13 мин.

Продолжая верить в процесс. Что происходит за кулисами худшей команды НБА

Автор: Том Хэйберстро

Оригинал

Самая интересная предматчевая разминка (после разминки Стефа Карри, разумеется), как это ни удивительно, проходит в Филадельфии, перед матчами худшей команды лиги.

4 марта 2016 года. Перед матчем местной команды против Майами вместе с тренером по физподготовке Тоддом Райтом начинает свою разминку центровой Филадельфии Джоэль Эмбиид. Сотня фанатов стоит у края площадки со своими айфонами на изготовке. Игрок, которого они ждут еще с драфта 2014 года, наконец-то снова начинает играть в баскетбол. И снова начинает удивлять всех своими способностями. Филадельфийский снежный человек снова выходит на сцену.

5 попаданий из краски стоя на одной ноге, на той, которая потребовала хирургического вмешательства 8 месяцев назад. Затем средние броски уже с двух ног с приставлением ноги. Затем броски со штрафной линии. Эмбиид забивает 20 из 22. Затем полукрюки поочередно с левой и правой стороны. Затем снова несколько средних бросков. Потом трехочковые, где он с легкостью забивает около 70% бросков.

Все это было задокументировано на видео местным журналистом Дереком Боднером. После того, как он выложил видео на YouTube, оно собрало более 100 тысяч просмотров. Для сравнения последняя послематчевая пресс-конференция главного тренера команды Бретта Брауна набрала 297 просмотров.

Джоэль Эмбиид только что вернулся из поездки в Катар – страны на Среднем Востоке, чья баскетбольная команда занимает 50 место в рейтинге ФИБА. Эмбиид летал туда, чтобы продолжить свою программу восстановления после травмы в центр спортивной медицины Aspetar, по совету Дэвида Мартина –  директора Филадельфии по вопросам исследований и развития в области физподготовки и спортивной медицины. Дэвид, всемирно известный спортивный физиотерапевт и ученый, в организации с июля прошлого года. До этого он 30 лет работал в Австралийском Институте Спорта (AIS) и с Олимпийской командой Австралии по велогонкам.  

Две недели после того, как Дэвид был нанят, он получил звонок от Сэма Хинки, который рассказал ему о тревожных результатах МРТ-обследования ноги Джоэля Эмбиида. Мартин не встречался с Эмбиидом до этого, но он помнит, что этот момент был очень волнительным.

«Эта новость насчет Джоэля была очень разочаровывающей, – говорит Мартин. – Но у меня возникло чувство, что, вероятно, возможность помочь этому парню – этот тот самый момент, к которому я готовился всю свою жизнь»  

David T. Martin

Филадельфия на данный момент является худшей командой в НБА, имея в своем активе лишь 9 побед. В начале этого сезона они проиграли 18 матчей подряд, и только недавно сумели прервать очередную серию поражений, на этот раз из 13 игр. Но внутри организации нет панических настроений, наоборот, за кулисами организации царит рабочая атмосфера с прогрессивным привкусом. Отправить игрока, восстанавливающегося после травмы, в середине сезона на другой континент? Американские спортивные организации обычно не делают подобного со своими атлетами. Но именно поэтому внутри Филадельфии все были заинтригованы подобной идеей.

«В Aspetar есть оборудование экстра-класса, Джоль был весьма воодушевлен возможностью подобного опыта. Мы также были весьма воодушевлены, – говорит главный тренер команды Бретт Браун. – Мы хотели выйти за привычные пределы, думать по-новому, эмоционально встряхнуть Джоэля и предоставить ему этот опыт»  

В Европе это уже стало привычным. Профессиональные спортивные организации отправляют своих атлетов на восстановление в Aspetar, который был построен в рамках подготовки Катара к Чемпионату Мира по футболу – 2022. На своем официальном сайте Aspetar хвастается тем, что успел принять более 15 тысяч атлетов, 20 профессиональных футболистов проходило здесь подготовку к Чемпионату Миру – 2010.

Но еще одной немаловажной деталью является то, что Aspetar может предложить Эмбииду чувство знакомой атмосферы. Эмбиид родился и вырос в Камеруне и говорит по-французски. Персонал Aspetar, который свободно говорит на французском, стал для него небольшим кусочком дома. Плюс находиться в теплой и сухой Дохе гораздо приятней и комфортней, чем в занесенной снегом Филадельфии.

