Идущие приветствуют. Что должно произойти после Рио?
Когда вы какое-то время не занимаетесь темой, оставляете ее как приятеля, который вам не важен – вы знаете, что вероятно встретите его через несколько дней, лет – спросите как дела и мало чему удивитесь. Где-то рядом проходят его действия и потуги – и ваши идут параллельно и все вместе это называется жизнь в спокойствии от назойливой дружбы.
Если он конечно, например не придет на встречу безногий. Или с вытянутой рукой, или с энцефалитом или вообще не придет, потому что его выселили за пределы на пляж, где летает какая-то редкая саранча, которая его покусала.
Кажется, ОИ в Рио платят за всех, за весь процесс панспорта, который требует от городов хозяев кроить бюджет, направляя миллиарды на инфраструктуру, ради одного месяца в месте, где жители будут оставаться потом. Один из самых больших парадоксов Рио (у Рио их много, и это хорошо, как Brexit – когда плохой пример может показать насколько он плох), является выселение 77.200 жителей «за пределы» города за последние два года (учитывая подготовку к ОИ и ЧМ), это официальные данные, которые больше чем безработица или самая большая бразильская рецессия с 30-х показывают бесполезность ОИ для всех кроме узкой группы подрядчиков (в Рио объекты строят пять крупных фирм, ряд директоров находятся либо под следствием, либо уже в тюрьме, некоторые как Карлос Карвальо (12-й в списке самых богатых в стране) являются спонсорами кампании мэра Эдуардо Пайеса; в проекте Карвальо по застройке района Баха к ОИ так и значится «это не жилье для бедных, это элитное жилье»), и спонсоров и телефирм, которые выручают миллиард с продажи рекламных слотов (столько уже получила NBC). Само понятие «инвестиции в город» в результате ОИ кажется странным. Допустим, я не хочу получать барыши, а просто хочу жить на пляже с видом на океан, мне уже повезло здесь родиться. Инвестиция должна возвращать, выкачивать вклад. Что должны возвращать вы – житель – кому-то (подрядчику), который с бухты решил загородить ваш дом казино, где ни вы, ни ваши близкие не будут работать? А если будут – как в Катаре, работая, умирать.
Спорт? Есть ли другая вещь, которой мир настолько перенасыщен? У всех свои лиги, там по 40 матчей у каждой команды (в среднем, иногда 160), он круглогодичен, в мае определяется с 50 чемпионов по всему миру (и это только на вскидку, и это только футбол), каждые два года Олимпиады и какой-то крупный турнир, а в 2016 Кубок Америки прошел одновременно с Евро, и через год всё начинается снова – уж этот интерес можно утолить не за счет дефолта Афин.
За 6 недель до начала Игр, Рио напоминает схождение страстей египетских. Недостроенные арены, муниципальные сдвиги, за которыми следует вычистка целых районов вглубь страны (полицейские рейды, как в Бахе), огромный бетонный забор от Национального аэропорта, который становится неожиданно просвечивающимся только на отсеке новой школы, дисквалификация местной антидопинговой олимпийской лаборатории, рейтинги безработицы, коррупции, экономические проблемы, вероятное отсутствие у полиции и пожарных служб бензина для охраны («Добро пожаловать в ад»), Ривалдо, который сказал туристам «лучше оставайтесь дома», один из самых больших рейтингов преступности в мире, Зика, редкая бактерия на пляжах Ипонема и Копакабана, специальная ветка автобусов для бедняков, убитый из винтовки символ (ягуар, который сорвался с цепи) – должно ли произойти что-то больше? На волне отказов Германии и США от ОИ (а, всего лишь две самые эффективные экономики мира: одни вместо наблюдения за молотобойцами перешли на возобновляемую энергию, вторые, вместо того, чтобы завозить в Аризону снег, могут потратить на региональные муниципалитеты на $16 млрд. больше, чем Россия на армию за год; и при этом потратить на армию больше, чем 7 стран идущих за США вместе взятых), и на волне цифр, которые подтверждают, что это черная экономическая дыра уже лет 30 (последние ОИ окупились в 1984) – что должно случиться после Рио-2016, чтобы только сверстав всё, без вреда, брать такие турниры? Бостон-2024 «слетел» на референдуме, как только новоангличане (потомки Готорна) увидели малую горстку, которую у них возьмут из налогов. Мор? Нашествие мошек? Салем.
Григорий Ревзин, GQ, май 2012: Архитектура Олимпиады — это не реальность, а павильон для съемок реальности. По логике вещей Олимпиады должны были бы давно перестать ездить из страны в страну. Нужно было бы построить одну кинофабрику для летних Игр, скажем, в Греции, и для зимних, скажем, в Альпах, и перестать городить бессмысленные сооружения по всему миру.
Отказ от Олимпиады стал более престижным, умным ходом (если знать, где смотреть) нежели приём с помпой. Срабатывает та схема: умный дружит с умным, и посмотри, в какой компании ты остаешься (это тоже здорово работает с Brexit, в большинстве за выход Британии из ЕС голосовали белые без высшего образования старше 40 лет. Как странно, что Дональд Трамп обрадовался решению именно в Шотландии, которая меньше чем через 24 часа сказала, что собирается отделиться от UK, чтобы вернуться в ЕС).
И интерес. Когда в Голливуде заговорили о повышенных гонорарах мужчинам в сравнении с женщинами, Джулианна Мур заметила – не покупайте билеты. Не ходите на то, что вы и так критикуете, все «первые мстители» и «железные человеки», или, чем вам и так тычут в лицо с пометкой «это будет ужасно». Не говорите это после, когда нужно проговорить до.
Опубликовано на сайте блога Rashmore.com