12 мин.

«Если баскетбол в Украине пропадет на целый год – потом придется восстанавливать все практически с нуля»

Новичок «Самары-СГЭУ» защитник Алексей Щепкин рассказал о чемпионате украинской Суперлиги, впечатлениях от Финляндии и тренировок в США, а также признался, что не чувствует себя в России иностранцем.

 

- Почти вся твоя карьера была связана с «Днепром». Почему ты решился сменить клуб и страну?

- Я всегда хотел попробовать себя в другом чемпионате, более сильном, чем украинский. Поэтому и приехал в Россию, в «Самару». Интересно посмотреть, как здесь играют. Тем более, у нас с чемпионатом продолжаются проблемы. А российская Суперлига начинается вовремя, вот и попробую свои силы здесь.

- В России об украинской Суперлиге знают не очень много. Что это за турнир?

- Это самая главная наша баскетбольная лига. Во многих клубах, как и в России в Лиге ВТБ, играют по пять-шесть легионеров. Если раньше у нас легионеров была только пара человек, молодые студенты, то сейчас приглашают уже игроков с именем и опытом. Приезжают и литовцы, и американцы, поигравшие в Евролиге и даже в Америке, в том числе в НБА. То есть уровень Суперлиги был довольно сильным.

- В «Днепре» ты пересекался с кем-то из звездных легионеров?

- Например, у нас играл Стивен Берт, одно время выступавший за сборную Украины (потом вместо него туда взяли «Пуха» Джетера). Еще у нас был Кинтелл Вудс. Вообще же в лиге было много американцев, которые разъезжают по свету, на сезон-два заезжают и в Украину, усиливают наш чемпионат.

- Поиграв в Испании или другом сильном чемпионате, как они относились к украинской Суперлиге?

- Некоторые – сами по себе ответственные, максималисты, ставят перед собой задачу выиграть чемпионат или хотя бы занять место как можно выше. А есть и те, кто не то что отбывает номер, но, скажем так, особо не напрягается. Но у каждого, кто к нам приезжал, можно поучиться чему-то интересному. От игроков, поигравших в серьезных лигах, обладающих большим опытом, можно многое для себя взять.

- Кто из легионеров запомнился тебе больше всего?

- Самым необычным был, наверное, тот же Стивен Берт. Игрок с высоким самомнением. Американцы вообще все такие, а он к тому же еще и из Нью-Йорка, там, говорят, все любят покричать, повыступать. Отец у него в НБА играл. У него интересная техника, он хорошо играет «в контакт», с «маленьким» игроком он играет или «большим» – спокойно проходит под кольцо и забивает... Еще, я слышал, он в Нью-Йорке на знаменитом ежегодном турнире по стритболу в одном из матчей набрал 68 очков, установив рекорд.

- В «Днепре» ты поиграл и с Алексеем Ленем, который выступает сейчас в НБА…

- Лёха сам не из «Днепра», он приехал к нам в десятом или одиннадцатом классе. Был еще «сырой», практически ничего не умел… Но он талантливый парень, одаренный, при этом еще и трудолюбивый, много работал. Плюс у него и данные хорошие. Сначала он был метра два ростом, а потом подрос до 212 см или даже выше. Пластичный, с хорошей техникой. И как человек он хороший: общительный, никогда не задирал нос, со всеми был в нормальных отношениях. Сейчас мы с ним иногда созваниваемся в скайпе.

Пока он играл в НБА не так много, к тому же, попав туда, он перенес профилактическую операцию. Потом он вроде бы восстановился, поднабрал в весе. Правда в Летней лиге в Лас-Вегасе, куда я приезжал на него посмотреть, он чуть ли не в первой же игре сломал палец и выбыл на месяц... Летом он работал с индивидуальными тренерами, старался развить в себе какие-то сильные качества. Сейчас, говорит, хоть и не на сто процентов, но уже находится в форме (интервью было записано за день до того, как Лень вновь сломал мизинец и выбыл из строя на месяц – прим. авт.). Надеюсь, если тренер будет давать ему игровое время, в новом сезоне он себя уже проявит.

Алексей Щепкин в составе «Днепра» (с мячом):

- В прошлом году ты попал в расширенный список сборной Украины. Какие впечатления у тебя остались от работы с Майком Фрателло?