«Джоэль чувствует себя гораздо лучше, чем год назад. И его отношение к работе изменилось. Я вижу перед собой повзрослевшего, усердного человека. Ему не терпится скорее снова начать играть в любимую игру. И мы делаем все возможное, чтобы он добился этой цели», – говорит Бретт Браун.   

Joel Embiid and Brett Brown

Когда Дэвид Мартин впервые встретил Кэдела Эванса (австралийский профессиональный велогонщик), он даже не предполагал, что этот худощавый 18-летний юноша однажды сможет вырасти в победителя гонки Tour de France.

Эванс поступил в Австралийский Институт Спорта (AIS) и сначала занимался маунтин-байком. Его показатель аэробной выносливости, 86 мл/кг  (показатель возможности сердца и легких поставлять кислород в мышцы),  является максимальным результатом, который когда либо фиксировал AIS. В 2009 году на конференции в Сиэттле, Мартин продемонстрировал документы с результатами, говорящими о том, что его атлет имеет лучшие физические и функциональные показатели, чем Лэнс Армстронг. А два года спустя Эванс выиграл Tour de France. До Эванса никто из австралийцев за сто лет соревнования не финишировал в тройке лучших.

Трудно не проводить параллели между тем, чего пытается достичь Филадельфия и тем, в чем преуспел Мартин, за плечами которого 5 Олимпийских игр со сборной Австралии. Филадельфия проводила собеседования с Мартином и опросы его коллег в течении целого года. Сначала их представитель не говорил Мартину о том, какая команда в нем заинтересована. Ему сказали только то, что эта команда сейчас в поисках специалиста с подобным послужным списком. Три месяца собеседований прошло до того момента, как Дэвид Мартин, Сэм Хинки и Бретт Браун были представлены друг другу.

«Не думаю, что они звонили моим родителями, но то, что касается всех остальных, с кем я когда либо встречался или работал, кажется, они расспросили их всех», – улыбаясь, говорит Мартин.

Филадельфия наняла Мартина в июле 2015 года, предложив ему трехлетний контракт. Спустя несколько дней он был отправлен на помощь Джоэлю Эмбииду. Филадельфия узнала о результатах МРТ в пятницу, и уже в субботу утром Хинки и Мартин были в самолете, направляясь в Лос-Анджелес, чтобы встретиться с доктором, который диагностировал Эмбиида. Следующие несколько недель Хинки, Мартин и Эмбиид провели во встречах с десятком докторов, чтобы решить кому из них доверить программу восстановления Джоэля. После того, как Мартин сократил этот список до двух фамилий, Эмбиид со своими представителями выбрал одного доктора, Мартина О’Майли, который и провел операцию по замене двух винтов в стопе с наращиванием кости, используя костный материал из бедра Эмбиида.

Дэвид Мартин был не единственным, кого Филадельфия приняла в штат тем летом. Организация также наняла специалиста по функциональной подготовке Тодда Райта, который до этого провел 14-лет в университете Техаса и который известен в частности составлением программы тренировок и питания для Кевина Дюранта. Мартин и Райт присоединились к тренировочному штабу Филадельфии, чтобы продолжать внедрять научный подход в тренировочный процесс, важность которого провозгласил Сэм Хинки после своего прихода в команду.

Дэвид Мартин отмечает, что у Эванса заняло 15 лет становление от талантливого подростка до чемпиона Tour de France. Так и Филадельфия закладывает фундамент долгосрочного плана к успеху. Несмотря на все поражения, они стараются заложить основы научно-спортивной программы, которой не будет равных в НБА. В этом им несомненно поможет новая тренировочная база, включающая в себя несколько бассейнов, тренировочных площадок, специальные места для отдыха и питания игроков, которая будет открыта в августе этого года. Но сначала Мартин старается разобраться, чем велогонки отличаются от баскетбола.           

Если вы спросите у Мартина, каким образом он подходит к этому процессу, то он вспомнит историю о тропинках в новом студенческом городке. Где проложить асфальтовый тротуар? Положить асфальт там, где это указано в плане, или дождаться когда студенты сами проложат тропинки, и затем их заасфальтировать? Мартин считает, что второй вариант всегда предпочтительней. Он старался делать так, чтобы понимание принципов работы НБА пришло к нему естественным образом. Целыми неделями Мартин проводил время с командой, путешествовал из города в город на том же автобусе, что и игроки, спал в таких же номерах отелей, ставил будильник на то же время. Он старался прочувствовать ритм жизни в НБА на себе. Он понял, насколько сложно справляться с таким выматывающим расписанием.

