14 мин.

Ирина Осипова: «Пока буду нужна в сборной, я буду играть»

Ирина Викторовна Осипова (род. 25 июня 1981г., МоскваРСФСРСССР) —российская профессиональная баскетболистка, игрок национальной сборной России. Играет на позиции центровой. Выступает за команду «Динамо» (Курск, Россия). Заслуженный мастер спорта России. Пятикратный чемпион женской Евролиги. Ирина Осипова начала заниматься баскетболом в Москве. Ее первым тренером был А. Орехов. Первый клуб Ирины Осиповой —«Глория» (Москва), 1999-2001. С 2000 года она выступает за сборную России по баскетболу, из крупных международных турниров пропустила лишь чемпионат Европы 2005 года. Осипова выступала за команды «Динамо» (Москва) – 2000-2001,  УГМК (Екатеринбург) – 2002-2004, «Элитзур Рамла» (Израиль) – 2004-2005, ВБМ-СГАУ (Самара) – 2004. С 2005 по 2012 годы выступала за «Спарту&К» (Московская область), которая раньше называлась «Спартак». После Олимпийских игр-2012 играла за команду Стамбульского университета, в 2014 году  успела поиграть за словацкий клуб «Гуд Энджелс» (Кошице) и в этом же году перешла в «Динамо» (Курск). Ирина Осипова замужем, воспитывает дочь Алёну.Достижения: бронзовый призер Олимпийских игр 2004 и 2008 года. Серебряный призер чемпионатов мира20022006. Чемпион Европы200320072011. Серебряный призер чемпионатов Европы20012009. Чемпион Евролиги: 2003, 2007, 200820092010. Бронзовый призер Евролиги2015. Обладатель Кубка Европы ФИБА: 2006. Победитель Мировой лиги ФИБА2004. Бронзовый призер Мировой лиги ФИБА2003. Чемпион России200320072008. Серебряный призер чемпионата России20042009201020112012. Бронзовый призер чемпионата России20022015. Обладатель Суперкубка Европы2010. Обладатель Кубка России сезонов 2014, 2015. Заслуженный мастер спорта, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени (2 августа 2009 года) за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на Играх XXIX Олимпиады 2008 года в Пекине.

Капитан курского «Динамо» Ирина Осипова  много говорить особо не любит, в этом уже убедились многие журналисты и руководители клубов, когда она напрочь отказывалась выступить на мероприятиях с каким-нибудь «словом», с удовольствием уступая такую возможность своим подругам по команде. Разговорам она предпочитает дело, то есть свою великолепную игру на площадке. Вот и в этот раз уговорить Ирину на интервью представлялось делом сложным, сопровождавшимся некоторыми переговорами с пресс-службой ЖБК «Динамо». Да и встретившись, наконец, с нами, она поначалу отвечала на вопросы коротко и с неохотой, но затем, войдя во вкус непринужденной беседы, оживилась и разговорилась. Что из этого получилось? Об этом ниже… Сперва она заинтересовалась футбольной программкой, лежащей у нас на столе:

- Можно мне посмотреть?

- Конечно, а вы интересуетесь футболом?

- Так, немного, была у вас на стадионе на футбольных матчах. Два раза.

- Ира, поздравляем вас с первым трофеем сезона – Кубком России и индивидуальным призом как самому ценному игроку Финала четырех. В играх на Кубок и в регулярном чемпионате состав команды разный, в кубковых встречах команда играет только русскими игроками. Как вы к этому относитесь?

- Я считаю, что это нормальная практика. Так появляется возможность проявить себя тем игрокам, которые в чемпионате и Евролиге играют мало, часто сидят на скамейке запасных. Кто платит, тот и заказывает музыку, сильнейшие игроки должны играть в ответственных матчах, а тренерам надо выполнять задачу и выбирать лучших на данный момент.

- А руководство клубов, игравших в Финале четырех Кубка России, высказалось за участие легионеров.

- А какие клубы высказались за это?

- Руководители всех четырех команд, что играли в Курске,  на пресс-конференции перед турниром заявили об этом.

- Их понять можно – к этому времени уже подъезжают некоторые иностранные девочки, и, получается, что они вне игры, но… не знаю. Мне кажется, что три игры они могут и посидеть, зато русским игрокам дают много времени. Пусть пока тренируются (смеется). Я знаю, что эта идея возникла в руководстве РФБ, и думаю, что всё равно надо какие-то турниры проводить для россиянок, у нас есть сборная, надо молодых девочек наигрывать, давать им шанс обязательно. Три-четыре игры иностранки посидят, ничего с ними не сделается.

