Изображая Джордана. Дуэйн Уэйд по Биллу Симмонсу
Автор: Билл Симмонс
Оригинал: Глава из «Книги баскетбола» (переиздание 2010-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.
ДУЭЙН УЭЙД
№28 в Пирамиде Славы Билла Симмонса.
Резюме: 7 лет карьеры, 6-кратный участник Матча Всех Звезд, первая пятерка All-NBA (‘09, ‘10), вторая пятерка All-NBA (‘05, ‘06), третья пятерка All-NBA (‘07), чемпион НБА-2006, MVP Финала-2006, MVP Матча Всех Звезд-2010, Олимпийский чемпион-2008.
Лето 2010-го было заполнено запоминающимися сюжетными линиями. Два лучших игрока поколения потенциально могли сменить свои команды; население всего штата Огайо находилось на волоске от массового самоубийства; «Никс» потратили два года на чистку своей платежки, а затем сумели подписать лишь Амаре; «Буллс» на волосок приблизились к тому, чтобы стать фаворитами Востока на целое десятилетие и упустили свой шанс; «Атланта» дала Джо Джонсону 120 миллионов сразу после того, как он не сумел им помочь избежать выноса вперед ногами из второго раунда плэйофф, где они проиграли каждый матч со средней разницей в 25 очков; новый владелец «Нетс» Михаил Прохоров (которого я с любовью называю «Мутировавшим русским Марком Кьюбаном»), пытающийся привлечь игроков в команду с помощью Jay-Z (который владеет на один процент большим количеством акций «Нетс», чем вы или я); неуклюжая гонка с целью первым выложить новости в Твиттере, которая чуть было не уничтожила искусство спортивной журналистики; владельцы команд, которые провели предыдущий сезон в попытке изменить экономическую структуру НБА, дабы избежать локаута-2011, и которые через день после начала свободного агентства потратили в общем 114 миллионов на Дрю Гудена, Амира Джонсона, Ченнинга Фрая и Дарко Милитича; и множество других. Однако самой странной сюжетной линией было то, как ЛеБрон (не обладающий ни одним перстнем) привлек все внимание общественности, оставив Уэйда (чемпиона НБА, к слову) на втором плане.
Я бы понял подобную ситуацию, если бы все происходило два года назад, когда Уэйд боролся с рядом травм и серьезными опасениями о том, что его ожидает судьба Пенни Хардуэя и Гранта Хилла. Помню, как я написал в своей колонке в 2006-м «Уэйд получает на орехи почти так же часто, как и Айверсон, но, в отличии от Аллена, Дуэйн не является чудом природы. Если он не начнет играть более осмотрительно, то покинет лигу уже в 2011-м». Однако Уэйду удалось подтвердить статус суперзвезды по ходу Олимпиады-2008, где он отыграл лучше, чем кто-либо еще, а затем он выдал лучший статистический сезон в исполнении атакующего защитника со времен Джордана. Через год он добыл для никчемного состава «Майами» 47 побед и отыграл серию против «Бостона» лучше (33-6-7, 56.4% с игры), чем это удалось Кобе спустя три раунда (29-8-4, 40.5% с игры).
Я не припомню атакующего защитника с большим набором умений: Уэйд создает броски для себя и партнеров, защищается на высоком уровне, никогда не опускает руки, повышает уровень своей игры когда этого требуют обстоятельства и (что важнее всего) лучше всех умеет переключаться из режима «улучшения игры партнеров» в режим «пора брать игру под контроль». «Быкам» не приносило удовольствие играть с Джорданом вплоть до 1991-го. «Озерникам» было неприятно играть с Брайантом в период с 2003-го по 2008-й. Партнерам Уэйда всегда нравилось играть с ним. Так почему же фанаты «Никс» или «Чикаго» не хотели привлечь Уэйда в свой клуб также, как они хотели ЛеБрона? Потому что мало кто понимал всю величину таланта Вспышки. Сравните его карьеру с карьерой Кобе.
