10 мин.

Легенды Нью-Йорка. Уолт Фрейзер и Уиллис Рид по Биллу Симмонсу

Автор: Билл Симмонс

Оригинал: Глава из «Книги баскетбола» (переиздание 2010-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.

УОЛТ ФРЕЙЗЕР

№32 в Пирамиде Славы Билла Симмонса.

Резюме: 13 лет карьеры, 7-кратный участник Матча Всех Звезд, первая пятерка All-NBA (‘70, ‘72, ‘74, ‘75), вторая пятерка All-NBA (‘71, ‘73), чемпион НБА-1970 и -1973.

Раз уж мы начали называть «самых-самых» игроков в истории, то Уолт Фрейзер подпадает сразу под три категории: один из лучших гардов в истории по игре в важных матчах; один из лучших гардов в истории по игре в защите; одно из лучших выступлений в плэйофф в истории (седьмой матч Финала-1970, в котором он набрал 36 очков, 19 передач, 7 подборов, 5 перехватов и сыграл в «клатче» лучше, чем сам Мистер Клатч).

Помимо его пугающего умения перехватывать мяч, недооцененного умения играть на подборе, отменных навыков разыгрывающего и постоянно хладнокровного поведения, Фрейзера, подобно Оскару Робертсону, выделяло умение находить любимые точки для броска в важных матчах. МакХэйла было невозможно остановить в лоу-посте, ну а Уолт был неудержим в хай-посте. Он получал мяч в 25 футах от кольца, заталкивал своего опекуна внутрь, совершал пару обманных движений, находил любимую точку на вершине «краски», затем разворачивался и бросал прямо через голову соперника. Шелест сетки, два очка.

В седьмом матче серии против «Селтикс» в 1973-м «Никс» стали первой командой в истории, одержавшей победу в седьмом матче серии в Бостоне, именно благодаря Фрейзеру, который попросту убил Джо Джо Уайта бросками с 19 футов. Даже 35 лет спустя от записи того матча невозможно оторваться. Именно это и делало его игру такой запоминающейся – не просто то, как он начинал выступать лучше, когда того требовала ситуация, но и то, какой деморализующий эффект имели его броски. Естественно, я слишком молод, чтобы помнить его игру вживую. В моей жизни я знавал лишь семерых игроков, которые могли заткнуть зрителей на трибунах своей игрой в выездных матчах (я называю таких «убийцами толпы») – Джордан, Берд, Кобе, Бернард, Айзейя, Эндрю Тони и Винни Джонсон (как ни странно). Вполне возможно, что скоро к этому списку мы добавим и Дюрэнта. Когда эти семеро парней ловили ритм, вы уже могли предсказать исход матча. Вы знали это, игроки знали, каждый зритель на трибунах понимал, что сейчас произойдет. Затем броски начинали залетать один за другим и высасывали всю душу из домашних болельщиков.

 

vs

Это было подобно купанию в океане – вы просто плещитесь в воде, с ужасом замечаете подход 15-метровой волны, просто не находите в себе сил, дабы плыть к берегу, и в итоге оказываетесь погребенным под ней. Джордан и Берд обожали играть на выезде, затыкать зрителей на трибунах и считали это наилучшим развлечением. Когда Фернандо Медина сфотографировал последний бросок Джордана в 1998-м, то запечатлел невероятно красноречивый момент – толпы болельщиков «Юты», в ужасе стоящие на трибунах за кольцом, и прекрасно понимающие, что этот бросок будет точным. Моим любимым подобным моментом стал матч между «Селтикс» и «Клипперс», когда за пару секунд до конца «кельты» уступали одно очко и на Берде сфолили. Лэрри подошел к линии штрафных, затем взглянул на трибуны, улыбнулся тишине, царящей под сводами арены, затем начал махать фанатам «парусников», призывая их пошуметь. Да-да, Легенда призывал болельщиков оппонента пошуметь. Стоит ли говорить вам, что он попал оба броска с линии и принес «кельтам» победу?