- Ира, кстати, о сборной. Вы начали играть в главной команде в каком возрасте?

- В девятнадцать лет.

- То есть вы уже 15 лет в сборной, поиграли там с представителями разных поколений российского женского баскетбола. Как вы считаете, успехи тех лет были связаны с тем, что наши баскетболистки были тогда сильнее, чем сейчас? Может быть, сказывалось не такое большое присутствие сильных иностранок?

- Знаете, я сама часто задаю себе этот вопрос и затрудняюсь на него ответить. Такой баскетбол был, соперники были слабее уж точно. Я имею в виду команды Испании, Франции, Турции прежде всего. Получается, что наша игра в последнее десятилетие прогрессирует огромными шагами. А в общем, я затрудняюсь дать точный ответ.

- Все-таки та сборная, что взяла «бронзу» Олимпиады в Пекине, была объективно сильнее, чем эта, которая сейчас не пробилась в Рио?

- Получается так… Да, сильнее. Я со всеми девочками из той команды общаюсь. Анна Архипова – крестная моего ребенка, с Калмыковой мы в одном районе живем, соседи, у нее моя дочка тренируется, баскетбольный мир тесен. Иногда мы говорим об этом, и получается, что и та сборная была сильнее, и соперники были все-таки не такие, как сейчас. Хотя я не могу сказать, что эта сборная была слабая, что у нас нет талантливых игроков. Правда, тут надо различать, а то говорят: молодая, молодая, а им уже по 25-26, когда надо уже зрелую игру показывать, а они всё в перспективных ходят. А вот молодые девочки в 18-19-20 лет – да, там сильное поколение растет, и если они продолжат играть, то у нашей сборной есть хорошие возможности в будущем.

- Ира, вы пятнадцать лет в сборной. Не надоело? Есть многочисленные примеры, когда опытные игроки заявляют о прекращении выступления за сборные своих стран, за клубы еще играют, а за сборные – всё, как та же Мария Степанова. Вы будете еще выступать в сборной команде?

- Да, 15 лет это большой срок, я в начале карьеры в «Динамо» еще играла с Засульской и Сумниковой. Знаете, иногда хочется забросить все, но потом подумаешь, посидишь…, а чем дальше заняться, что я еще вообще умею делать? Только баскетбол.  

Я никогда не отказывалась играть за сборную своей страны, для меня это на самом деле важно. Новый главный тренер Васин сказал мне, что ему нужен опыт игроков, что он видит меня как старшего товарища молодежи в своей команде, и я согласилась с его предложением. Хотя, с другой стороны, понятно, что когда-то надо дать дорогу молодым девочкам. Я не могу себя сравнивать с Машей, но пока буду нужна в сборной, я буду играть.

- А как вы оказались в Курске, от кого поступило предложение?

- От моего агента. Я долго раздумывала, прежде чем принять это предложение. В последние годы я играла в Турции, и мне там очень нравилось. Меня в Стамбуле всё устраивало: и команда «Университет», и условия, и климат отличный, огромный европейский город, словом, абсолютно всё. В Кошице я поехала только под Евролигу, на короткий срок, а в «Университете» мне было комфортно. Когда я туда поехала, то они только вышли в высшую турецкую лигу и особых задач не ставили, и я не то чтобы отдыхала, но особой борьбы за результат там не было, не было вот этого жуткого напряжения, постоянной борьбы на пределе. Тепло, игры раз в неделю. Правда, недельный цикл для игроков это еще хуже – остальное время приходится тренироваться, утром и вечером (смеется). Единственным минусом, и огромным, конечно, была длительная разлука с дочерью - там у меня вообще не получалось быть в Москве. А в последний год у меня возникли какие-то проблемы с визой, я не могла часто ездить в Россию, в Москву, а когда выезжала – были трудности с возвращением в Турцию, хоть там оставайся на всю жизнь (смеется). У них даже рождественских и новогодних перерывов не было. Я решила, что пора возвращаться. В конечном счете, желание быть ближе к дочери  и стало решающим фактором. Возникли два предложения – из Ногинска и из Курска.

- В итоге выбрали Курск. А что вы знали о городе, о команде?

