ставкам людям с зависимостью и с проблемами. Мы поддерживаем изначальную цель, но механизмы, которые предлагается внедрять, зачастую просто неисполнимы.

– Не складывается ли впечатление, что регулирование становится чрезмерным?
– Мы всегда серьезно относимся к каждому законопроекту, потому что он может стать законом. И букмекерская индустрия – одна из самых зарегулированных отраслей. Понимаем, что часть требований нужны, но иногда появляются нормы непонятно для чего и почему. Мы всегда за диалог с регулятором и готовы предоставлять экспертизу, чтобы оценить последствия новых правил.
– Как обсуждаемые инициативы могут отразиться на бизнесе? Например, те самые про должников и кредитные карты.
– В базы должников попадает примерно треть населения страны. Так что можно предположить, что потери будут заметными. Пополнений с кредитных карт, по данным ЦУПИСа, около 4%. Если банки смогут передавать данные о типе карты, проблем не будет.
– Насколько вероятны новые запреты и ограничения?
– Часто приходят новости о новых ограничениях, новых необоснованных требованиях к операторам азартных игр. Но, на мой взгляд, государству стоит сосредоточиться на борьбе с нелегальными операторами, которых все больше и больше с каждым годом. Если жестко запретить их рекламу, привлечь к ответственности площадки, блогеров и селебрити, которые их продвигают, все это в комплексе могло бы принести большую пользу государству, целевые отчисления выросли бы вдвое. Мне кажется, решение настолько на поверхности, что…
Легальные букмекерские компании – основной внебюджетный источник финансирования спорта, мы уже давно платим необходимые налоги и взносы согласно законодательству РФ. Поэтому вместо того, чтобы закручивать гайки легальному рынку, стоит взяться за теневой сектор.
– Если перегрев спонсорских контрактов продолжится, что ждет рынок?
– Эта гонка создана самими букмекерскими компаниями. Поэтому разумно сделать паузу, что ли, или вести диалог внутри отрасли. Решение здесь зависит исключительно от участников рынка. Иначе так все и будет продолжаться.
– Что изменилось для вас с появлением Российского спортивного фонда?
– По сути, ничего. Что мы делали при ЕРАИ, – перечисляли целевые отчисления, – то и продолжаем.
– У букмекеров неоднозначная репутация. Может ли благотворительность ее изменить?
– Да, думаю, благодаря глубокому вовлечению букмекеров в социальную повестку отношение к нам постепенно меняется. Для нас благотворительность, конечно же, не индульгенция, а осознанный вклад в развитие национального спорта. Мы поддерживаем спортсменов всех возрастов: от ветеранов до юных, кто еще только делает свои первые шаги. Мы научились создавать реально работающие программы для развития спортивной инфраструктуры. Это наша инвестиция, социальный вклад в развитие спортивной среды – как ее части.
За последние 15 лет букмекерская отрасль много сделала для улучшения своей репутации. Но у части общества до сих пор сохраняется ассоциация с казино и игровыми залами. Уже прошло два десятка лет, как они были доступны, а этот шлейф все равно тянется.
Несмотря на то, что по законодательной классификации мы относимся к азартным играм, у нас мало общего. Ставки на спорт – скорее интеллектуальный досуг, требующий знаний и аналитики. Выигрыш нашего клиента зависит исключительно от того, что происходит на поле. Те, кто понимает разницу и видит вклад букмекеров в развитие спорта, относятся к нам позитивнее.

– Как вы измеряете эффект от социальных инициатив?
– Кстати, очень хороший вопрос, и он куда шире, чем кажется. Вот, предположим, построили мы более 30 спортивных площадок для детей-сирот. Много это или мало? Непонятно. Это хорошо? Безусловно, да. У детей появляется возможность тренироваться, заниматься физкультурой, каким-то видом спорта, именно эта площадка может стать для ребенка путевкой в спорт. Появляется цель, тренируется воля, характер, энергия направляется в нужное русло. Для ребят из уязвимых групп это самое важное.
Или, к примеру, наша поддержка заслуженных ветеранов спорта. Сегодня у нас более тысячи подопечных ветеранов по всей России. Начиналось все с доставки продуктовых корзин в пандемию, тогда пенсионеры вынуждены были сидеть дома. Посчитали: доставили тогда больше 34 тонн продуктов. Потом уже перешли на продуктовые сертификаты – это удобнее для всех.
Но главное в этом проекте, конечно же, не продукты, а эмоции. Ветеранам нравится встречаться, общаться, такие встречи проходят регулярно – и каждый раз это море воспоминаний, впечатлений, тепла, радости. Вот уже несколько лет развиваем спортивное наставничество, приглашаем на такие встречи юных спортсменов. Настоящее движение запустили.
В этом году наша общероссийская программа «Лига Добра» стала лучшим ESG-проектом России, опять же – если есть социальное признание, значит есть востребованность. Сейчас мы работаем в 32 регионах, у нас получилось почти невозможное – создать настоящую благотворительную экосистему. С нами Федерация бокса, Федерация хоккея, Минспорт, «Единая Россия», Президентская академия, местные администрации, СМИ, волонтеры.
Есть и еще один аспект – мотивация сотрудников. Мы часто слышим от молодых успешных соискателей, что для них социальная активность работодателя – один из решающих факторов. А для букмекерских компаний это особенно важно.
Благотворительность формирует новые стандарты в профессии. Даже уходя из компании, многие сотрудники остаются нашими волонтерами.
– Легко ли привлекать амбассадоров к подобным проектам?
– Успех сотрудничества зависит во многом от личных качеств амбассадора. На этапе знакомства с компанией сразу понятно, откликается ли история, идет ли от сердца, есть ли у нас общие ценности. Благотворительность в целом – очень деликатная тема, поэтому к выбору партнеров мы относимся очень взвешенно.
Спасибо всем, кто участвовал и участвует в наших благотворительных акциях: Илье Ковальчуку, Евгению Ловчеву, Алине Загитовой, Артуру Далалояну, Дмитрию Радченко, Дмитрию Сычеву, Андрею Кириленко. Весной и летом этого года очень продуктивно поработали с ребятами из Лига Ставок MEDIA BASKET: собрали около 4 млн на благотворительность, создали даже команду из наших подопечных детей.
На днях пройдет большой благотворительный турнир «Лига Добра» в деревне легендарного путешественника Федора Конюхова – большой ему поклон. Это примеры, когда популярность работает на добрые дела, и это здорово.

– Главный упрек к индустрии – лудомания. Как боретесь вы?
– Мысль о борьбе с лудоманией, отмечу, вышла из индустрии и перешла на законодательный уровень.
В России не существует ни хоть какой-то научной базы, ни хоть каких-то обобщающих материалов, которые можно было бы взять за основу для исследований. То есть все говорят, что проблема существует, но никто не понимает, о проблеме какого масштаба идет речь. Наверное, здесь будет уместно вспомнить слова про популизм. В СМИ пытаются раздуть эту историю, вынести на законодательный уровень, чтобы закошмарить само явление вместо того, чтобы разрабатывать эффективные методы борьбы.
Букмекерское сообщество поддерживает идею по борьбе с лудоманией, но в первую очередь возникают вопросы к механизмам реализации. Изначально законопроект разработал Минфин. И тогда он был в консультациях с Первой СРО, с рынком. Законопроект был готов к первому чтению Госдумы, удовлетворял обе стороны. Теперь инициатива возникает с нескольких сторон – ограничивать людей, страдающих от игровой зависимости. Создается впечатление, что это какая-то гонка инициатив: кто первый успеет ее продвинуть, тот и молодец. Не думая о последствия и не анализируя меры, которые уже существуют.
А они достаточно эффективны. С 2010 года у «Лиги Ставок» действует сервис самоограничений: клиент может временно или навсегда исключить себя из игры. То есть мы это придумали, мы это сделали, а теперь это выходит на законодательный уровень – что, в общем-то, неплохо.
Но хочется, чтобы шаги законотворцев были последовательными. Похожая система самозапрета есть у ЦУПИСа. С 2023-го функционирует сервис «Ответственная игра». Им воспользовались 113 тысяч человек, 37 тысяч (то есть почти треть) из них – с бессрочным ограничением. В пояснительной записке, которую готовили авторы законопроекта о самоограничении, приводят данные Минздрава за 2022-й и обещают собирать их и дальше. Но больше статистики нет – видимо, на 2022-м и закончили.
Если опираться на данные за тот год, жалоб на склонность пациентов к азартным играм зарегистрировали почти 14 тысяч. Из них только половина – взрослые старше 18 лет. То есть другая половина – это даже не клиенты букмекерских компаний, потому что есть законодательные ограничения по возрасту.
Можно предположить, что большинство жалоб могут быть связаны с нелегальными азартными играми, потому что клиенты легальных букмекеров в курсе самоограничения как функции.
Поэтому от подобных выводов законотворцев складывается противоречивое впечатление. Повторюсь: масштаб лудомании никто не может оценить, потому что нет данных. Более того, даже такого диагноза нет в российской классификации болезней. Несмотря на такую разрозненную статистику и отсутствие официальных исследований, хотелось бы, конечно, опираться на подтвержденные цифры. А не на то, что преподносят: масштаб большой, а цифр нет.
Самоограничение от ставок в России вот-вот утвердят. А как это устроено в мире?
– Эффективен ли законопроект о самоисключении, если там только один вариант – полный запрет на год и больше?
– Мы поддерживаем инициативу: люди, страдающие таким недугом, не должны быть нашими клиентами. Это общее мнение всей индустрии.
Конечно, один вариант – слишком упрощенный подход. У «Лиги Ставок», у ЦУПИСа уже есть инструменты самоограничений по сроку, сумме, частоте ставок. Но законодатели выбрали простой и прозрачный механизм, который легко реализовать и отслеживать. Думаю, со временем его будут дорабатывать. Он же еще прошел только первое чтение, все может измениться.
– Недавно прозвучала идея о дополнительных отчислениях на борьбу с лудоманией – 0,1% от выручки.
– Она обсуждалась, да. К слову о необоснованности, возникает вопрос: почему именно 0,1%? Кто и как будет распределять эти средства? Пока ответов нет. Всегда, когда вводятся какие-то запреты, ограничения, предложения, хотелось бы видеть обоснование. Для этой цифры обоснования нет.

