Как «Зенит» пытается сделать нечто большее, чем успешную команду
Говоря о баскетбольном «Зените», не следует отмахиваться от очевидных аллюзий с его более взрослым и заматеревшим футбольным собратом. Те, кто стараются этого избегать, волей-неволей делают подобное сравнение еще более нарочитым. Петляя по истории питерского клуба, ставшего на днях чемпионом, они почему-то чаще приходят к громоздким и топорным выводам, апеллирующим к безлимитному финансированию, благожелательности сильных мира всего, и прочим комплектующим набора штампов для детей не старше шести лет.
И все это вместо того, чтобы взглянуть на десяток лет назад, и найти пример практически идентичный нынешнему баскетбольному «Зениту». Молодая команда с талантливой порослью собственных воспитанников, подкрепленная парочкой опытных легионеров, не обремененная чересчур большими ожиданиями, но беззаветно любимая местной публикой, и подкупающая своим стилем игры даже самых индифферентных болельщиков.
Ни баснословных трат на трансферы, ни громких, заведомо обреченных на массовый скепсис, обещаний, пока что баскетбольный «Зенит» не пытается поразить широтой размаха, как это делал Киса Воробьянинов. Вместо того, чтобы пускать пыль в глаза, команда инвестирует в то, без чего не может существовать ни одни профессиональный клуб. В своих болельщиков, в инфраструктуру, которая позволит человеку ощутить комфорт и удовольствие даже от посещения самого заурядного со спортивной точки зрения матча.
Это фундамент, на котором основываются не только европейские баскетбольные гранды, но и клубы NBA - предложить болельщику, вне зависимости от его степени вовлеченности в спортивный процесс, вариант приятного времяпрепровождения. Семейный поход на баскетбол как альтернатива другим вариантам культурных мероприятий. Некоторые упрекают болельщиков питерского «Зенита» за излишнюю педантичность, их «театральную» манеру боления. И сама по себе подобная точка зрения, как и любая другая, имеет право на существование.
Но даже если это и так, то это абсолютно четко вписывается в концепцию, ориентированную на создание баскетбольного мероприятия, как продукта. Поэтому современная, новехонькая «Сибур Арена», шатлы, доставляющие зрителей на матчи, создание атмосферы праздника, шоу, и только потом спортивного состязания являются неотъемлемой частью баскетбольного «Зенита». Это продукт, который уже в первый свой сезон радует оберткой, и совсем не разочаровывает содержанием. Что необходимо для того, чтобы подсадить не слишком искушенного зрителя на баскетбол, правильно: скоростной, порой безбашенный темп игры, обилие данков и трехочковых, интрига, напряженные концовки, яркие личности на площадке. Все это «сине-бело-голубые» не раз демонстрировали в этом сезоне. А великолепная работа с мультимедийным контентом, соцсетями и официальным сайтом, лишь усиливала эффект.
Понимая, что пока еще не способен конкурировать с некоторыми клубами в спортивном аспекте, «Зенит» пытается преуспеть за пределами площадки, создать базу для болельщиков, привлечь людей на баскетбол. Одним словом, осуществить то, о чем у нас очень многие говорят, но мало кто делает. «Зенит» в лиге первый год, но уже успел стать вторым по посещаемости в регулярном чемпионате, и сочинить самую интересную серию в первом раунде плей-офф.
В будущем подкрепленная спортивными успехами, такая стратегия популяризации может сделать питерский клуб одним из лидеров чемпионата. Некорректно сравнивать представителей европейского баскетбола и заокеанской лиги, слишком уж далеко вперед ушла в своем развитии NBA. Но наблюдающаяся в последнее время тенденция с обновлением бренда дает повод заметить, что «Зенит» старается брать американские лекала и усердно вышивать на их основе.
«Торонто», «Милуоки», «Филадельфия», все это клубы, которые в последнее время переиначили логотип, дизайн форм, цветовую палитру с той лишь целью, чтобы привлечь зрителя, заинтересовать его. Нужно меняться – кричат они, не жить прошлым, а делать ставку на будущее, грядет расцвет команды, наступает новый этап в её истории, и вы можете стать этому свидетелями. При том стоит отметить, что в данный момент потолок для каждой из этих команд - это второй раунд плей-офф, почти все они делают ставку на молодежь, и играют в бесшабашный, яркий баскетбол.
«Зенит» пытается внедрять тоже самое на нашей промерзлой, тяжелой для приживления почве, о том получится у него это или нет, можно будет говорить по прошествии более длительного срока. Пока же надо констатировать, что за год создано немало, но теперь «сине-бело-голубым» нужно думать, чем удивить общественность в будущем.
В следующем сезоне у команды больше не будет «вау эффекта», который свойственен для всего нового и непривычного. Закончился контракт у самого яркого игрока клуба Дмитрия Кулагина. Зрители будут ждать большего, чем попадание в плей-офф, а соперники уже приспособились к игре против питерцев. Так что, не отменяя все вышесказанное следует сказать, что «Зенит» ступил на очень тяжелый и амбициозный путь. Теперь нам предстоит увидеть, хватит ли у клуба выдержки и терпения, чтобы не свернуть с него.
Филипп Уфлянд, Sportizen.ru
http://www.sportizen.ru/articles/kak-zenit-pytaetsya-sdelat-nechto-bolshee/