12 мин.

Реквием по процессу

Автор: Дерек Боднер

Оригинал

В профессиональном спорте иногда появляются фигуры, которые вызывают огромное количество разногласий. Одной из таких противоречивых фигур был Сэм Хинки. Был. Прошлой ночью Хинки ушел в отставку с поста генерального менеджера Филадельфии.

По мнению некоторых он совершил достаточное количество грехов. Но все-таки он был не таким "плохим парнем" как Майкл Вик (американский футболист, организовывал незаконные собачьи бои), Грег Харди (американский футболист, обвинялся в насилии над своей девушкой) или даже Аллен Айверсон. Он не оставил после себя никаких жертв, я имею ввиду реальных жертв. В худшем случае Сэм Хинки потратил впустую 2,5 года вашей жизни.

И давайте будем честны, учитывая то малое количество людей, которых серьезно волновала Филадельфия в течение декады до того момента, как в команду пришел Хинки, тех, кто мог бы потратить это время впустую не так уж и много.

То, что делал Хинки, являлось вызовом к устройству данного вида спорта и к тому, как он привык существовать. И этим самым он разделил медиа-пространство, болельщиков, на две части с противоположными точками зрения, две тектонические плиты, которым было суждено когда-то столкнуться. Результат этого столкновения сегодня можно наблюдать везде, начиная с комментариев на интернет-форумах и заканчивая различными ТВ-шоу.

Trust The Process

Trust The Process

"Trust The Process" - фраза, которая стала весьма популярна в последнее время в болельщицкой среде и даже засветилась на ТВ. Этой фразой описывали все, что происходило с Филадельфией. Для кого-то она стала девизом, для кого-то поводом для пренебрежительных насмешек. Хинки тем не менее (он всегда это отмечал) никогда не использовал ее в своем лексиконе. Возможно, ее сказал Бретт Браун в одном из интервью во время своего первого сезона с командой, но доподлинно нам узнать уже не суждено. Но реальность такова, что не только Хинки не "изобретал" ее, но и сама группа болельщиков-единомышленников, которые чаще всего ее использовали, стала формироваться еще до его прихода в команду. 

До того как возникла фраза "Trust The Process" часть фанатов уже начала приходить к выводу, что процесс может быть важнее результата. Потому что если мотивы твоих решений раз за разом верны, рано или поздно ты добьешься успеха. И подобная идея впервые была высказана новым владельцем Филадельфии, Джошем Харрисом.

"Если бы мне пришлось принимать это решение снова, я бы снова принял его. Не всегда все складывается так, как ты хочешь. Но ты должен продолжать принимать правильные решения, и однажды это сработает", - слова Джоша Харриса об обмене Эндрю Байнума, 17 апреля 2013 года.

Обратите внимание на дату. Это было за месяц до назначения Хинки. Джош Харрис был прародителем "веры в процесс", не Сэм Хинки. Это был его процесс, в который мы должны были верить.

Джош Харрис и Сэм Хинки

Причины верить в процесс

Причины, по которым фаны Филадельфии "верили в процесс" были различными, и не всегда такими простыми, как казалось недоброжелателям. Некоторые пришли к этому после катастрофического межсезонья - 2012. Кваме Браун и Ник Янг? Серьезно? Это костяк команды, построенной вокруг Байнума, которая должна была на что-то претендовать?

Грубые ошибки в оценке и подписании игроков, бессистемный подход, подстрекаемый нетерпением и недееспособностью, стали причиной появления группы фанатов, которая хотела более взвешенного и продуманного подхода в построении команды.

Для других это было осознанием того, как работает НБА, где для некоторых команд единственной возможностью заполучить звезду в состав является драфт. И первые признаки прогресса не всегда означают конечный успех. Победы, которые одерживаются не благодаря игрокам топового таланта, не настолько значимы, насколько они кажутся с первого взгляда.