Более того, совершенно непонятны механизмы реализации этого законопроекта. О нем стало известно, если не ошибаюсь, в конце весны, и на сегодня нет никаких новостей. Нам совершенно непонятно, кто будет заниматься распределением средств, как это будет работать в реальности. Поживем-увидим: если будет дальнейшее развитие, наверняка появятся более четкие контуры того, как его хотят реализовать.
2 млрд в год отдадут букмекеры на борьбу с лудоманией. А как это будет работать?
– Как вы относитесь к законопроекту об ограничении числа ППС на 100 тысяч населения?
– Это сложно реализовать. Сегодня букмекеры уже не конкурируют между собой напрямую – у нас общий противник, это теневой сектор. Мы научились объединяться и вместе реализуем социальные программы. Подобные ограничения могут разрушить это сотрудничество и вернуть внутреннюю конкуренцию, а это негативно скажется на отрасли.
– Автор законопроекта, связанного с быстрыми играми и трансляциями, жаловался на то, что текст все никак не согласовывают. Такой закон сильно помешает букмекерам?
– Из-за санкций многие трансляции недоступны, около 50%, наверное. Если запретить прием ставок без них, рынок потеряет значительную часть оборота. Законопроект предполагает, что мы рискуем потерять операторов статистики и коэффициентов – можно увидеть там запрет на передачу такой информации. В нынешнем виде требуется серьезная доработка.
– А если примут трудновыполнимые законопроекты – например, про кредитки или должников?
– Есть критические замечания, и все это прекрасно понимают. Не может быть положительного отзыва на законопроект, когда норма фактически неисполнима. Обычно в процессе обсуждения и по пути от законопроекта к закону в тексты вносят правки. Мы надеемся и более того рассчитываем, что и на этот раз нас услышат. И нормы не окажутся неисполнимыми и необязательными, а будут скорректированы так, чтобы работу отрасли не парализовать.
– Как вы оцениваете перспективы рынка в долгосрочной перспективе – скажем, в ближайшие пять лет?
– Думаю, та аудитория, которая интересуется ставками на спорт, уже достигла пика. Клиентская база внутри отрасли сформирована, развитие зависит от качества сервиса, уровня продукта и социальной ответственности.
Новые клиенты, конечно, будут появляться, но такого бурного роста (6-7% в год, как в 2018-2019 годах), вряд ли стоит ждать.

Фото: JesÃÂS HellÃÂN/Keystone Press Agency/globallookpress.comGlobal Look Press
1) "дальше не читал" (тм)
2) "вот поэтому вас никто и не любит!" (с)
вы сертифицированный регулятор нотариально заверяющий конфликт между спорщиками, принимаете и распределяете ставки, "разбиваете" им руки и свидетельствуете, взимаете комиссию за работу. ваша работа - фиксация и немедленный перевод "выигрыша" на счёт клиента.
а вы? всё ваше позиционирование - по-прежнему неверное. вы ведёте и рекламируете себя, как игровой автомат: деньгу вставил - вывалилось две.
и нет, выигрыш клиента зависит от того, какие дурные правила у вашей кассы, где клиент хотел бы обналичить выигрыш. вы передерживаете деньги у себя. это сразу минус 100500 к репутации
– Легко ли привлекать амбассадоров к подобным проектам?
– Главный упрек к индустрии – лудомания. Как боретесь вы? (оказалась вода)
– Эффективен ли законопроект о самоисключении, если там только один вариант – полный запрет на год и больше?
– Недавно прозвучала идея о дополнительных отчислениях на борьбу с лудоманией – 0,1% от выручки.
– Как вы относитесь к законопроекту об ограничении числа ППС на 100 тысяч населения?
– Автор законопроекта, связанного с быстрыми играми и трансляциями, жаловался на то, что текст все никак не согласовывают. Такой закон сильно помешает букмекерам?
и правда, дальше можно не читать
"Пополнений с кредитных карт, по данным ЦУПИСа, около 4%. Если банки смогут передавать данные о типе карты, проблем не будет." -
да что ж ты за женщина тугая такая (и ведь даже не резиновая): придёт разнорядка с паспортами по БАНКАМ и они просто запретят переводы букам со своих карт (в банках эта тема устроена намного проще). вы серьёзно придуряетесь придуряетесь там, что "мы готовы проверять, но не готовы проверять", как будто ВАШИ букмекерские счета находятся не в наших же банках (?) и вовсе неизвестны нашим банкам и финмониторингу (??). Если последние два пункта действительно выполняются - вы нелегальный букмекер.
С вашей стороны стоны о непосильности проверки должников и кредиток - лютое лукавство и размазывание мыла по лицам читателей. Это тупо не ваша работа.
Вот будет прикол, когда букмекеров по-настоящему приземлят в РФ и зарегулируют вывод денег акционеров за границу [внутренние переводы внутри компании] - вот тогда они, как жареные петухи закукарекают.