«В России баскетболу не хватает рекламы и маркетинга». Линас Лекавичус – о суперлиге и российском баскетболе в целом
Литовский разыгрывающий барнаульского «АлтайБаскета» Линас Лекавичус пятый сезон выступает в российской Суперлиге. В интервью нашему блогу он рассказывает об адаптации к России, сравнивает российский чемпионат с теми, где ему также довелось поиграть, и делится впечатлениями от проведения в Барнауле собственного тренировочного лагеря для детей.
- Вы играете в России уже несколько лет. Помните свои первые впечатления от нашей страны?
– Когда я ехал в Россию, думал, здесь будет очень много снега. Но в Сургут я прилетел в ноябре, и снега было мало… А в целом впечатления были самые положительные. Тем более, в Сургуте были хорошие условия. Меня поселили в хорошую гостиницу, потом нашли квартиру, да и команда была хорошая, мы много выигрывали. Что мне понравилось, мы часто ездили на поездах, то есть команда много времени проводила вместе, и это здорово укрепляло коллектив, помогало налаживать взаимоотношения. И интересно было ездить по стране, удалось посмотреть много городов, это мне очень нравится.
- А есть что-то, что до сих пор вас в нашей стране удивляет? Или то, к чему особенно сложно привыкнуть?
– Удивляют дороги… Хотелось бы, чтобы они были хоть немного получше. А что еще удивляет… Да практически ничего. Я ведь, перед тем, как приехать в Россию, два года играл на Украине. Поэтому ко многому привык и особо меня ничего не удивляет.
- А российские расстояния? К ним привыкнуть легко?
– Для меня – легко. Мне нравится путешествовать, поэтому поездки даются мне без проблем. Единственное, когда я приехал в 2010 году, мы играли по два матча подряд – вот эта система спаренных матчей была для меня самым сложным.
- Вы поиграли в Литве, Украине, Польше, России. Можно ли сравнить уровень развития баскетбола в этих странах?
– И литовский, и польский, и украинский, когда я там играл (2008-2010 гг. – прим. авт.), чемпионаты по своему уровню были повыше Суперлиги. Меня удивил уровень развития баскетбола в Польше – очень хороший. Удивила и Украина: там было очень много иностранцев. В моей команде было пятеро иностранцев – трое американцев и два литовца. И в Польше было то же самое. Иностранцы поднимают уровень чемпионата, он был довольно высоким. Интенсивная игра, жесткая защита, да и манера судейства немного другая – судьи дают играть пожестче. А что мне нравится у вас – это характер: если мы проигрываем игру – не стоит переживать, нужно двигаться вперед, думать о следующем матче, вы легко забываете неудачи.
- Уровень зарплат в этих чемпионатах сопоставим?
– В украинском чемпионате в то время был бум, и были очень дорогие игроки, зарабатывавшие, наверное, больше миллиона. «Азовмаш», «Донецк», «Будивельник» – богатые команды, платившие игрокам хорошие зарплаты. И в Польше тоже есть игроки, хорошо зарабатывающие. А команды, которые участвуют в Евролиге, берут себе игроков с опытом выступления в НБА, у них и зарплаты соответствующие. Хотя, например, в Литве есть одна команда, играющая в Евролиге – она, конечно, побогаче, а в основном зарплаты примерно сопоставимы с теми, которые есть в Суперлиге.
- Чего, на ваш взгляд, не хватает баскетболу, чтобы стать в нашей стране таким же популярным, как и в Литве?
– В России баскетбол – третий или даже четвертый по популярности вид спорта. Может быть, все идет от воспитания молодежи. Вот, например, в Самаре, насколько я знаю, есть команды и в Высшей лиге, и в Суперлиге, и в Лиге ВТБ, то есть идет воспитание ребят, которые будут играть на хорошем уровне. Вообще же, здесь баскетболу, наверное, не хватает рекламы и маркетинга, чтобы народ знал, что есть команда, что можно придти и за нее поболеть. Нужно, чтобы люди больше знали о своем баскетболе.
