Орден феникса. Что ждет спортивных журналистов США
«В медиа — компоновка индивидуального контента для продажи телесетям», Джон Оранд о процессе дезагрегирования, SportsBusinessJournal.
Джо Бак проработал на FOX 20 лет, карьера «до FOX» — «копперфильдовская муть», после – 500 отточенных строк, которые мог написать Джей Карни. За 20 лет Бак освещал десяток Мировых серий, сообщил о завершении «проклятья Бамбино», дослужился до своего шоу, радио шоу, гольф эфира. Каждый понедельник – матч НФЛ.
Бак на пути-аналоге спортивного Кронкайта (CBS, 20 лет), Кинга (CNN, 25 лет), Джонни Карсона (NBC, 44 года). Никто бы из них не додумался на медиуме карьеры уволиться, чтобы продавать шутки/реплики другим сетям, но представьте, сколько бы стоила отдельно выпущенная: «что с лодкой, Владимир».
В 2008 представил Бак — подписал контракт с HBO на Joe Buck Live, создав свой первый внешний «крестраж». На FOX он уже «расщепил» эфир (от бейсбола до гольфа), но сейчас будто спел кавер, «крестражами» полнилась телесеть.
Сейчас карьерный путь Бака имеет такую же актуальность, как ирония Карсона 70-х (дорогой бензин – президент-республиканец/бензин по $2,5 – президент-демократ). Карьеру Боба Костаса через 5 лет будут изучать, как влияние Роберта Митчума на современное кино. Уважительно, но монолитно, как жанр нуар.
Другое дело Олберманн, Патрик, Бидл, Симмонс, Седано.
В математике/менеджменте раскалывание такого монолита зачем-то называют дезагрегированием (приставка «дез» к «агрегации», процессу объединения). В спортивной журналистике разъединение тяготит к математическому темпу, к преобразованию модели в исходную без соединения частиц.
Не расщепление, где части слабее, расщепление для цельных частиц. Начинаешь, как Бак, дальше по полной (цель не закончить, как Волан-Де-Морт).
Первым считают Дэна Патрика в 2007-м. Патрик, он же – Дэн Пью, в 2014 заработал 5 миллионов, не работая ни на кого конкретно, но работая на 7-8 подряд. До 2007 года – не мог и думать о таком гонораре, как и о процессе «расщепленного» трудоустройства — ужимали рамки ESPN, где запрещено не только называть лжецами лжецов, но и в течение последнего года упоминать будущее место работы (если оно не ESPN). Всё по-взрослому в офисе, где за НФЛ платят 1,9 миллиарда. И конечно найдутся разногласия по пункту «обе стороны не против» в вопросе «работать на тех и других», только с общего согласия можно быть на двух каналах (юридически не запрещено… как и увольнение за «конфликт интересов»).
Но не только лимиты рекрутинга (не можешь работать на FOX, пока работаешь на ESPN, даже если ты Эрин Эндрюс) инициировали «расщепление сфер» (если еще раз употреблю «дезагрегирование» — перестанут читать). Вы ведь понимаете, что на ESPN нельзя комментировать Супербоул, Мировую серию. На FOX нельзя комментировать НБА, на NBC – Мартовское безумие, на Sports Illustrated – смотреть игру, на HBO – постоянно говорить о спорте. С увеличением площадок, широкополосного интернета, поклонников телеграфного слога, способных на «почему», «как», «зачем» — дезагрегирование стало эволюционной моделью. Упакуй контент — продай кому хочешь. Возникнув и из-за вездесущности журналистов, и из-за перенасыщенности сфер.
Перед тем, как уйти в 2007, Патрик «расщепил» тематику ESPN едва не на 50 ярдов. Запустил SportsNation, более 10 лет вел SportCenter, рейтинговое The Dan Patrick Show. Так на FOX делал Джо Бак, так сейчас на ESPN делают Майкл Смит и Джамелль Хилл. Сколько это в неделю? 30-45 часов?
Но и этого Дэну казалось мало. Как и его напарнику — Киту Олбмерманну.Патрик ушел из ESPN в 2007-м, объявив себя первым «свободным агентом». ESPN запретило анонсировать будущее место работы, но и эфира бы не хватило – уже в конце 00-левых Дэн знал, что будет с «многоканальным» спортивным колумнистом – он будет продавать свой же контент, как позже – потоковые сервисы начнут продавать сериалы. Теперь журналист «категории А» культивирует преимущества, уходя в подобный фриланс. Это не вызов, как думали «новые журналисты» в 60-х, но это так же, как если бы Сэлинджер сам отпечатал сборник новелл, сам переплел и сам занес в книжный. Когда-то для этого у него были Литтл-Браун и Ко. Но представьте, если бы он занес другой сборник – издателю Хемингуэя, третий – Фолкнера, четвертый – Сола Беллоу. И все согласились публиковать. Он же Сэлинджер.
Он же Патрик, Олберманн, Симмонс.
Меньше, чем за 7 лет после ухода из ESPN, Патрик заключил соглашения с NBC, NBCSN, The 101 Network, Sports Illustrated, Premiere Radio, CNN, Sony Entertainment, появился в 8-ми полнометражных фильмах. Все соглашения действуют до сих пор – колонка в SI продается, как лишь колонка, а не как целый Дэн Патрик, шоу на Sony – как шоу, а не как целый Дэн Патрик. В итоге – целый Дэн Патрик не продается вообще, но одновременно – он в каждом эфире.
Параллельно таким же локомотивом пёр Олберманн – FOX, TBS, ABC Radio, — с той разницей, что в 2013-м частично вернулся на ESPN. Но это не агрегация — это новый «крестраж», упаковка контента (от продюссирования до стука по клавиатуре) для коммивояжерской продажи по всей стране (образ керуаковского бродяги-обозревателя, ловящего попутку до Аризоны, чтобы успеть до свистка). Вне зависимости от политики, этики и прав на трансляции телеканала. В зависимости от своей «категории А».
Следующий — Билл Симмонс, который с каждым годом наращивает «оборот» (ТВ-шоу, фильмы, он даже не в офисе ESPN) и к концу контракта, даже если будет в обнимку с Гуделлом – полноценно не останется на ESPN («Час НБА», снимаемый Grantland, можно продать хот Аль-Джазире, хоть Sony, хоть FOX). Когда мастера его калибра как сессионщики — «расчленяют» контент (Билл еще и пришел из фриланса), а Джо Бак 20 лет плюет в один потолок — оставаться на ESPN покажется нелогичным даже ESPN.
Хотя большие каналы не собираются признавать метод. В финальный год контракта и Патрику, и Олберманну предлагали едва ли не удвоенный договор. Его же предложат Биллу. На что он может потребовать джакузи Джалену Роузу и, чтобы раз в неделю один из фанатов «Лейкерс» надевался, как леприкон. И уже на вздохе «джакузи – ладно, но леприкон??» – Билл может «ловить попутку».
Опубликовано на сайте блога Rashmore.com
Что он курит?