8 команд НБА, которые сэкономили в дедлайн
Дедлайн НБА прошел под девизом «Печемся о финансах». Лишь три обмеа не затрагивали попытки команд что-то сэкономить: Харрис-Дженнинг-Ильясова, Грин-Стивенсон, да обмен Маркиффа Морриса в «Вашингтон», хотя и там «Финикс» получил меньше зарплат, чем отдал.
Особенно финансовая осторожность в дедлайн была заметна на командах-налогоплательщиках. По законам Коллективного соглашения клубы, которые на последний день регулярного сезона будут иметь платежную ведомость выше 84,74 млн, должны будут выплатить с излишка налог в казну НБА – не менее, чем 1,5 доллара с каждого доллара превышения, ставка прогрессивная и также зависит о того, как часто платился налог в прошлые годы. Для определения того, платит ли команда налог на роскошь или нет, не имеет значения, сколько в реальности было выплачено клубов на зарплаты. Важно лишь то, какие контракты висят у неё в платежке на последний день сезона.
Налоговый фонд собирается в конце сезона, а затем делится в равных долях между командами, которые налог не платят. Так распределяются 50% от фонда, другая половина идет «на цели НБА» – сейчас лига направляет эти деньги в систему распределения доходов и тоже возвращает клубам, но уже не в равных долях и в основном бедным клубам типа «Милуоки» и «Шарлотт», которые сами не могут заработать на своих небольших рынках, а потому показывают низкую выручку и отсутствие прибыли.
Тем не менее, любая команда хочет ухватить кусок от налогового «пирога», даже богатая. А если ты превышаешь налоговую черту хоть на 10 долларов, то ты не только не получишь свою долю от 50% фонда, но и заплатишь в этот «общак» 15 баксов. Поэтому команды, которые не претендуют на титул, привычно стараются к дедлайну сократить свою платежку так, чтобы упасть ниже порога в 84,74 млн.
Так вот, до дедлайна 8 команд НБА считались налогоплательщиками и в сумме набрали налогов на 150 млн. Сейчас же таких команд всего шесть, и на данный момент они накопили всего 112 млн (у «Кливленда», «Оклахомы», «Клипперс» есть место в составе, которое они еще заполнят контрактом и увеличат налоговую базу, пускай незначительно, причем у «Кэвс» свободных мест целых два). В итоге получается, что до дедлайна каждая команда, не платившая налог, получила бы 3,4 миллиона, а теперь таких команд стало больше, фонд – меньше, и прогноз – всего лишь 2,3 млн выплат каждому.
Вот как экономили в дедлайн.
«Майами»
Четыре дня назад «Майами» были глубоко в затратах на игроков. Мало того, что команда, которая лишилась Боша на длительный срок, должна была бы платить налог, так еще и по увеличенной ставке. «Налоговым рецидивисты» – это те команды, что платили налог в три из предыдущих четырех сезонов (а перегруженные тремя почти максималками чемпионские «Хит», естественно, были в налоге с 2012 по 2014). И к рецидивистам применяются дополнительные финансовые санкции – их налоговая ставка на 1 доллар больше, чем обычная. Так «Хит» оказались должны в казну НБА 14 млн долларов.
Владельца клуба Мики Арисона, да и президента «Майами» Пэта Райли такая ситуация не очень радовала, поэтому было принято решение сократить зарплатный фонд команды примерно на 6 млн, отдать за это какие-нибудь пики второго раунда, упасть ниже налоговой черты второй год подряд и больше не бояться повышенных ставок аж до 2020 года.
Сначала клуб увидел, как Кортни Ли едет из «Мемфиса» в «Шарлотт», подсел в его экипаж по дороге, в итоге забрав себе Брайана Робертса (2,8 млн) взамен Криса Андерсена (5). Затем этого Брайана Робертса отправили в «Портленд», ничего не прося взамен и даже приплатив предпоследним имеющимся в закромах пиком второго раунда (теперь есть только пик-2022).
Финальный штрих – отправить минимальный контракт Джарнелла Стоукса, полученный еще осенью в обмене Чалмерса, в «Новый Орлеан», дав денег на его выкуп и еще сверху. В итоге «Майами» отдает весь дозволенный за сезон лимит наличных, ближайший доступный для обмена пик первого раунда – в 2022, ближайший доступный для любого использования пик второго раунда – тогда же, зато сэкономлено 14 миллионов долларов, которые не нужно будет перечислять в фонд, а сами «Хит» из этого фонда пару миллионов получат. Профит, и весь костяк клуба сохранён.