- Почему литовские баскетболисты охотно уезжают играть заграницу, а российские, напротив, предпочитают оставаться в своей стране?
– Не знаю, может быть, дело в политике: россиянам, наверное, сложнее оформить необходимые документы. Литовцам в этом плане полегче, они могут поехать и играть куда угодно. К тому же в Литве так много игроков, что они просто не могут все играть в своем чемпионате. У нас сейчас уже есть три лиги довольно высокого уровня, и все равно игрокам не хватает «места», а ведь они должны где-то играть. Поэтому и уезжают.
- Кто из российских игроков за время, проведенное в нашем чемпионате, вас особенно впечатлил?
– Если говорить о моей позиции, то это Антон Глазунов, еще леворукий парень из «Спартака-Приморье», Алексей Голяхов, мне очень нравится его игра. И, конечно, сейчас мне нравится, как играет Владимир Пичкуров: я помню его по прошлому сезону – он очень сильно прибавил. Вообще, в «Самаре» видно, что тренер требует от ребят агрессивной защиты, и все парни хорошо готовы физически. Вот эти три игрока сейчас первыми приходят на память.
- Вы учились в школе и колледже в США. Что вы взяли для себя из американского баскетбола?
– Навыки. Дисциплину. И понимание того, что нужно очень много работать, если ты хочешь чего-то добиться. Если ты в США играешь в университете – у тебя ведь нет никакой зарплаты, ты можешь чего-то добиться только за счет мотивации. Там в университетах есть настоящий тренерский штаб, несколько тренеров, и ты с каждым можешь работать. Там ты можешь заложить фундамент для игры на высоком уровне.
- Вы и сами прошлым летом проводили в Барнауле тренировочный лагерь для детей. Почему решили так необычно провести свой отпуск?
– Для меня это удовольствие. Я и в Литве пару раз проводил такие сборы. Мне нравится набрать ребят и пойти с ними в зал. Мы вместе делаем какие-то упражнения, я помогаю им, они помогают мне, например, подают мячи, когда я отрабатываю бросок. А полноценный лагерь – мне было просто интересно посмотреть на себя как на тренера, попробовать, смогу я его провести или нет, могу я ребятам что-то объяснить и чему-то их научить или нет, тем более, русский язык для меня не родной. Я не могу зацикливаться на баскетболе только с одной стороны, хотелось немного выйти за рамки. Может быть, через несколько лет этот опыт мне пригодится и я попробую себя в роли тренера.
- Российские дети чем-то отличаются от литовских или американских?
– Если брать физическую подготовку, то в Америке ребята, особенно афроамериканцы, очень сильные. Там есть парни, которые в 13-14 лет прыгают как сумасшедшие. И в Литве есть игроки, которые, по моим ощущениям, физически сильнее российских. Это главное отличие. Кроме того, поскольку в Литве баскетбол – спорт номер один, то ребята там постоянно смотрят какие-то обучающие ролики в ю-тубе, ищут новые упражнения. В России же такой «любви» к баскетболу нет, поэтому ребята и не отдаются ему полностью.
- Вы иногда показываете такую впечатляющую статистику, что возникает вопрос: почему вы до сих пор играете в Суперлиге, а не более престижном чемпионате?
– Если сейчас куда-то уезжать – нужно снова себя показывать, что-то доказывать, пройти сборы, чтобы тренеры посмотрели, смогу я играть на нужном им уровне или нет. А есть тренеры, которые просто не хотят рисковать и брать игрока из Суперлиги в турнир уровнем выше. Если мне поступает предложение сразу по окончании сезона, я взвешиваю все плюсы и минусы. Например, я поеду в какой-нибудь тренировочный лагерь в той же Литве и, не дай бог, получу травму – вообще останусь без контракта. А если у меня есть гарантированный контракт сразу после сезона – почему бы и нет? И, конечно, я сравниваю: приехав в Литву, получал бы я столько же, сколько в России? Да и жена у меня русская, я выучил русский язык, и мне уже нет большой разницы – Литва, Россия или другая страна…
- Вы, кстати, в России чувствуете себя иностранцем?