Риск, взвешенный риск, является необходимым фактором на пути к успеху. Маленький шанс на величие важнее неплохого шанса на то, чтобы стать просто хорошей командой. Нетерпение, свойственное менеджменту Филадельфии в последние более чем 10 лет, вело к необдуманным решениям, и готовность новых владельцев ждать могла стать огромным конкурентным преимуществом для команды.

В НБА существует большое количество правил, направленных на ограничение перехода игроков между клубами, как например то, что команды могут подписать своих игроков на бОльшие деньги, нежели им могут предложить на рынке свободных агентов. Одного наличия свободного места в платежке для клубов без звезд не достаточно. Чтобы заполучить настоящую звезду с рынка свободных агентов, тебе лучше уже иметь хотя бы одну звезду в своем составе.

В Филадельфии наконец-то начали это понимать. Конечно, это заняло какое-то время. По факту для этого потребовалась смена всего руководства.

В декабре 2006 года Филадельфия обменяла в Денвер свою легенду, Аллена Айверсона. Их показатель побед и поражений на тот момент был 5-18, а на следующий драфт выходили две потенциальные суперзвезды - Грег Оден и Кевин Дюрант. Оден в силу известных обстоятельств в итоге не изменил судьбу выбравшей его команды. Но выбранные под 3 и 4 номерами Эл Хорфорд и Майкл Конли это сделали. Неплохо было бы иметь на этом драфте большее количество шариков для пинг-понга. Но вместо этого Филадельфия получила в результате обмена Джо Смита и Андре Миллера. Они выиграли 17 из своих последних 26 игр и задрафтовали Тэда Янга под 12 номером. Команда продолжила оставаться в болоте посредственности.

Сэм Хинки же всегда мыслил по-другому.

Есть определенное количество фанатов, которые поддерживали его, потому что им было легче ассоциировать себя с ним, чем с кем-либо другим. Управляющие позиции в НБА на протяжении долгого времени занимали люди, которые «играли в игру», имели опыт выступления на уровне НБА или как минимум NCAA. Разумеется, людям проще ассоциировать себя с тем, чьи личные спортивные достижения ограничиваются играми за школу, с теми, кому не было «предначертано» стать тем, кем они стали.

Но большинство, все же, поддерживали саму стратегию. Они были согласны с тем, что путь через драфт является оптимальным. Они были согласны ждать. Они были согласны, что торопливость в решениях может привести к неудаче. Они были согласны с тем, что процесс важнее результата. Они были привязаны не к Сэму Хинки, а к самой идее, которую нес в себе этот подход. Они были согласны с Джошем Харрисом.

Сэм Хинки

Дерзость Хинки

Манера Хинки была весьма дерзкой для НБА. Не в его поведении на публике, конечно. Он всегда покорно и открыто отвечал на вопросы журналистов, по крайней мере, в те несколько раз, что он общался ними. Дерзость была в его действиях как генерального менеджера. Его действия по использованию свободного места в платежке в качестве помощи командам, отчаянно пытающимся стать немного лучше. Его высокорискованные, но и потенциально несущие в себе большую выгоду ходы такие, как выбор Джоэля Эмбиида. Его смелые обмены молодых, но ограниченных игроков, таких как Майкл Картер-Уильямс, в надежде получить в будущем более талантливого игрока взамен. Его неустанные попытки увеличить шансы на выигрыш драфт-лотереи. Это были действия человека, который был уверен в том, что у него есть время и поддержка руководства.

Возьмем драфт-2014. Он включал в себя Эндрю Уиггинса, Джабари Паркера и Джулиуса Рэндла, и, особо стоит упомянуть, камерунского центрового Джоэля Эмбиида, который в итоге стал безоговорочным фаворитом на место первого пика драфта. Филадельфия наконец приняла решение пойти радикальным путем и направила свои усилия на увеличение шансов на получение одного из этих молодых талантов, что в их положении было единственным правильным выходом. Ведь, учитывая то, как устроена НБА, худшее, что может быть с командой это застрять в середине. Стать командой, находящейся в середине турнирной таблицы с игроками, которые неспособны вывести клуб на нужные высоты и на которых никто не решится обменять свою звезду.