Уэйд: 25-5-7, 48.2% с игры, 77% с линии штрафных (451 матч «регулярки»); 26-5-6, 48% с игры, 79% с линии штрафных (66 матчей «постсезонки»)
Брайант: 25-5-5, 45.5% с игры, 84% с линии штрафных (1021 матч «регулярки»); 26-5-5, 45% с игры, 82% с линии штрафных (198 матчей «постсезонки).
Теперь сравните два сезона их карьерного пика, когда ни у того, ни у другого не было достойной поддержки партнеров.
Уэйд (сезон 2008-09 и 2009-10): 28-5-7, 48% с игры, 20,8 броска, 9.4 штрафных, 90 побед и 72 поражения в «регулярке», 4 победы и 8 поражений в плэйофф
Брайант (сезон 2005-06 и 2006-07): 33-6-5, 46% с игры, 25,0 броска, 10.1 штрафных, 87 побед и 75 поражений в «регулярке», 4 победы и 8 поражений в плэйофф.
Удалось ли бы Уэйду взять два подряд титула при поддержке Газоля, Байнума, Одома, Артеста, Аризы, Фишера и Фила Джексона вместо Бизли, Чалмерса, Ричардсона и Джермейна О’Нила, который так сильно походил на труп, что полицейские собаки в аэропорту начинали лаять при виде его (через неделю после того, как я написал эти строчки, Джермейн подписал контракт на два года с моими любимыми «кельтами»; события просто не могли развернуться иначе)? Думаю, ответ очевиден. Нам уже довелось увидеть потолок Дуэйна в тех четырех победах в Финале-2006, когда он набирал 39.3 очка и 8.3 подбора в среднем, и вдохновил меня на написание следующего: «За последние четыре недели Уэйд умудрился превратиться в лучшего игрока лиги, который с легкостью переключается между помощью партнерам и личным доминированием (именно то, что мы всегда хотели увидеть в Кобе, и что так никогда и не произошло)».
Никому еще не удавалось так убедительно изображать Джордана. В 2008-м в статье о пятидесяти лучших индивидуальных представлениях в Финалах с момента объединения лиг Джон Холлинджер поставил на первое место уничтожение «Далласа» Уэйдом (я сначала назвал это «убийство «Далласа» Уэйдом», прежде чем понял скрытый смысл и перефразировал; видите, я не так уж и бессердечен!). Во-первых, потому что Вспышка выдал высочайший показатель PER в истории Финалов; во-вторых, потому что Уэйд выдал сумасшедшую статистику по ходу серии с сильно замедленным темпом; в-третьих, потому что Холлинджеру, по-моему, бросили вызов написать самую вызывающую колонку в истории ESPN.com, на что он выдал следующее: «Хотя вам и может показаться странным, что не Джордан занял первую позицию в нашем рейтинге, правда состоит в том, что Майкл никогда не доминировал в Финалах подобным образом. И хотя все считают, что Уэйд выдал представление а-ля Джордан, на самом деле его очень недооценивают».
И пусть я согласен, что Уэйд был великолепен, не стоит забывать, что у эпохи Дуэйна были преимущества (отсутствие по-настоящему жестких фолов, например) и что та финальная серия является самой странной в плане судейства в истории НБА. Это было жалкое зрелище, которое заставило тысячи фанатов отвернуться от лиги. После того, как пятый матч серии был сыгран в духе профессионального рестлинга, я получил около двух тысяч электронных писем за двенадцать часов от разгневанных фанатов, готовых забыть о лиге из-за ощущения, что исход Финала предрешен по ходу кабинетных совещаний.