- О городе – ничего, а команда «Динамо» как раз за эти годы, что я была в Турции, стала выбиваться на лидерские позиции. Естественно, я знала об этом, хотя от российского баскетбола была далека, но, конечно, я всё разузнала – о целях клуба, о базе и решилась на переезд. Да и Москва близко.

- Ира, у вас сложилась богатая география клубов в Европе, но мы слышали о попытке поиграть в WNBA. Что-то там не получилось?

- Да, там у меня не получилось, но я в Детройт (США) поехала сразу после родов, растренированная, ребенок был грудной, и я не смогла там заиграть, слишком много было отвлекающих моментов. Кстати, когда я уехала из Америки, они стали чемпионами, не дотерпела пару недель, чтобы стать еще и чемпионкой НБА (смеется).

- И как столичному жителю и любителю больших городов живется в провинциальном Курске? Или только зал – дом, зал – дом?

- Да, поначалу было очень тяжело, я не привыкла к таким маленьким городам и порой не знала, куда себя деть, потом всё встало на свои места. Бытовые условия – нормальные, живем мы все в центре, там есть «цивилизация». Маша Черемисина и ее муж много куда в Курске нас водят, показывают, рассказывают. Бывает очень интересно. Со времени начала общения с ними жизнь в Курске стала намного веселее. Ну и скучать особо не приходится, календарь напряженный, а при любой возможности я или еду в Москву к дочери, или задерживаюсь там на выходной день.

- Ира, вы в этом сезоне капитан. Как чувствуете себя в этой роли, можете «напихать» на площадке, зажечь в раздевалке?

- Я не вижу особой роли капитана на площадке и в раздевалке – думаю, что это больше формально-визуальная должность, парадная - для поздравлений, а «напихать» можно и без капитанства. У нас хватает опытных игроков и иностранных тоже, чтобы как-то повлиять на площадке и в раздевалке, а в общем, для этого есть тренерский штаб. Они всегда рядом.

- Бывают обиды, ссоры после игры?

- Конечно, бывают, мы все нормальные люди. Кого-то что-то может не устраивать, кто-то с кем-то может «закуситься», но это дело житейское. В общем, у нас всех нормальные отношения, ровные, но кто-то, бывает, ближе сходится. Я, например, в последнее время сдружилась с Машей Черемисиной, хотя она и моложе на десять лет, но это нам не мешает. Она с мужем приезжала к нам в Москву. Здесь в Курске она, и особенно ее муж Володя, нам много показывают - они же местные, с ними весело бывает.

- А с иностранками? Они не обособляются?

- Нормально всё. В «Спартаке», например, мы даже больше с американками общались, да там все дружили друг с другом. И здесь нормально. Мы в основном давно уже все знакомы. С Симой и Фаней еще в Видном вместе играли. А вообще, всё зависит от человека, а не от национальности, национальность здесь ни при чем, бывают люди открытые и наоборот.

- У вас языкового барьера нет?

- У меня лично нет ни с кем, но у нас не все в команде разговаривают на английском, бывает недопонимание. Нет, общими фразами объясниться могут все, а вот общаться ближе не все могут. Миэм когда приехала, то расстраивалась сначала, что ее плохо понимают, хотя у всех европейских баскетболисток с английским языком порядок, все на нём общаются, они же тоже по разным клубам ездят, по разным странам.

- Ира, вопрос от зрителей: почему в игре ты и еще некоторые девочки подворачивают шорты?

- Очень просто – для удобства, они большие, длинные, мне лично мешают. За 15 лет форма менялась, то короче была, то длиннее, мода, наверное. У нас одно время были короткие шорты, мне больше нравилось. В прошлом сезоне у одной французской команды была облегающая форма, теперь ее запретили. Говорят, что из-за чувств верующих в некоторых странах.

- Ира, говорят, что вас часто путают с волейболисткой Гамовой, это правда? Вы знакомы с ней?

- Нет, с Гамовой я не знакома, а так - бывает. Как-то еду в поезде, а мне одна женщина говорит: «Можно я с вами сфотографируюсь?» У меня сразу главный вопрос: «Зачем?» Может, она подумала, что я - Гамова (смеется). И в Турции часто путали с Гамовой, она же тоже там играла.

- Ира, что для тебя стало толчком для занятий баскетболом?