«Я должен был перестроить свой ритм жизни для этой работы, – говорит Мартин. – Я осознал, насколько трудно справляться с таким ритмом, понял, что так выматывает игроков. Причем не все из них проводят много минут на площадке. Ритм такой жизни способен выматывать сам по себе. Не все это понимают, но сон – это настоящее сокровище для профессиональных атлетов. И очень мало из них уделяет этому достаточное внимание. Когда я работал с командой велосипедистов, с того момента, как они заканчивали тренировку и слезали с велосипедов, мы начинали думать, как расслабить их, предоставить массаж и уложить в кровать»

Следуя похожим принципам Филадельфия старается внедрить методы борьбы с усталостью своих игроков в течение 82 игр чемпионата. К примеру, они стали выделять для игроков специальное время для медитации после тренировок. Тренировка заканчивается на несколько минут раньше, игроки ложатся на спины, расслабляют ноги, кладут полотенце на лицо. Из колонок начинают раздаваться звуки природы, пение птиц, шум океана или специальная музыка для йоги.

«Мне это нравится, – говорит Джалил Окафор. – Мы просто ложимся, слушаем музыку и расслабляемся. В Дьюке мне медитировать не приходилось»

Мартин подчеркивает важность этого упражнения. Филадельфия старается привить игрокам такие привычки, которые смогли помочь им в течение карьеры. Тренерский штаб надеется, что медитация сможет помочь игрокам ментально отключаться и засыпать быстрее по ночам после игр, что является известной проблемой в НБА.

Айзея Кэнаан играл в Хьюстоне, под руководством пионера аналитического подхода Дэрила Мори. Но несмотря на это, он никогда не медитировал до этого. «В Хьюстоне не было подобной практики медитации. Поэтому это было что-то новое для меня. Но мне это нравится, позволяет расслабиться и привести себя в норму после тренировки»

Окафор, который всегда был уверен, что в НБА постоянно нужно переступать через себя, играть через боль, был приятно удивлен тем, как сильно Филадельфия вкладывается в здоровье своих игроков. «Мне всегда казалось, что в этом плане в НБА ты сам по себе, если ты не очень хорошо чувствуешь себя, ты все равно должен играть, чтобы не подводить команду. Я был удивлен, насколько тренерский штаб в Филадельфии беспокоится о твоем здоровье, будь то небольшие боли или просто ушибы. А как только я сюда попал, например, у меня сразу же была встреча со спортивным психологом. Они действительно беспокоятся о том, как ты себя чувствуешь»

Филадельфия также интегрировала в свою работу ежедневные опросы игроков, наподобие тех, которые в последнее время начали использовать Сан Антонио и Голден Стейт.

«Они стараются следить за всем, что с тобой происходит, – говорит Ник Стаускас. – И ты чувствуешь себя уверенно, зная, что если что-то пойдет не так, они заметят это даже быстрее, чем ты сам»

Они также стараются следить за количеством выпитой игроками воды. У каждого игрока есть своя бутылка с номером с тем количеством воды, которое требуется ему согласно проведенному до этого тесту.

«Разве это не забавно, что после всех исследований, проведенных за последние годы, все так или иначе сводится к тому, как долго ты спал? И к тому, сколько воды ты выпил. Это лига в которой, вопросы восстановления играют решающую роль. И о них нужно беспокоится заранее»,  – говорит Бретт Браун.

–--

Исследование Ричарда деЧармса 1968 года показало, что человек, демонстрирует большее удовлетворение от упражнения, если ему дается право выбора в рамках этого упражнения. Например, ребенку нужно съесть какое-то количество овощей. Вместо того, чтобы просто выложить перед ним брокколи и сказать: «Ешь эти овощи», гораздо эффективней попросить ребенка выбрать из брокколи, шпината и зеленого горошка. Чувство контроля над своим решением делает человека более мотивированным на выполнение поставленной задачи.

Филадельфия учитывает это. Они предлагают игрокам четыре станции для восстановления после игр. Каждый игрок должен пройти одну из следующих процедур: ванна со льдом, массаж, специальные восстановительные устройства для ног NormaTec или специальную растяжку с тренером. По словам Брауна, желание игроков проходить подобные процедуры увеличилось в разы.  

«Я чувствую, как будто в Филадельфии добавляют года к моей карьере», – говорит Иш Смит.