НБА на тот момент боролась с фундаментальным кризисом в стиле игры после того, как попыталась увеличить темп матчей. Некоторые команды восприняли новые правила на «ура», начали чаще атаковать кольцо, двигать мяч и придумывать новые комбинации; другие же по-прежнему придерживались тактик, которые работали в период с 1994-го по 2005-й, тормозя темп игры, убиваясь в защите и полагаясь на одного созидателя в нападении. «Майами» и «Даллас» являлись представителями старой и новой школы баскетбола. В пятом матче Уэйд 25 раз вставал на линию штрафных (так же часто, как и весь состав «Далласа» в тот вечер), и забил решающие штрафные после того, как Беннетт Сальваторе свистнул фол, находясь в 10 метрах от предполагаемого нарушения правил.
Это спровоцировало самую озлобленную колонку в моей карьере, в которой я написал «Подобный индивидуальный триумф над командными взаимодействиями убьет все положительное, что нам удалось извлечь из сезона-2005/06» и «Мне начинает казаться, что перед нами решается судьба НБА». Расстроенный Марк Кьюбан указал ссылку на мою статью в своем блоге со следующей припиской: «Билл Симмонс – мой герой! Мне даже не нужно ничего говорить. Он все разложил по полочкам. Как же приятно, что есть еще люди, обращающие внимание на подобную несправедливость. Спасибо, Билл». Это, наверное, мой самый любимый эпизод, связанный с Марком Кьюбаном.
Я ничего не имею против «Майами» и Уэйда, но никому больше не хотелось наблюдать за таким предсказуемым нападением. Нам не хотелось наблюдать за тем, как один игрок раз за разом тащит на себе нападение, пока его партнеры просто стоят в сторонке. Нам не хотелось наблюдать за тем, как судьи решают исход матча, основываясь на правиле под названием «Суперзвезда должна получать штрафные броски всякий раз, как к ней прикасаются при сумасшедшем проходе в «краску».
Естественно, вины Уэйда тут нет. Нельзя обвинять его в том, что ему позволили встать на линию 97 раз за 6 матчей. В конце концов, не он же судил эти игры. Однако в комбинации со скандальным увольнением Тима Донахью годичной давности происходящее заставило общественность поднять вопрос кризиса в судействе. Это негативно сказалось на историческом наследии Уэйда – когда речь заходит о Финале-2006, люди прежде всего вспоминают отвратительное судейство, а не его индивидуальное представление. В первом издании «Книги Баскетбола» я поставил его на 55 позицию, ибо даже я умудрился упустить из виду момент, когда Уэйд набросил на себя мантию ЭмДжея и единолично завоевал для «Хит» титул, потому что меня сбило с толку предвзятое судейство. Это нечестно по отношению к Вспышке.
Также, как и то, что о нем все забыли по ходу лета-2010. Его посчитали утешительным призом, второй самой симпатичной девчонкой в баре для тех, кому не удалось переспать с ЛеБроном. Он мог бы отомстить всем, подписав контракт с «Чикаго» (вы только представьте его союз с Дерриком Роузом, Жоакимом Ноа и огромным свободным пространством в платежке!), попав в Финал несколько раз и заставив всех думать «Черт возьми, а ведь мы недооценили тот момент, когда Уэйд стал свободным агентом!». Однако он решил остаться в Майами, привлек на свою сторону Боша, а затем убедил ЛеБрона пожертвовать деньгами (а также любовью Кливленда и своей репутацией в глазах всей общественности) ради того, чтобы влепить пощечину жителям Огайо и переехать в штат, целиком принадлежащий Уэйду.
Разочаровал ли нас тот факт, что Уэйд не захотел противостоять ЛеБрону? Или же он провел гениальный ход, сделав Джеймса своим помощником в голливудском блокбастере? Я склоняюсь ко второму варианту. Мы как всегда недооцениваем Дуэйна Уэйда. Независимо от того, сколько титулов эта парочка соберет в составе «Хит», у Вспышки всегда будет на один перстень больше. Мне порой даже кажется, что «Решение» послужило отличной маскировкой для действий самого Уэйда летом того года. Ныне руководители некоторых команд склоняются к мнению, что Дуэйн использовал свой статус свободного агента дабы собирать информацию для Пэта Райли.
