«В пляжном футболе не нужны агенты». Почему пляжка — это круто
Лето — это не только пауза в клубных играх и большие турниры сборных. Лето — время пляжного футбола, — пожалуй, одного из самых зрелищных и динамичных видов спорта. В то время как обычный, большой футбол становится всё более заточенным на результат, всё более прагматичным, рассчитанным и измеренным по десяткам параметров, становится в большой степени бизнесом и куда в меньшей — спортом, пляжка остаётся в первую очередь зрелищем и страстью, где играют не ради гонорара с шестью нулями, а из любви к искусству.
Как ни удивительно, сборная Швейцарии, страны, едва ли ассоциирующейся у людей с пляжами, входит в топ-10 лучших сборных мира, играющих в футбол на песке, и во всех международных турнирах считается одним из скрытых фаворитов — и это при том, что швейцарская сборная довольно молодая (прошлой весной на Багамах они провели всего лишь четвёртый свой Чемпионат Мира), и во многом обязана своим становлением огромному энтузиазму главного тренера Анджело Ширинци. Перед Чемпионатом Мира, который проходил на Багамах в мае 2017-го года, защитник и капитан пляжной сборной Моритц Егги из Базеля и лучший бомбардир и главная звезда пляжной сборной Деян Станкович из Арау в интервью aargauerzeitung.ch рассказали о том, что отличает пляжный футбол от обычного, чем он так привлекает людей и в чём секрет успеха пляжной Нати.
Фото: Mario Heller
— Чемпионат Мира на одном из самых красивых пляжей в мире — вам, должно быть, завидуют все вокруг.
Моритц Егги: Не буду отрицать. Это наш четвёртый ЧМ, но ещё никогда не было столько желающих присоединиться в качестве помпономахателя. Участие в ЧМ само по себе невероятно круто, но когда он проходит в подобном месте, это вдвойне прекрасно!
— Есть ощущение, что вы едете в отпуск?
Деян Станкович: Ни в коем случае! Этим «каникулам» предшествовали два месяца тяжёлых тренировок. Теперь мы хотим добиться чего-то. У нас большие планы — и в них не входит загорать и пить коктейли.
— И всё же пляжный футбол — это хобби
М.Е.: Да, я беру отпуск специально под этот ЧМ. Мы летим туда с большой целью — и для меня это отдых, возможность отвлечься от повседневности. Выспаться утром, полежать на пляже — это всё не запрещено. Но атмосферы каникул не будет.
Д.С.: Пляжный футбол — это высокоэффективный спорт. И в то же время нет смысла целый день валяться в номере.
— Не раздражает, что постоянно приходится бороться с клише, что играть в пляжный футбол может кто угодно, и это больше развлечение, чем серьёзный спорт?
Д.С.: Мы привыкли.
М.Е.: По сути своей клише о нас справедливы. Мы летаем на самые красивые пляжи мира, чтобы заниматься спортом. Это рождает предубеждения.
— Что нужно швейцарцу, чтобы отправиться на ЧМ на Багамах?
Д.С.: Все мы рано встаём и идём зарабатывать себе на жизнь. Потом пять раз в неделю тренировки, на которые мы ездим в Базель, и у половины команды дорога туда занимает более часа. Поздним вечером возвращаемся домой. Это немного меняет образ пляжного футбола как развлечения. Подобные издержки неизбежны, иначе у нас не было бы шансов, поскольку у Европы лишь четыре места на Чемпионате Мира. Конкуренция нереальная, многие страны представляют полноценные профессионалы. Швейцария играет на ЧМ уже в четвёртый раз, это не что-то само собой разумеющееся, и это вызывает гордость.
— В 2009 году вы уже становились вице-чемпионами мира, но будучи спортсменом, всегда хочешь большего...
М.Е.: Мы летим на Багамы, но не говорим, что наша цель — титул. Мы хотим добраться до полуфинала. С этого момента турнир можно будет считать успешным для нас. А когда ты достигнешь этого, естественно, захочется больше.
Д.С.: Бразилия — главный фаворит, они стоят на ступень выше всех. Следом должна идти Россия, но они в этот раз не поедут. На две ступени ниже Бразилии я вижу нас вместе с Португалией, Таити и Ираном.
— Швейцария в мировом рейтинге находится на 5 месте. И это страна, где пляжи есть только на почтовых открытках. Как удалось добиться такого успеха?