Элтон Брэнд, который присоединился к команде в январе, говорит, что никогда не встречался с чем-то подобным на протяжении своей 17-летней карьеры. «Никогда. Это невероятно. Начиная с контроля над сном с помощью специальных устройств и заканчивая особым рационом питания. У нас все это есть. Я не знал чего ожидать, после подписания. Ну знаете, все эти поражения. Но любой возможный технологический или человеческий аспект, который может принести пользу игрокам, в этой организации это есть»

На вопрос о том, что бы из этого он хотел иметь на пике своей карьеры, Брэнд говорит о своей спине и устройствах Catapult, которые измеряют объем физической нагрузки во время тренировок. Филадельфия объединила устройства Catapult и алгоритмы компании Second Spectrum, чтобы подсчитывать нагрузку игроков во время игр, благодаря этому тренерский штаб может видеть, кто из игроков в хорошей форме, а кто слишком истощен, и для него нужно снизить количество игровых минут.

«Что мне действительно нравится в этом научном подходе к спорту, – говорит Бретт Браун.  – Так это то, насколько это позволяет рассчитывать нагрузку и добавлять гибкости и мобильности в упражнения. Раньше, когда я только попал в лигу 17 лет назад, почти все упражнения были статичными, жимы, тяги, это было похоже на тренажерный зал Gold’s Gym»

Joel Embiid

Эмбиид не понаслышке знаком с напастями разного рода. У него было две операции на стопе, которые могут сказаться на его карьере. Осенью 2014 года его 13-летний брат Артур погиб в автокатастрофе. На годовщину этого события в октябре 2015 вышла большая статья в Sports Illustrated о том, что он якобы имеет проблемы с лишним весом, не выполняет все установки тренеров и не следует своему плану восстановления. Одна из таких сплетен была, о том, что Эмбиид пьет слишком много газировки Shirley Temple.

Дэвид Мартин знает об этих слухах. Эмбиид говорил ему, что имеет слабость к подобным сладким напиткам. «Но тем не менее я никогда не видел его пьющим Shirley Temple. Никогда не видел его весящим 300 фунтов, как то писали в интернете»,  - говорит Мартин.

Но что видит Мартин, так это то, что Эмбиид мог стать жертвой доступности подобных продуктов. Таких вредных продуктов слишком много в меню типичного игрока НБА. «Еда повсюду», – говорит Мартин. – Все хотят быть приветливым к атлету НБА, наперебой предлагая свои продукты. Если ты стараешься следить за своим весом, и кто-то постоянно приходит к тебе и кладет перед тобой шоколадные баточники или другие снеки, с этим трудно справляться. Мы ведь все люди, не так ли?»

Мартин отмечает, что сейчас у Эмбиида есть персональный шеф-повар, который следит за его рационом, за тем, чтобы он употреблял все необходимые для скорейшего восстановления продукты. Диета Эмбиида насыщена продуктами, содержащими пролин, аминокислоту, которая способствует восстановлению костной ткани. Чтобы Эмбиид получал витамин C, Филадельфия готовила для него апельсиновый сок. Но выяснилось, что Эмбиид не очень любит апельсиновый сок, но зато любит манговый. Теперь в Филадельфии готовят манговый сок специально для него.

В Филадельфии все функционирует по принципу вероятности. Внутри этого лежит и понимание того, что все современные гаджеты и технологии не смогут изменить тот факт, что главным в спорте является человеческий фактор. И что судьба команды во многом зависит и от капризов фортуны. Они знают, что восстановление Эмбиида может закончится неудачей, не важно сколько усилий было приложено.

«Иногда это не связано со знанием самого решения, а с тем как ты пришел к этому решению, – говорит Мартин. – Вот где настоящая магия»

Мартин приводит тревожный пример по поводу технологий и спорта. В 70-х больницы стали массово использовать приборы измерения сердечного ритма у зародышей, считая эту технологию панацеей. Ведь акушеры благодаря им могли впервые исследовать сердечную активность у еще не родившихся детей. Но вопреки ожиданиям количество операций с применением кесарева сечения возросло в 3-4 раза из-за того, что акушеры начали видеть вещи, к которым были не готовы, и применяли меры излишней предосторожности. При этом общее качество ухода за беременными не улучшилось, а количество диагностирований болезней не увеличилось. «Был произведен негативный эффект, повлиявший на всю индустрию», – говорит Мартин.

–--

В Филадельфии знают, что шансы на успешную карьеру у центровых с проблемами в ногах не слишком велики, но они готовы применить все известные технологии, сделать все зависящее от них, чтобы эти шансы возросли.

«Не важно, чем это закончится, – говорит Мартин. –  Но мы хотим быть уверенными, что разыграли свою карту верно».