«Кливленд»
Все ожидали того, что «Кливленд» сделает какой-то резкий шаг, получит хотя бы Райана Андерсона, но вместе этого клуб довольствовался Ченнингом Фраем, которого уже сватали в «Клипперс». Но когда «Кэвс» предложили «Орландо» не сидеть до конца сезона с контрактом Лэнса Стивенсона от ЛАК, а вообще убрать несколько миллионов из платежки, «Мэджик» сразу переключились на этот вариант.
Проблема состояла в том, что нужна была третья команда, которая поможет воплотить этот обмен в реальность, взяв на себя контракт Андерсона Варежао – не самый удобный, надо сказать, поскольку на следующий сезон он гарантирован чуть менее, чем полностью. Но это не смутило «Портленд», который к тому же получил от «Кэвс» улучшение пика: до этого у них в наличии был пик второго раунда «Кэвс»-2020, а теперь – пик первого раунда, уже в 2018.
В «Орландо» же был отправлен Джаред Каннингем. Теперь у «Кэвс» есть Ченнинг Фрай, есть новое торговое исключение на год в размере 9,6 млн от Варежао (старое, хэйвудовское 10,5, было потрачено на Фрая) и налоговая нагрузка снижена на 9 млн. Хотя налог «Кливленд» будет платить все равно кощунственный – более 50 миллионов.
«Оклахома-Сити»
В обмене с «Денвером» «Оклахома» преследовала две цели – получить дополнительную огневую мощь для скамейки в лице ветерана Рэнди Фоя и разобрать захламленный состав. Два истекающих контракта – забытого где-то в чулане Новака и потерявшего статус запасного ПГ Огастина – превратились в один. На этом было клуб выиграл не только в разнице зарплат (на 1,2 млн меньше до конца сезона), но и сэкономил 8 миллионов в налоге на роскошь.
Возможным этот трейд стал потому, что «Денверу» после травмы Чендлера было даровано «исключение травмированного игрока» в размере половины зарплаты Чендлера. На него можно было до 10 марта подписать свободного агента или выменять игрока на истекающем контракте. Самому «Денверу» ничего этого не нужно. А вот получить пару пиков второго раунда, кэш, разменять Фоя на Огастина и взять на это исключение Новака, которого потом сразу отчислить – это пожалуйста.
«Хьюстон»
«Ракеты» сбились с курса и балансируют между зоной плей-офф и лотереей. Это совсем не то, чего ожидали от прошлогоднего финалиста Запада с Харденом, Ховардом, Лоусоном в составе. Теперь вот Лоусона всю неделю пытались пристроить – не смогли. Ховарду искали новый дом – никто не берет. А клуб в не самой приятной ситуации: налоговая черта превышена, надо будет заплатить 4,8 млн налога.
Что ж, всегда есть решение. RFA-to-be Мотеюнас и вечный странник (четвертый раз за карьеру и третий подряд его меняют в дедлайн, а ему всего 28) Маркус Торнтон едут в «Детройт», «Хьюстон» получает пик в середине первого раунда на драфте следующего года и Джоэла Энтони, а затем этого Джоэла с пиком второго раунда-2017 от Денвера сбрасывает в «Филадельфию». Итог: не надо больше платить налог. Вообще.
Внимательный человек посмотрит в платежку «Хьюстона» и воскликнет: «Всё врёшь ты нам! У «Рокетс» 84,98 млн зарплат, это выше налога!», – и будет частично прав. В вдеомости «Хьюстона» действительно числятся почти 85 миллионов, вот только налоговая база у них меньше.
Когда НБА дисквалифицирует игрока, его зарплата за пропущенные игры удерживается и идет на благотворительность. Контракт висит под потолком зарплат в полной сумме, а вот налог на роскошь с половины удержанной суммы не платится. Мол, виноват игрок, а не клуб, почему владелец должен еще и полный налог платить?
У «Хьюстона» есть два нарушителя – Тай Лоусон был дисквалифицирован за вождение автомобилем в нетрезвом виде, причем сами случаи были еще во время игры за «Денвер». Но дисквалификации (а их было две – на 2 и 3 матча) были выписаны сейчас, когда было оглашено решение суда. Еще один матч пропустил Дуайт Ховард за то, что слишком частое пополнение коллекции технических фолов. Итого – половина из удержанной у Тая и Дуайта зарплаты за эти шесть игр, а именно 347 тысяч, из лакшери-базы «Хьюстона» исключены.