- У меня другого варианта не было, моя мама была баскетболисткой, хотя в детстве я занималась танцами. Я еще любила лыжи, но мама как-то мне сказала: «Это очень холодно, ты можешь заболеть!» Наверное, таким образом она меня подталкивала к баскетболу.

- Вероятно, у твоей дочери тоже не будет другого выхода?

- Да, вероятно, так, она занимается баскетболом.

- С какого момента стало понятно, что в России начинает серьезно развиваться клубный баскетбол, когда вы увидели, что там появились большие деньги?

- Наверное, когда я перешла в УГМК, это был 2002 год. Мне там такую зарплату предложили, что моей маме стало плохо от суммы! До этого же зарплаты были маленькие, мы вообще жили трудно, в однокомнатной квартире – мама работала одна. Были такие моменты, что приходилось на хлеб занимать, это же конец 90-х был… Меня вообще отговаривали ехать в Екатеринбург, Овечкина у нас тогда была тренером, предостерегала от неизвестности. В УГМК тогда пришел Шабтай, и всё начиналось именно в Екатеринбурге. В общем, когда сейчас говорят, что по существу в чемпионате соперничают только три команды – УГМК, «Надежда» и наше «Динамо», то это так и не так. Во-первых, такая система сложилась не только у нас, а везде: и в Турции, и в Испании, и во Франции, а во-вторых, деньги не всё решают в конечном итоге. Вот Прага взяла и выиграла Евролигу, хотя возможности УСК и УГМК не сравнить, тут от многого зависит, хотя и там игроки серьезные, и Хейкова - тренер знаменитый. Но, понимаете, женский баскетбол, он в принципе непредсказуемый – можно получать миллионы и проиграть. Мы тоже, бывает, проигрываем, как в прошлом сезоне - гораздо более слабой «Чевакате».

- Ирина, вы согласны с мнением Ветры, что в этом году состав «Динамо» точно не слабее, чем в прошлом, а в чем-то и сильнее?

- Ой, я не могу ничего говорить по этому поводу, не слабее – это точно. А по поводу преодоления «рока» Оренбурга, о чем часто спрашивают – ну, бывает такое, особенно, повторю, в женском баскетболе. Это та же история, что с УГМК, который второй год не может выиграть Евролигу. Или раньше они, например, постоянно проигрывали «Спартаку».

- Можно сказать, что тебе в курском «Динамо» комфортно?

- Можно. Если бы не было комфортно, я бы здесь не играла – это точно. А если вы спросите, согласна ли я здесь остаться, скажу так: если предложат – останусь.

Блиц

- Кроме баскетбола, какой вид спорта еще нравится?

- На футбол, как я уже говорила, иногда хожу, но это так, скорее, от нечего делать. В Турции тоже один раз пошла – это был матч Лиги чемпионов, «Галатасарай» играл с каким-то великим клубом, и, представляете, в этот день в Стамбуле выпал снег и игру отменили! Так что мне повезло (смеется).

- У вас много татуировок. Это дань моде или они что-то символизируют?

- Не то чтобы дань моде, и некоторые из них действительно символизируют кое-что, но говорить об этом не буду. Американки вообще расписные бывают, как Сима или Дайана Нолан, но как, зачем и почему они это делают, я как-то не интересовалась.

- Ира, ты ЗМС. Это что-то дает в жизни или просто приятно, когда объявляют?

- Просто приятно.

- У тебя много разных наград, кубков, медалей. Они где хранятся?

- Дома, в квартире у мамы. Она сделала целый стеллаж под стеклом, там всё и выставлено.

- Дочка понимает, какой заслуженный человек ее мама?

- Думаю, нет.

- Она хочет стать баскетболисткой, как мама и бабушка?

- Ее тяжело что-то заставить делать, но она уже тренируется.

- Какой последний фильм смотрела и где?

- «Дом», по телевизору, половину (смеется).

- Хобби?

- Нет никаких.

- Кулинария, хозяйство?

- Нет, столовая в СКК, «Макдоналдс», ресторан, общепит, гости. Нет, конечно, для себя могу что-то приготовить, но…

- Форма одежды спортивная?

- В основном да, но если честно - надоело уже. Люблю «рваный» стиль с шипами и заклепками, байкерский.

- Угадаю,  любимый цвет – черный?

- Да, угадали. 

- Спасибо, Ира.

- Вам спасибо.

Беседовали: Влад ШВЕЦОВ и Игорь ВАСИЛИАДИ