Так вот Фрейзер был самым недооцененным «убийцей толпы» своего поколения и мастером важных моментов, будь то жизненно необходимый перехват в защите или бросок из хай-поста в нападении. Мы всегда обсуждаем то, как Гервин и Инглиш втихомолку набирали 40 очков за матч, которые, однако, не приносили результата; никто не обсуждает то, как Фрейзер набирал 25 очков и 4 перехвата, каждый из которых был ключевым для исхода игры. Его отношения с трибунами «Мэдисон Сквер Гарден» были уникальными для любого профессионального спорта – каждый зритель на трибуне прекрасно понимал значение Уолта для команды и чувствовал с ним поистине спиритическую связь. Что не помешало им обвинить его в неудачах команды после ухода Рида и Дебуше из баскетбола. В конце концов его выкинули из команды, дабы подписать свободного агента Джима Клеменса в 1977-м, тем самым положив конец практически божественной карьере.

walt 2

Уолт был настоящим стилягой, став настоящей иконой Манхэттена благодаря своему стилю, бакенбардам, «Роллс-Ройсам», шикарным квартирам, устраиваемым им вечеринкам, званию самого завидного холостяка Нью-Йорка, и его связи с «Мэдисон Сквер Гарден». Возможно, в этом и причина такого противоречивого конца его карьеры – если у тебя устанавливается позитивная связь с фанатами, когда все идет хорошо, то эта же самая связь становится негативной, когда все разваливается. Фанаты непостоянны, такова, увы, горькая правда.

Два важных момента касательно Уолта Фрейзера: во-первых, невозможно однозначно оценить его наследие из-за странного окончания его карьеры. Он отлично отыграл девять сезонов, а затем ушел в тень по причинам, никак не связанным со злоупотреблением наркотиками или с серьезной травмой. Во-вторых, он вышел на пик в самую подходящую для его талантов эпоху – без трехочковой линии, никаких сложных стратегий по игре в защите, возможность для физически крепких гардов доминировать над оппонентами. Вплоть до объединения лиг команды не разделяли разыгрывающих и атакующих защитников, были лишь гарды, ибо никого не волновало кто именно начинает нападение. Является ли совпадением то, как Фрейзер перестал доминировать после 1976-го, когда темп игры повысился и в лигу пришли быстрые парни, такие как Джон Лукас, Норм Никсон, Гас Уилльямс и Кевин Портер?

Окажись Фрейзер в НБА на десять лет позже, он мог бы быть гардом-гибридом, подобно Деннису Джонсону, однако вряд ли был бы также эффективен. Кто знает? Однако это все не влияет на мнение жителей Нью-Йорка из поколения 70-х, которые всегда называют Уолта одним из великих. Мне всегда казалось любопытным то, как мой отец – всю жизнь обожавший баскетбол, 37 лет подряд покупавший сезонный абонемент на матчи «кельтов» и видевший всех от Кузи до ЛеБрона, – включал Джордана и Фрейзера в заднюю линию команды своей мечты. Возможно, я слишком молод, дабы помнить игру Уолта, но я вырос на словах моего отца, который не уставал повторять «Фрейзер попросту уничтожал нас. Он был настоящим убийцей. Мы молились, чтобы он не выходил против нас, ибо он всегда играл лучше всех на паркете. Ничей уход из баскетбола не радовал меня так, как уход Уолта».

Это единственное, что имеет значение для меня.

head

УИЛЛИС РИД

№30 в Пирамиде Славы Билла Симмонса.

Резюме: 10 лет карьеры, 7-кратный участник Матча Всех Звезд, первая пятерка All-NBA (‘70), вторая пятерка All-NBA (‘67, ‘68, ‘69,‘71), чемпион НБА-1970 и -1973, MVP Финала-1970 и -1973, MVP НБА-1970, Новичок Года-1965.

Еще один уникальный центровой-левша, вдохновляющий лидер и задира мирового класса, горой встававший на защиту партнеров по команде.

И Рид, и Коуэнс выиграли по одной статуэтке MVP, становились Новичком Года, добивались двух чемпионских титулов, по семь раз участвовали в Матче Всех Звезд и уносили домой награду MVP данного события. Оба отыграли по десять лет и не держались на паркете особо долго в свои последние пару сезонов (хотя Коуэнс отыграл на закате карьеры чуть больше Рида). Они оба поддерживали уникальную связь с родными трибунами (Коуэнс – с бостонским «Гарденом, Рид – с «Мэдисон Сквер Гарден»). Средние карьерные показатели у них практически идентичны (18 очков и 14 подборов в среднем за матч у Дэйва, 19 очков и 13 подборов – у Уиллиса). И ни один из них не сумел стать достойным тренером по одной простой причине – оба легендарных игрока обладали слишком большой жаждой побеждать и не смогли бы тренировать современных игроков без желания убить кого-нибудь.