Этот драфт, на котором Хинки получил Эмбиида и Шарича, всколыхнул огромную волну кривотолков и во многом стал причиной того, как команда выглядит сейчас. К слову это тот же драфт, который все еще имеет шанс стать поворотным и одним из самых успешных в истории команды. Для критиков это провал. Для сторонников это надежда на что-то действительно особенное. Благодаря терпению и готовности рисковать по-прежнему живет надежда, что он принесет самый желанный результат: настоящую суперзвезду и лицо франчайза.

Это был один из шагов, которые требуют невероятной уверенности. Уверенности в принятии решения. Уверенности в поддержке владельцев команды. Уверенности в том, что ты с ними мыслишь одинаково.

Владельцы команды. Все, что делает генеральный менеджер идет отсюда. Всегда.

Такая уверенность особенно важна для такого радикального и амбициозного плана, который хотел претворить в жизнь Хинки. Генеральный менеджер, который не чувствует такой поддержки, может упустить внезапно открывшиеся возможности. И наоборот, такая поддержка может стать ключевым конкурентным преимуществом.

Но даже если владельцы были искренны в своем желании воплотить подобную стратегию в жизнь, давление со стороны прессы, НБА, болельщиков оказалось способно внести в эти планы серьезные коррективы.

Хинки был уверен в том, что, несмотря на всю свою силу, это давление не способно заставить владельцев дрогнуть. Но он ошибался.  

Коланджело

Назначение Коланджело

Можно долго обсуждать детали процесса и причины, почему он сошел с рельсов. Разумеется, были аспекты, в которых Хинки мог проявить себя лучше. Недостаток в команде достаточного количества опытных игроков. Отсутствие разыгрывающих даже среднего уровня. Некоторые решения на драфте. Эффект от постоянных поражений, который мог отразиться на игроках. И, конечно, отношения с прессой и представителями клубов и игроков в НБА. Хинки не был идеален. Был ли Хинки правильным человеком для реализации такого плана или нет, это вопрос сложный и глубокий. Вопрос о том, нормально ли то, что произошло с Хинки и привело к назначению Брайана Коланджело на пост генерального менеджера, гораздо проще. Нет, не нормально.

И это выпад не в сторону Брайана Коланджело, а в сторону самого процесса, предшествующего его назначению.

Конечно, Коланджело-младший сделал достаточное количество ошибок в своей карьере генерального менеджера. Особенно во время своего пребывания в Торонто. Не сказать, что Коланджело получил в наследство команду с отсутствием перспектив: 21-летний Крис Бош и 21-летний Чарли Виллануэва, который был одним из кандидатов на титул Новичка Года на тот момент, плюс удачный результат лотереи, который принес ему возможность выбирать первым на предстоящем драфте. Два из этих трех активов он потратил впустую почти сразу же. Он обменял Виллануэву на в лучшем случае среднего разыгрывающего Ти Джея Форда вместе с его немаленькой историей болезней. Он потратил первый пик на Андреа Барньяни, одного из самых больших бастов последнего времени. Его шаги, такие как подписание Джейсона Капоно, трейд Руди Гея, переподписание Барьньяни на $50 млн, трудно назвать верными решениями.

(К слову, забавно, что Филадельфия после противоречивого ребилда Хинки связала свое будущее с человеком, который открыто признавался в том, что пытался «танковать». Не сказать, что он сильно преуспел и в этом).

Ряд неудачных шагов в конечном итоге привел к тому, что Крис Бош покинул Торонто в самом начале пика своей формы. В шести последних сезонах под руководством Коланджело Торонто ни разу не преодолел отметку в 40 побед.

Нельзя сказать, что Коланджело совершенно некомпетентен в качестве генерального менеджера. У него были успехи, связанные с обменом Кайла Лоури и выбором на драфте ДеМарра ДеРозана и Йонаса Воланчунаса, которые образуют сейчас костяк той команды, которая является одной из лучших на Востоке. Эти шаги хоть и не принесли мгновенного результата (что само по себе говорит многое о временных рамках, в которых принимаются решения в современной НБА), но были умными и важными решениями.

