Андрей Сепелев: «По сравнению с нынешним баскетболом в 90-е просто ходили пешком»
Так получилось, что в этом сезоне я плотно слежу за Суперлигой, видел многие матчи «Иркута» и не мог не обратить внимания на игру Андрея Сепелева, которому идет пятый десяток лет. В основном он бросает трехочковые — много и с хорошим процентом, но еще на чистом опыте выдает моменты вроде этого, в концовке матче Кубка:
Среди игроков, которые вдвое моложе, единственный метнулся к потерянному мячу, и в результате счет из «+6» при минуте игрового времени и владении соперника превратился в «+8», все вопросы сняты.
В приезд «Иркута» в Екатеринбург все время показывал друзьям на трибуне — «вот этому игроку 41 год», к неизменной реакции «о_О». После игры против «Урала» взял небольшое интервью и приберег до дня рождения, нарезав еще потом пару гифок.
– Все удивляются, как вы играете в этом возрасте. Расскажите — как ощущения, будете ли играть в следующем сезоне, довольны ли своей игрой?
– Нет, игрой я уже не доволен. За молодыми я уже не успеваю, конечно. Чисто по здоровью пока все нормально, а насчет следующего сезона — не знаю. Скорее всего, нет. Хватит уже веселить народ.
– Когда пришло это недовольство своей игрой?
– Я считаю, еще в прошлом году я быстрее двигался, чем сейчас. Не знаю. Что-то, наверное, уже все.
– Многие игроки говорят, что где-то с тридцати приходится начинать больше следить за питанием, за режимом. Было такое?
– Если честно, нет. Я как ел, так и ем, как ел, так и пью. Не знаю. Не ущемляю себя ни в чем — ни в еде, ни в питье. Как был, так и есть. Может, еще из-за этого — если б еще соблюдал режим какой-то, так, может, еще пару-тройку лет бы побегал.
– Вообще, когда кто-то завершает, например в 34, никто не удивляется.
– Ну да. Остались только я, Моргунов да Самойленко, самые динозавры.
(via)
– Когда вы с ними, кстати, первый раз встретились на площадке — можете вспомнить?
– Ух. С Самойленко вообще, еще когда в УНИКСе играл. Сто лет назад. Еще когда он только приехал в Казань. Я даже не помню, какой это год, я еще совсем маленький был. Давно это было. Что говорить — у нас сейчас пацанам в команде столько лет, сколько моей старшей дочке. Ну серьезно, я уже как-то сбился со счета, когда там что происходило. Я помню только, что пришел в 14, и ухожу вот в 41.
– С девяностых баскетбол изменился, или остался примерно такой же?
– Сильно изменился, вообще сильно. Я начинал, помню, еще с Юрием Алексеевичем Анисимовым (тренер «Иркута» — А.Ч.) — ну, не в одной команде, а против. Тогда, по сравнению с тем, что сейчас, вообще пешком ходили. Даже не обсуждается. И Суперлига, даже Высшая лига сильно подросли по уровню.
– Вы можете до сих пор играть во многом благодаря броску...
– Если б я еще попадал все... Тогда вообще играл бы в Лиге ВТБ. Так, если открытого оставят, то попадаю. Но уже не так часто оставляют, и не так быстро я уже открываюсь.
– Помимо скоростей, изменился ли баскетбол тактически? По сравнению с теми же девяностыми.
– Да, конечно. Тогда играли две комбинации — причем, все команды.
– Даже большие клубы как ЦСКА, что ли?
– Ну, тогда играли все в одной лиге, не было разделения на ВТБ и Суперлигу, еще что-то.
– Две комбинации — это вы утрируете, наверно.
– Ну, утрирую, конечно. Но было, пускай, пять. А сейчас только у каждой отдельной комбинации четыре разных возможных завершения, кто куда бежит.
– Получается, на ваших глазах произошел этот тренерский рост. Слышал тренерское мнение, что сейчас нет систематической подготовки кадров, и все собирают информацию, где придется. Как, думаете, происходит этот рост — люди учатся по книжкам?
– Сейчас же школы есть, ВШТ в Москве, в Питере, там готовят.
– И они дают тренерские кадры?
– Да, конечно. Сейчас есть школы. Это раньше: захотел — стал, подготовился по книжкам. Знаю людей, которые ходили за великими тренерами и записывали.
– Некоторые журналисты писали про вас: «играющий тренер». Можете так назвать свою роль в команде?
– Не знаю, как это назвать. Не тренер, не играющий тренер. Ну, могу что-то подсказать другим игрокам. А так, чтобы тренировку вести — еще пока нет.
– После завершения карьеры думаете тренировать?
– Жизнь покажет. Сейчас не могу сказать точно, что буду тренером.
– Но хочется или нет?
– Хочется остаться в структуре баскетбола, не знаю пока, в каком качестве.