Так почему же я поставил Рида выше Коуэнса? Потому что он лучше играл в защите и его потолок в нападении был повыше, чем у Дэйва. Я же говорил, что в этой книге не будет никакого бостонского глорства! Только дождитесь, когда мы доберемся до пятерки лучших игроков в моей Пирамиде.

Так вот, Уиллис в 1969-1970 гг. отыграл 28 матчей плэйофф против Ансельда (две серии), Расселла, Карима и Уилта, и набирал по 25 очков, 14 подборов, 50% с игры в среднем за матч тех серий, в четырех из пяти которых «Нью-Йорк» одержал победу. Эта серия намного более впечатляет, чем достижения Коуэнса в плэйофф. Просто чтобы подвести черту, уточню – с 24 марта 1970-го и вплоть до 4 матча финальной серии-1970 Рид отыграл семь матчей против Ансельда, пять против Карима и четыре против Уилта, набирая в среднем 29.6 очков и 17.5 подборов!

Рид вышел на пик в составе отличной команды «Никс» 1970-го года, которая была лучше любой из команд «Селтикс» в 70-х. В карьере Коуэнса был тот самый «момент плохого парня» (инцидент с Ньюлином), но история Рида (когда он отправил в нокаут троих игроков «Лейкерс» и обратил всю их скамейку запасных в бегство в 1967-м) была более впечатляющей. Величайший матч в карьере Коуэнса (седьмая игра финальной серии-1974) не сравнится с величайшим выступлением Рида в седьмом матче Финала-1970, и самый знаменитый момент в карьере бостонца (то, как он проехал по паркету после того, как перехватил мяч у Оскара) и рядом не стоит с самым знаменитым эпизодом с участием Уиллиса («А вот и Уиллис!»). Учитывая, что Рид пустил на ветер целых два года своей карьеры, играя на позиции форварда для удобства Уолта Беллами, разрыв между ним и Коуэнсом должен был быть намного больше.

Его возвращение на паркет в седьмом матче Финала-1970 не должно влиять на его позицию в Пирамиде, однако нельзя не отдать Риду должное за то, как он единолично решил исход той серии в одном из самых известных спортивных эпизодов двадцатого века. Из всех игроков НБА, игравших с серьезной травмой, Уиллиса выделяет тот факт, что он в прямом смысле слова тащил за собой свою правую ногу, словно она заснула и он не мог опереться на нее. Именно поэтому два его первых точных броска чуть было не сорвали крышу с «Мэдисон Сквер Гарден».

limp

Была ли травма Рида настолько серьезной? Он порвал правый квадрицепс, а если быть точнее – прямую мышцу бедра, отвечающую за движение бедра и голени. Как мне объяснил мой любимый эксперт по травмам, журналист Уилл Кэрролл, вы можете почувствовать работу этой мышцы, если встанете прямо, ткнете пальцами прямо в центр вашей голени сразу под бедром, а затем поднимите колено так, словно вы совершаете лэй-ап.

Встаньте и следуйте инструкциям, я ведь не прошу от вас слишком многого.

Черт возьми, перестаньте выводить меня из себя и сделайте это.

Спасибо.

Когда вы подняли колено, почувствовали ли вы как один из мускулов стал особенно напряжен? Именно эту связку Рид и порвал в пятом матче финальной серии-1970. Он потерял контроль над правой ногой, и, как считает Кэрролл, сумел выдержать боль лишь благодаря огромному количеству обезболивающих (по сообщению «Нью-Йорк Таймс», Уиллису вкололи 250 миллиграмм анестетика под названием карбокаин), адреналину (как-никак, речь идет о седьмой игре Финала и сумасшедших трибунах самой знаменитой спортивной арены мира) и высокому болевому порогу. Было ли в выходе Рида на игру больше храбрости, чем в поступке Лэрри Берда, который провел ночь в больнице с травмой спины, на следующий день вышел на пятый матч серии с «Индианой» в специальном ортопедическом корсете, ударился головой в первой половине игры и сломал одну из костей рядом с глазницей, затем вернулся на паркет в середине третьей четверти и подарил бостонцам победу? Нет такой шкалы геройства, способной оценить это все.

Одно мы знаем точно – из всех легендарных выступлений игроков НБА с серьезной травмой только выход Уиллиса Рида на паркет решил исход самой важной игры сезона. Попробуй сделать что-то покруче, Дэйв Коуэнс!

 

 

Топовое фото: Fotobank/Getty Images Sport/Rogers Photo Archive