– Раньше чувствовал, а сейчас уже нет. Уже и ребята в команде не воспринимают меня как иностранца.
- Изучение русского языка вам дается легко?
– Не думаю, что я выучил его достаточно хорошо. Всегда думаю, что мне нужно еще прибавлять. Специально я его не учил, просто общаюсь с партнерами, читаю книги и статьи в интернете, если не понимаю какое-то слово – сразу смотрю в переводчике. И фильмы смотрю уже только на русском языке, на английском или литовском практически не смотрю. Да и все окружение говорит только по-русски…
- Можно ли говорить о вашей популярности, например, в Сургуте, где вы были одним из лидеров? Узнавание на улице, автографы?
– Нет, такого не было. После игры болельщики подходили, ВКонтакте писали, поздравляли… А чтобы на улице узнавали… Мы там и по улице-то особо не ходили, потому что в Сургуте такая погода, ты ходишь по улице, и тебя просто не видно: одеваешь шапку – и тебя вообще не узнать… В Барнауле тоже есть такие люди, которые нас поддерживают, что-то пишут, после игры постоянно поздравляют…
«Линас, ты лучший в Сибири!» Персональные болельщики Лекавичуса в Барнауле:
- С «Университетом-Югрой» вы три сезона подряд доходили до финала Суперлиги, но каждый раз уступали соперникам. Чего не хватало команде, чтобы выиграть?
– Может быть, самой уверенности, что мы способны победить. Хотя, если честно, я и сам не знаю, почему так происходило. Если бы знал – наверное, они бы уже выиграли…
- В прошлом сезоне у вас был отрезок, когда вы в течение десяти дней сделали два трипл-дабла. За счет чего вам удается добиться такой универсальности?
– Прежде всего, наверное, за счет желания. Если ты видишь мяч – ты должен хотеть его подобрать, ты должен прыгнуть за ним. Отдавая передачу, ты должен хотеть обострить игру. И в прошлом сезоне у нас была хорошо сбалансированная команда, мы играли дисциплинированно, каждый игрок знал, что он умеет и что он должен делать. Поэтому нам было легче играть. Например, я знал, что Александр Пушкин – «бросающий» игрок, что он не будет делать ничего лишнего, и мне нужно было просто играть комбинацию и искать его. Или Павел Подкользин: если он идет под кольцо – нужно ему вовремя отдать передачу и он забьет. Или Александр Лавников: играем с ним пик-н-ролл, отдаю ему передачу – он забивает. Желание и идеальная обстановка в команде, вот и все...
- Почему в нынешнем сезоне «АлтайБаскет» выступает не очень удачно?
– Из тех игроков, которые имеют сейчас много игрового времени, только Александр Пушкин и Василий Гладышев остались с прошлого сезона. Остальные – новые игроки. Мы и забиваем много, но и пропускаем немало. Не можем разобраться в защите, это большой минус для нас и главная причина наших неудач. Если мы будем много пропускать, как с «Химками», как с «Алматой», как здесь, с «Самарой», нам будет тяжело выиграть только за счет нападения. Да, наши игроки хорошо действуют в нападении, но защиты нам не хватает. А стабильность идет прежде всего от защиты.
- Позади первый круг Суперлиги. Есть ли команда, которую можно назвать фаворитом турнира?
– Фаворитом будет та команда, у которой будет поставлена игра в защите, которая в защите будет пахать и играть жестко. Молодая, дисциплинированная команда, которая пашет в защите. Именно так сейчас выглядят «Самара» и «Парма» – ребята там молодые, сильные, с ними будет очень тяжело играть.
Фото: БК «АлтайБаскет»
Российская Суперлига от первого лица:
Эдуард Сандлер, президент и главный тренер «Спартака-Приморье»
А также: