10 мин.

«Они скажут, что ты не разыгрывающий, но будут ошибаться». Письмо молодому себе от Чонси Биллапса. Часть 1

Легендарный разыгрывающий Пистонс, чей номер был недавно выведен командой из обращения, пишет обращение молодому себе. Первая часть письма Чонси Биллапсу самому же себе - о том, каково было в Денвере, о взаимоотношениях с тренерами Майком Д'Антони и Риком Питино, об эмоциях и ощущениях от начала своей карьеры. Перевод с The Players' Tribune.

1

Дорогой молодой Чонси,

Мы не вернемся в Лос-Анджелес.

Мы не вернемся в Лос-Анджелес. 

Мы. Не. Вернемся. В. Лос-Анджелес. 

8 июня 2004 года, Лос-Анджелес, около 11 вечера по местному времени. Только что ты проиграл самый важный матч в своей 28-летней жизни. И сейчас ты идешь в сторону клубного автобуса Детройта.

Ты покинешь Стейплс Центр на этом автобусе. Затем сядешь на самолет. И где-то ближе к раннему утру, по прошествии нескольких часов ты прибудешь домой - после поражения от Лейкерс, в одной победе от чемпионства НБА. Да, да, тех самых Лейкерс: Шак, Кобе, Пейтон, Мэлоун. Дзен-Мастер. Трижды победители, команда-династия, лучшая команда мира.

Но к этому мы еще вернемся. Прямо сейчас сосредоточимся на том самом автобусе - автобусе, наполненном твоими товарищами по команде, братьями, этим самым Deee-troit Baaa-sketball. Они, как и ты, только что потерпели самое тяжелое поражение в жизни. Ты им нужен.

Им нужен их разыгрывающий.

Им нужно, чтобы ты спокойно и строго сказал тренеру Брауну - простите, коуч - никого не трогать с этими "филадельфийскими" разговорами. Чтобы ты даже не дал ему закончить, когда он начнет: "Вот когда у меня такое произошло в последний раз...", прервал словами: "Это неважно, ЭлБи". Чтобы он уверился, вся команда понимает - совсем неважно, что тогда случилось с 76-ыми в 2001. И если Браун говорит, что в последний раз замолвил об этом слово, не стоит верить. Не стоит. Он об этом вспомнит еще и не раз.

Это наш первый раз. И мы не Филадельфия.

Мы - Детройт.

1

Ну или это все случится через пару часов, неважно. Но сейчас, как я уже сказал, нет ничего кроме автобуса, покидающего Стейплс Центр - и ты только что в него вошел. Чонси, пройди в конец этой машины, туда, где тебя все же будет видно, но откуда будет видно и всю твою команду. Посмотри на всех их - на Бена, на Рипа, на Тэя, на Шида - и дождись, пока на тебя обратят внимание.

Затем скажи следующее:

Мы не вернемся в Лос-Анджелес.

Мы не вернемся в Лос-Анджелес. 

Мы. Не. Вернемся. В. Лос-Анджелес. 

Да. Отлично. Именно так.

А дальше, слушай, Чонси: присядь, включи музыку, насладись оставшейся частью поездки. Немного поспи в самолете. Возвращайся домой.

Оставайся дома.

И побеждай в этой чертовой НБА.

1

Но пока что - к истокам.

Давай вернемся к тем временам, когда ты не был лидером, не играл за Детройт, не был победителем и вообще Big Shot'ом - давай вернемся туда, где всего этого не было.

Знаешь, давай-ка вообще вспомним те времена, когда ты не был разыгрывающим.

Улетим на 6 с половиной лет назад. Тебе 21, ты играешь за Бостон, прическа у тебя не очень и контракт новичка.

Вернемся... К нынешнему времени. Времени, когда ты это читаешь.

В 1997.

Почему именно 1997? Что ж, у меня для тебя плохие новости, дружок.

Ты обменян.

1

Знаю, Чонси, знаю.

Конечно, это, должно быть, ошибка, ведь ты всего лишь навсего новичок, да еще и какой - пару месяцев назад ты был выбран под третьим общим номером на драфте. Третий общий номер. Игроки, выбранные столь высоко, не меняют команды посреди сезона. Такое не случается.

За редким исключением в виде тебя.

Что забавно - до конца карьеры люди будут думать, что причиной трейда стали плохие взаимоотношения с тренером Питино. На самом же деле у вас будут отличные отношения. И вот что я тебе скажу: после трейда Питино будет как минимум честным с тобой. Как минимум честным.

(Ты поймешь, что это уже лучше, чем поступки некоторых ген. менеджеров).

Тренер отведет тебя в сторону и откровенно расскажет о том, какое давление на него оказывает руководство, требующее выхода в плей-офф, даже несмотря на тот факт, что сам он работает с командой первый год. Он поделится своими мыслями о том, что для полноценной борьбы за плей-офф команде необходим опытный разыгрывающий. Он отметит, что всегда был большим фанатом Кенни Андерсона - не знаю, наверное, у него это еще с Нью-Йорка пошло. Он будет откровенным - скажет, что по-прежнему видет в тебе шикарного баскетболиста в будущем, но учитывая задачи, стоящие перед ним, и ростер, которым он располагает, он попросту обязан был сделать то, что сделал.

Новость об обмене станет полнейшим шоком. Она поступила без каких-либо предупреждений. Будет больно, будут чувствоваться некое предательство, будешь отрицать. Будешь ощущать целую гамму эмоций - и ни одна из них не будет положительной.

Но вот тебе мой совет: не растеряйся.

Знаю, это звучит банально. Конечно, конечно, сказать проще, чем сделать. Но из этого нет другого выхода, Чонси, кроме как помнить: ты должен играть в баскетбол, чтобы жить.

И не вешай нос.

Тебе необходимо пройти через это, нечего теряться. Пойми, не от чего, ну не от чего тебе теряться. 

Ах да, и вот еще что я тебе скажу:

Этот трейд обернется для тебя благом. Он не будет казаться таковым очень долгое время, но я обещаю - обернется благом.

Просто оставайся спокойным.

1

И в то же время... Чонси, не собираюсь преукрашивать, будет сложно.

Предстоит скитание по баскетбольной пустыне. Из Бостона в Торонто, из Торонто в Денвер.

Звание "намника" уже за менее чем два года в Лиге.

Но это будет лишь восприятие твоей фигуры.

Безумно ошибочное.

В принципе, восприятие тебя как игрока в Лиге, где столько фан-баз, где вся жизнь освещается 24/7, будет вещью довольно интересной. В НБА каждая деталька, каждый слух будет менять отношение к игроку. Знаю, в такие моменты это особенно отстойно. Хотел бы дать тебе совет по этому поводу, но тебе придется только лишь смириться или как-то переступить через это. Отношение к тебе может укусить только резко и сиюминутно. Это правда.

Вот тебе пример.

В Денвере придется играть за тренера Майка Д'Антони. Того тренера Д, что еще не поработал в Финиксе, еще до "Seven Seconds or Less", до всех его заслуг - он будет таким же экспериментатором, мыслителем. Будет так же проповедовать outside-the-box. И в команде будет прославленный ветеран Ник Ван Эксель, ветеран, но все еще хороший игрок, закрепившийся на позиции разыгрывающего.

Но в один момент у Майка появится интересная идея.

Он скажет: "Знаете что, положите на это - сейчас в моем распоряжении два лучших защитника, которые когда-либо у меня играли, так что меня не волнует, кто там из вас будет первым номером, кто - вторым, мне важно иметь в составе двух парней, которые задействованны в игре команды от эпизода к эпизоду".

И ты примешь это предложение своего наставника.

Ты будешь сражаться, жизнь покажется адом, придется адаптироваться, но в итоге окажешься в стартовой пятерке тех Наггетс, в бэккорте, на позиции атакующего защитника, в паре с Ником Ван Экселем. Будешь невероятно собою гордиться, Чонси. И, между нами, тебе действительно стоит гордиться. У молодого игрока настолько изменить свою роль на площадке потребует много мужества и таланта. Когда впервые выйдешь в старте, почувствуешь, какой высоты ты достиг. Но эта высота будет преследовать тебя всю жизнь.