Д.С.: Идеальный баланс — вот рецепт нашего успеха. Моритц здесь 14 лет, я играю свой двенадцатый сезон, другие также больше десяти лет. Мы знаем друг друга вдоль и поперёк, каждую неделю по многу раз тренируемся вместе, видим друг друга чаще, чем наши семьи. В пляжном футболе тебе нет покоя. Ещё у нас есть очень талантливая молодёжь, все очень амбициозные. Плюс к этому для нас, «любителей», играть против профессионалов, которые по жизни не занимаются ничем другим, это огромный вызов. За нашим успехом прячется намного больше, потому что у нас у всех ещё есть обычная работа. Страсть так велика именно потому что для нас всех это хобби.
М.Е.: Нашим большим преимуществом является то, что в Швейцарии нет больших расстояний. Мы много раз в неделю тренируемся со сборной. В клубы мы приезжаем только на игры лиги. Соответственно, мы очень хорошо сыграны, и уровень тренировок у нас очень высок.
— И всё же, на ЧМ вы будете командой любителей посреди профессиональных команд.
М.Е.: Понятие «профессионал» нужно употреблять с осторожностью. Часто бывает, что у игроков в Таити, на Багамах, в Мексике или Иране и Испании нет ничего кроме пляжного футбола. Безработица среди молодёжи в этих странах невероятно высока. Поэтому опасно говорить, что это профессионалы. Прошлым летом один из игроков ушёл из сборной Испании, потому что нашёл работу. У нас есть возможность заниматься пляжным футболом как хобби. И не только потому, что мы можем себе позволить потратить пару франков.
— Вы так успешны, потому что среди вас нет ни одного бывшего профессионального футболиста, который хочет ещё немного погонять мяч на песке?
Д.С.: Раньше такое бывало. Сейчас ни в одной стране, которая находится на верхних строчках мирового рейтинга, нет бывших футболистов.
М.Е.: Я не могу припомнить такого, чтобы в последние годы мне встретился игрок, имя которого я бы знал из футбола на траве. Все игроки специализируются только на пляжном футболе. То, что ты играл раньше на траве, конечно, плюс. Но вообще, это другой вид спорта.
— Пляжники - это те, кто не смог пробиться наверх в настоящем футболе. Согласны?
Д.С.: Да, я когда-то пытался в профессиональную карьеру. Но в 19 я закончил с этим, в тот момент, когда ещё не всё было потеряно. Я был достаточно реалистом, чтобы понимать, что особого успеха я не добьюсь. Я не хотел провести следующие пятнадцать лет как средненький нападающий в Суперлиге. Мои сильные стороны идеально подошли для пляжного футбола. К тому же благодаря пляжке я путешествую по всему свету и знакомлюсь с новыми культурами. Это мне по душе намного больше, чем жизнь профессионального футболиста.
— Что можно увидеть, когда путешествуешь как пляжник?
Д.С.: Мы играем не только на самых красивых пляжах в мире. В прошлом году я был на турнире в Нигерии, посреди нищеты и криминала. Видеть, как эти люди живут, точнее сказать, выживают, — это оставило неизгладимое впечатление. И на этом фоне видишь, насколько хорошо нам в Швейцарии. Я также видел много мест в России, куда не поедешь как турист. Я радуюсь каждому турниру, но ещё больше я рад возвращаться домой. Нам швейцарцам действительно очень повезло.
М.Е.: Мы ближе к реальности каждой страны, чем профессиональные футболисты, которые добираются до стадиона в сопровождении полицейского эскорта. Я согласен с Деяном, пляжный футбол позволяет нам попасть в места, которые мы бы иначе никогда не увидели. К примеру, сам я бы никогда не решился отправиться в Эль Сальвадор, город с самым высоким уровнем убийств. Но там был турнир, и мы просто туда поехали. Это непередаваемые впечатления.
— И как у вас с проживанием?
М.Е.: Это зависит от организатора. Нам доводилось спать в сомнительных ночлежках, и при этом на Багамах мы живём в Атлантисе, и фотографии оттуда выглядят очень многообещающе (смеётся).
— Вернёмся к предыдущей теме: в основу того, что вы играете в пляжный футбол, легла детская мечта стать профессиональным футболистом?