Уэйд также нанял съемочную команду, что отразилось в его просьбе провести вторую встречу с фронт-офисом «Чикаго». Ведь было ясно, что какой-то ушлый продюссер предложил Уэйду «Давай запустим слух о том, что ты хочешь повторно встретиться с представителями «Чикаго», и что тебе хочется жить поближе к своим детям, которые после развода живут в Иллинойсе. После встречи мы снимем сцену около озера Мичиган, где ты будто бы придаешься раздумиям. Поверь – фильм выйдет шикарным». Ну нельзя так легко обвести меня вокруг пальца! Я смотрю слишком много реалити-шоу. Это один из моих грешков, наряду с игорной зависимостью, фильмами с участием Сталлоне и незащищенным сексом с незнакомцами в отелях. Да, я шучу насчет последнего.
Вопрос, которые меня интересует: способен ли Уэйд обогнать когда-нибудь Джеймса в моей Пирамиде? Я часто вспоминаю четвертый матч серии против «кельтов» в 2010-м, когда Уэйду удалось предотвратить вынос всухую виртуозным представлением: 46 очков, всего 8 промазанных бросков, полное отсутствие поддержки и постоянные сдваивания оппонентов, призванные остановить его и только его. Уэйд понимал, что он просто должен набирать очки, иначе «Майами» вынесут вперед ногами. И он вытащил для них одну победу. Когда «Бостон» закрыл серию в пятом матче, я написал в своей колонке: «Мы знаем, что Уэйд – великий игрок. Мы просто не знаем насколько. Его долг перед самим собой – узнать всю глубину своего величия».
Нам предстоит узнать всю глубину величия Дуэйна Уэйда. И даже если ЛеБрон отберет у него бразды правления в «Майами» или их союз с Бошем развалится, у нас все равно останутся воспоминания о его представление в Финале-2006.
Аналогия на статистику Коби прошла лишь почти. Пик Уэйда очень короткий, очень агрессивный и одновременно травматичный стиль игры сделали свое дело. Коби это долголетие, которое приобретает в историческом аспекте просто колоссальную величину, а Уэйд это действительно вспышка: несколько очень ярких и светлых лет и небольшие вспышки озарения в последующие годы. А Коби и есть черная мамба, игривая и кусающая в любой момент времени.
И как и в случае со статьями Коби и Леброна, спустя 4 года эта статья имела бы совершенно другой оттенок.
26.7pts-5.2rb-5.5ast-1.8st-1.5blk 0.617% с игры, 0.808 с линии...
Вот это реальный перфоманс против лучших защитных редутов нба...
А что, процент трёх - самый-самый определяющий показатель для баскетболиста? Вот Джордан трехи тоже бросал в целом неважно, что не мешает ему в плане иторического величия быть на две головы выше Браянта. Да и потом, сам Кобе тоже не самый великий трёхошмалятель. Вот Аллен и Миллер бросали издали намного лучше, получается, они оба круче Кобе?? Короче, при всей моей неприязни к Вейду, нельзя не признать, что с Браянтом они игроки примерно одного уровня, тут Симмонс прав.
"По сути карьера Уэйда это 1 или 2 яркие вспышки индивидуального мастерства и больше ничего. В отсутствии суперзвездных партнеров Уэйд с Хит ничем значимым не проявлял. Стата то было отличная, но рез-т так себе."
В этом абзаце можно поменять Уэйда на Кобе, и суть высказывания останется вполне правдивой))) Только Кобе со суперзвездными партнерами играл дольше, отсюда и титулов больше. Пожалуй, титул со сдающим Шаком в роли второй звезды даже более ценен, чем 3 титула за широкой спиной праймового Шака.
И насчет популяризации баскетбола, при все уважении к Дуэйну, тот же Айверсон на этом поприще сделал намного больше