Время его правления в Финиксе оценивать сложнее, но можно уверенно утверждать, что оно было в целом более успешным. Обмен Джейсона Кидда на Стефона Марбэри был откровенной неудачей. Но в то же время Коланджело смог вовремя расчистить место в платежке и подписать Стива Нэша на такой контракт, который до сих пор считается одним из лучших. Выборы на драфте Шона Мэриона (9 пик в 1999 году) и Амаре Стадемайра (9 пик в 2002 году) позволили Финиксу собрать одну из самых интересных команд последних лет.

Но часть процесса, приведшего к назначению Коланджело, которая смущает больше всего, это то, как это было сделано. Несмотря на то, что со стороны владельцев раздаются заявления о полноценном поиске подходящего кандидата, это все же смахивает на попытки сделать хорошую мину при плохой игре. Со стороны выглядит все так, что настоящей причиной, скажем прямо, было обычное кумовство.

Филадельфия пришла от тщательного трехмесячного поиска главного тренера к появлению главного менеджера, назначение которого было обусловлено кровными узами.

Это не означает, что Брайан Коланджело некомпетентен. У него были успехи в карьере. Это даже не означает, что он не был лучшим кандидатом из возможных. Но Филадельфия должна своим фанатам настоящий доскональный поиск кандидата на самую важную позицию. Впереди, возможно, самый важный драфт и самое важное межсезонье за последнее время, и владельцы и фанаты должны быть уверены в том, что важнейшие решения для команды будет принимать человек, максимально подходящий для этой роли. И, по крайней мере, сейчас это не кажется таковым.

Все начинается с владельцев. Всегда.

Разумеется, мы можем критиковать Сэма Хинки за его выборы на драфте. Разумеется, любой бы сейчас хотел, чтобы на драфте-2013 вместо Майкла Картера-Уильямса был выбран Яннис Адетокумбо. Но тот факт, что человек, выбравший Андреа Барньяни вместо ЛаМаркуса Олдриджа, может быть тем же человеком, который выбрал Шона Мэриона и Амаре Стадемайра под 9 номерами, говорит о том, что быть идеальным на драфте невозможно.

Но Хинки с его бескомпромиссным подходом нуждался в как минимум одной из трех вещей: идеальность, удача или терпение.

Он мог быть идеальным. Если бы он выбрал Руди Гобера, Кристапса Порзингиса, Янниса Адетокумбо или Родни Худа, мнения о его плане были бы совершенно другими.

Если бы ему улыбнулась удача, то Филадельфия была сейчас в конце первого сезона невероятного тандема, состоящего из здорового Джоэля Эмбиида и Карла Энтони-Таунса. Потенциал его плана в таком случае был бы очевиден для всех. Трудно утверждать, что процесс важнее результата, когда разница между построением династии и провалом – это удачный отскок шарика для пинг-понга или одно небрежное движение ногой. Большой риск, большая награда (большая награда, кстати говоря, еще возможна), мотивация для решений была бы та же, вне зависимости от удачи.

И наконец, в отсутствии идеальности и удачи, больше всего Хинки требовалось терпение. Терпение со стороны группы владельцев команды. Это качество кажется сейчас самым важным для тех владельцев, которые затевают перестройку. Текущие владельцы заявляли о том, что готовы терпеть столько, сколько потребуется. Но теперь очевидно, что они перестали следовать своим же словам.

                                                                                         ---

Процесс мертв. Не потому, что стратегия построения команды теперь изменится. И даже не потому, что главного исполнителя больше нет в команде. Процесс мертв потому, что главные его архитекторы, владельцы, больше не следуют принципам, которые сами же установили.

Это не обязательно означает, что команду ждет полный провал. Семейство Коланджело имело успехи в НБА. И у команды осталось достаточно активов, чтобы воплотить их во что-то серьезное. Но эта горькая пилюля надолго застряла в горле у болельщиков, которые однажды поверили заверениям владельцев.