Подобная связь между штрафом и налогом также влияет на ситуацию с платежкой «Клипперс» (единственная команда, которая увеличила свой налог на роскошь в дедлайн, зато у них Гриффин на 4 игры дисквалифицирован, а это около 1 млн налогового вычета) и «Хит» (Джеральд Грин, Хассан Уайтсайд), у которых появляется небольшой маневр для подписания свободного агента на усеченную минималку весной.
«Чикаго»
В отличие от «Хит» и «Рокетс», чикагцы не смогли избежать налога – они все также должны 4,2 млн. Но это на 3 млн меньше, чем было в начале недели. Обмен Хайнрика на Джастина Холидэя позволил «Буллз» привычно сэкономить на любимце болельщиков.
Нюанс: Кристиано Фелисио заработает за сезон в «Чикаго» 525 тысяч, но в целях налога на роскошь его зарплата считается по ставке 947 276 (иначе налог «Буллз» был бы 3,5 млн). Так считаются все игроки, подписанные как свободные агенты (т.е. не с драфта) и зарабатывающие при этом меньше 947 тысяч.
* * *
В НБА есть минимальная сумма, которой должна соответствовать платежка на конец сезона, установленная в размере 90% от потолка зарплат (63 млн в этом сезоне). Те клубы, кто не добирается до этого «пола зарплат», платит разницу своим игрокам, а те распределяют между собой.
У нас в этот дедлайн были три команды, которые не могли добраться до «пола зарплат». Так вот они добрались (или почти добрались) и тоже сэкономили на этом.
«Портленд»
В платежке «Портленда» до дедлайна числилось менее 50 млн зарплат. Выходит, клубу нужно было бы в конце года распределить между своими игроками 13 с половиной миллионов, чтобы добраться до заветных цифр «63». Но для пола зарплат важно не то, сколько ты реально заплатил, а сколько у тебя контрактов в платежке весной.
И вот «Блэйзерс» получают Варежао и Робертса, об обменах которых мы уже говорили выше. В реальных зарплатах этим двоим осталось до конца сезона получить менее 5 млн. Зато в платежке они учитываются по полной стоимости – почти 13 млн на двоих. Это максимально приблизило ПТБ к полу зарплат и сэкономило клубу более 8 млн.
«Портленд» платит своим игрокам за этот сезон 54 млн («Кливленд» платит вдвое больше, даже не считая налога и уволенных тренеров, только в чистых выплатах игрокам) и до сих пор идет в зоне плей-офф и иногда громит «Голден Стэйт». «Первопроходцы» – самая приятная история текущего сезона.
«Филадельфия»
Какой дедлайн без «Филадельфии», принимающей на себя плохие контракты с драфт-пиком? Джоэлу Энтони до конца сезона осталось выписать чеки на 800 тысяч. Его контракт – 2,5 млн. «Сиксерс» не хватает до пола 2,3 млн, которые все равно пришлось бы выплатить своим холлисам и окафорам. «Хьюстону» нужно скинуть налоговое бремя. Идеальный брак: «Сиксерс» сэкономили полтора миллиона. Вот так в обмене обе команды могут сохранить деньги. Средний палец законам экономики.
«Юта»
До пола зарплат клубу оставалось всего 800 тысяч. Можно было бы на эти деньги подписать рандомного свободного агента, а можно выменять Шелвина Мака, потому что:
это такой нужный клубу разыгрывающий;
он друг Хэйворда по университету Батлера;
ему до конца года нужно заплатить всего 600 тысяч из 2,4 млн, учитываемых в платежке.
Пришлось, конечно, отдать за Шелвина второраундовый пик Денвера-18, зато лишние 200 тысяч остались в казне клуба.
Контракты и платежные ведомости НБА
Фото: nba.com
"В реальных зарплатах этим двоим осталось до конца сезона получить менее 5 млн. Зато в платежке они учитываются по полной стоимости – почти 13 млн на двоих".
Примеры из Лиги: я Питера Холта знаю только потому, что фанат. Зато Кьюбана знают вообще все, а имя генменеджера Далласа мне придётся искать в сети. Один в принципе не лезет и получает 1) деньги, 2) удовольствие от игры команды, другой сам принимает все решения, иногда не обращая внимания на мнение Карлайла (откупаясь от него БОЛЬШИМИ деньгами).
Так же и с пятью миллионами. Если ты - "Никс", тебе плевать на пять миллионов, ты за месяц их заработаешь на атрибутике и хайпе от Порзингиса. Если ты - "Гризлис", то тебя их владелец за эти пять лямов задерёт почище упомянутого медведя.