Уже вижу, как ты читаешь и задумываешься: "Что значит "преследовать"? Ты же сказал, что это достижение"

Как я уже заметил, Чонси, в этой Лиге огромное влияние оказывает восприятие тебя публикой. И, как бы странно это ни показалось, никого вокруг не будет заботить все то число изменений в стиле игры, которые ты претерпел, или универсальность, которую показал, или набор навыков, который ты приобрел, чтобы тренер мог спокойно выпускать тебя на новой позиции в старте. Нет, люди будут акцентировать внимание на другом: Чонси - не разыгрывающий.  

Они будут свидетелями трейда Кенни Андерсона в Бостон. Будут свидетелями второго твоего трейда, теперь из Торонто. Будут видеть надпись "Чонси Биллапс, атакующий защитник" в Денвере. Быть может, ты сам этого не будешь замечать, не будешь их слышать - но все лишь потому, что они говорят шепотом. Видели, они убрали Чонси подальше от мяча? Да, а все потому, что пусть он и пытался, но он не разыгрывающий. Порой такой шепот - все, что нужно для создания истинной правды широких масс. Знаю, это сумасшествие, но в этом вся НБА.

Чонси - не разыгрывающий. Вот что они скажут.

Но они будут ошибаться.

1

Вот еще что будет давить, так это факт, что Денвер - твой родной город. Безусловно, когда ты приедешь играть за местную команду, люди сразу начнут обсуждать это. Ты, наверное, лучший баскетболист в истории колледжа Колорадо, так что когда прибудешь в стан местной команды, произойдет довольно большое событие для локального уровня. СМИ будут писать что-то вроде "Спаситель родного города" или "Смена обстановки, необходимая Чонси Биллапсу". 

Но пребывание в команде из родного города тебе, 23-летнему баскетболисту, покажется скорее проклятым, чем приятным. Поверь, ты просто окажешься неготовым к тому, чтобы сделать Денвер своим городом. Изначально будешь думать, что готов. Местные болельщики будут думать, что готов. Однако, поверь, это не так. Ведь ты еще так молод. В Денвере ты будешь много времени тратить на друзей, на все то, что было неотъемлемой частью жизни прежде. Тебя будут сопровождать все эти "развлечения домашней обстановки". Все это будет отвлекать и накапливаться.

И, Чонси, ты должен понять: твои заслуги не будут личными. Все окружение будет думать, что это и их заслуги, весь Парк Хилл будет думать, что это и их заслуги. Не пойми неправильно - конечно, это особенные чувства. Но когда ты молод, это может лишь усложнять ситуацию. В этом плане придется со многим смириться, но ты все еще не в том возрасте, чтобы быть к такому готовым. Ты все еще недостаточно зрел или недостаточно развит, чтобы взять на себя всю эту ответственность, играть отведенную роль.

Ты окажешься неготов к тому, чтобы повести людей за собой.

1

В Орландо тебе даже не придется готовить себя к выходу на площадку. Проблемы с плечом выведут из строя до конца года. Три обмена, четыре команды - и вот теперь еще и одна травма.

Это сильно ранит.

Настолько сильно, что ты почувствуешь, будто на тебя обрушились кирпичи с огромного здания. Когда впервые мысль о таком начале карьеры закрадется тебе в голову, ты попытаешься ее отбросить. Тебе захочется думать: "Пофиг, мне лишь 24, еще ничего не загублено". Ты постараешься проигнорировать эту мысль и выбросить ее из головы.

Но в определенный момент межсезонья ты все же дашь ей развиться.

Отлично.

Тебе это было необходимо.

Вообще, Чонси, почему бы тебе сейчас не подойти к зеркалу и не выкрикнуть:

Этот шанс может быть последним. 

Пожалуйста, усвой это. Усвой, прими, пойми всю актуальность сложившейся ситуации. И подойди к выбору следующей команды мудро.

Выбери Кевина.

Продолжение следует...