Д.С.: Конечно, так и было. Мы все когда-то были неплохими юниорами. Про себя я могу сказать так: если бы мне снова было девятнадцать, и мне снова нужно было сделать выбор, я ещё раз бы выбрал пляжный футбол.
М.Е.: Когда я вырос из У-18 «Конкордии Базель», у них не было никакого желания брать во взрослую команду молодёжь. Так что я сосредоточился на образовании и одновременно начал играть в пляжный футбол.
— Нужно ли быть хорошим футболистом, чтобы стать хорошим пляжником?
М.Е.: Конечно нужно освоить основные элементы, такие как пасы, удары и дриблинг. Поскольку в пляжном футболе пока нет юношеских академий, очень важно перед этим играть в футбол. В первую очередь, если ты хочешь выступать на международном уровне. Для того, чтобы принимать участие в швейцарской лиге, достаточно просто играть на песке.
Д.С.: Также важно знать, как вести себя в команде, где чётко распределены все роли, и у которой есть цели. Этому стоит учиться в большом футболе.
Фото: Keystone
— Что может классный пляжный футболист, чего не может футболист обычный?
М.Е.: Если ты позволишь сказать за тебя, Деян...
Д.С.: Валяй!
М.Е.: В пляжном футболе нападающий чаще всего стоит спиной к воротам и забивает именно так: в падении через себя, с разворота — как угодно. В обычном футболе, напротив, нападающий в большинстве случаев имеет ворота в поле зрения, может вести мяч. В пляжном футболе легко можно оказаться в офсайде, поскольку длина поля всего 36 метров.
Д.С.: В «Грассхоппере» я играющий тренер, и время от времени привожу на тренировку коллег, которые неплохо играют в первой лиге в обычный футбол. Они все обычно быстро сливаются. Интенсивность, тактика, маленькое поле — всё здесь другое. Очень важно, что у нас никто не может спрятаться, взять небольшую паузу — с четырьмя полевыми игроками такое не пройдёт.
— В футболе большую роль играет случайность. Можно ли сказать, что пляжный футбол за счёт небольшого поля и всего пяти игроков в командах более планируемый? Это должно быть удобно — играть только в воздухе...
М.Е.: Пляжный футбол определённо намного менее вариативен, чем обычный. Вынос, подработка, удар — простой вариант атаки, но очень эффективный.
Д.С.: У нас есть определённые схемы, и если есть сыгранность и автоматизм, это многое облегчает. Здесь нам очень помогают частые совместные тренировки. В пляжном футболе каждые пятнадцать секунд бьют по воротам, и за игру забивается около десяти голов. Это намного увлекательнее и быстрее, чем большой футбол.
М.Е.: Пляжный футбол можно сравнить с американским, где также бывает много перерывов и где каждый ход должен быть продуман.
— Деян, вы считаетесь лучшим нападающим в мире, получили множество индивидуальных наград. Когда вы начинали в 2005-м, могли ли предположить, что у вас сложится такая карьера?
Д.С.: Каким образом? Я вместе с парой друзей отправился на турнир по пляжному футболу, какой-то любительский турнир. Волей случая там присутствовал тренер национальной сборной Анджело Ширинци, и он пригласил меня на пробную тренировку. За эти двенадцать лет у меня появилось много друзей. Благодаря пляжному футболу я говорю на четырёх языках, я объездил весь мир и выиграл много трофеев — это заставляет меня гордиться. Особенно учитывая, что я ничего этого не планировал.
— В пляжном футболе есть агенты?
Д.С.: Нет, с чего бы! Мне просто пишут в фейсбуке, нет ли у меня времени принять участие в турнире. В пляжном футболе не нужны агенты, они только разрушат спорт.
— Откуда поступают предложения?
Д.С.: Из разных стран. Существует что-то вроде клубного чемпионата мира, куда собираются игроки со всего света. Я смог поиграть за «Милан», в следующем сезоне я буду выступать в российской лиге. И такие предложения получают все игроки швейцарской сборной. Это только вопрос времени и желания, принимать их или нет.
М.Е.: Я ездил по турнирам с лиссабонским «Спортингом», когда был студентом. Сейчас, когда у меня есть жена, ребёнок и работа, так уже не получится. Я сконцентрирован только на сборной.
Д.С.: В моём случае иначе: я работаю только 60 процентов времени, и у меня есть возможность принять хорошие предложения.
— Хорошо оплачиваемые?
Д.С.: Если бы! (смеётся) Перелёт, проживание и питание оплачиваются, плюс небольшие премии в случае выигрыша — и всё на этом. Главное, что мы получаем — это узнавание и приключения. Я работаю на полставки, чтобы заработать на жизнь, а пляжный футбол — это стиль жизни, это бесценный опыт.
— Вы один из лучших в мире, но всё равно не можете зарабатывать этим на жизнь. Дико, да?
Д.С.: Иногда я задаюсь вопросом, что мне стоит сделать, чтобы жить за счёт пляжного футбола. Но потом я вспоминаю, почему я в действительности занимаюсь этим: ради удовольствия и многочисленных событий и путешествий.
— Чтобы иметь возможность заниматься спортом на уровне сборной, нужно, чтобы у тебя был очень терпимый работодатель?
М.Е.: И соответствующая работа. У тех, кто должен непременно сидеть в офисе с семи до пяти, будут трудности. Я адвокат, и моим офисом являются телефон и ноутбук. Во время ЧМ я точно буду работать в свободное от игр время. В конце концов, никто не сделает мою работу за меня. Планировать отпуск сложно: в январе я ещё понятия не имел, когда, где и как долго мы будем играть. Здесь нужна значительная гибкость.
— Пляжники играют жёстко?
Д.С.: К счастью, в пляжном футболе нападающие защищены правилами. Если я бью в падении через себя, защитник не имеет права меня трогать, иначе будет назначен штрафной. Штрафной значит свободное пространство для удара — стенку ставить нельзя, и вероятность забить очень велика. Правила направлены на то, чтобы увеличить зрелищность, чтобы было больше голов. 80 процентов своих голов я забил в через себя. Это всё-таки намного красивее, чем просто затолкать мяч в сетку.
М.Е.: Деян и другие наши два нападающих владеют такими ударами в совершенстве. Соответственно, мы, защитники, стараемся отдавать им высокие передачи.
— Нападающие — короли на песке. Не расстраивает ли вас, как защитника, то, что приходится всё время быть в подыгрыше?
М.Е.: Нет, наоборот! Мы, защитники, являемся чем-то вроде аналога квотербеков в американском футболе. Мы ищем и определяем, какой ход должен быть решающим. В обороне важным является искусство предотвращать голы, при этом не касаясь игроков атаки — это большой вызов. (смеётся)
Фото: Keystone
— Вам обоим больше тридцати — какова ваша позиция с точки зрения возраста по сравнению с другими игроками?
Д.С.: В сборной мы самые старшие. Но если сравнивать с другими участниками ЧМ, то наш возраст средний.
М.Е.: Пляжники в принципе старше, чем обычные футболисты, так что можно играть на самом высоком уровне до 38, 39 лет.
Д.С.: Причина ещё и в том, что мы играем короткими промежутками по три-четыре минуты, это можно сравнить с хоккеем.
— Есть ли у вас ещё мечты, связанные с пляжным футболом? Или для швейцарцев невозможно добиться большего?
М.Е.: Я всегда мечтал принять участие в Олимпийских играх, но она уже не сбудется: идея включить пляжный футбол в список олимпийских дисциплин в 2016 году в Рио была, но её не одобрили. Следующий шанс мог бы быть в 2024-м, но тогда я уже точно не смогу сыграть. Здорово было бы провести чемпионат мира в Швейцарии, но и на это у меня нет больших надежд.
— Деян, а вы? Все индивидуальные титулы вы уже выиграли.
Д.С.: Это всё очень круто, но я хочу выиграть что-то с командой. Ещё раз занять место на подиуме было бы неплохо!
На Багамах большого успеха Нати добиться не удалось: выиграв группу с тремя победами из трёх, в четвертьфинале она уступила сборной Ирана в дополнительное время и вылетела с турнира. Однако команда Анджело Ширинци всегда, даже в не очень удачные фазы, выглядит ярко, конкурентоспособно и даёт равный бой даже фаворитам. А главное — действительно наслаждается игрой и не испытывает недостатка в эмоциях. Возможно, «большой» сборной стоит кое-чему у них поучиться.
За швейцарским футболом можно следить ещё в телеграме, твиттере и вконтакте.