- Да, недели две я проработал с американскими тренерами. Меня ничего особенно не удивило: я уже был наслышан и о Фрателло и вообще об американских специалистах. У них каждый тренер занимается своим делом. Фрателло был главным тренером и специалистом по командной игре, с собой он привез еще пять или шесть тренеров. Все они в той или иной роли работали в командах НБА: кто-то – по физической подготовке игроков, кто-то – по индивидуальной технике. Один из тренеров работал с нашими «маленькими». Он из Майами, говорил, что работал с Леброном Джеймсом. Хотя, думаю, у Леброна было много тренеров, и каждый может этим похвастать. Но для США это нормально: там много тренеров, и от каждого можно что-то взять.

Не сказал бы, что работа на сборах была очень тяжелой. Может быть, потому, что нас было много, человек двадцать пять. И я попал, как ребята потом рассказывали, на самый интенсивный, первый сбор: за две недели тренеры стараются «нагнать» игрокам кондиции, привести всех в хорошую форму, а заодно и посмотреть, кто и что может. Кого оставлять дальше – решает уже тренер, исходя из своего видения.

В принципе, было интересно поработать с Фрателло и его специалистами. У них хорошие системы, отработанные годами. И они всегда «на виду», работают в командах, знают последние тенденции, например, игры в защите.

- Пройдя все юношеские и молодежные сборные Украины, ты мечтал сыграть на домашнем Евробаскете?

- Если честно, я об этом и не думал. Тем более, Евробаскет у нас довольно давно уже забрали. Да и вообще не хочу это комментировать…

- Какое влияние на баскетбол оказали известные политические события?

- Они, конечно, затронули баскетбол, как и все другие виды спорта, даже футбол. Прежде всего, с финансовой точки зрения: клубам трудно стало вносить взносы за участие в Суперлиге, а ведь еще нужно искать деньги на выездные матчи, есть и обязательства перед игроками и тренерами… А в самых «горячих» точках, в Донецке и Луганске, вообще невозможно проводить соревнования, и две команды не смогут участвовать в чемпионате, потому что там идут военные действия. Из-за финансовых трудностей снялась с чемпионата команда из Кривого Рога…

Я читал новости на сайте ФБУ: только пять или шесть клубов внесли взносы, необходимые для того, чтобы заявиться и участвовать в чемпионате. Пока отложили решение о чемпионате. Может быть, Суперлигу объединят с Высшей лигой. Если баскетбол пропадет на целый год – потом придется очень трудно, нужно будет восстанавливать все практически с нуля. И ребят тоже жалко: они останутся без баскетбола на весь сезон, и хотя, наверное, и смогут где-то поддерживать форму, не все сумеют продолжить баскетбольную карьеру.

- Насколько сильно волнения затронули Днепропетровск?

- В январе-феврале я в новостях смотрел про захват у нас в городе областной или городской, сейчас и не вспомню, Рады. Куча народа, одни отстаивают какие-то свои политические взгляды, другие – свои… Еще у нас стоял в Днепропетровске памятник Ленину – приехали какие-то люди и его свалили… Это вот то, что я знаю. А вообще, мы же находимся в центральной части Украины, у нас гораздо тише, чем в Донецке или Луганске – на востоке, конечно, сейчас «горячо».

- Ты сам пытался разобраться в происходящем? Как ты видишь ситуацию в своей стране?

- Как я понимаю, началось все с того, что людям перестала нравиться власть, и они захотели свергнуть президента страны, не дожидаясь выборов, физическим путем. А дальше уже как снежный ком, обстановка нагнеталась все сильнее… Кто-то за «правое дело», кто-то за «левое», каждый принимает свою сторону. Не знаю, кто и за что борется, но хотелось бы, чтобы все побыстрее закончилось…

- Последнюю игру за «Днепр» ты провел в конце января. Почему покинул команду и чем затем занимался?

- У меня был действующий контракт с «Днепром», но в клубе посчитали, что в моих услугах они больше не нуждаются. Когда я приехал в офис, мне отдали документы, сказали, что я свободен, но открепительное письмо отдавать почему-то не захотели. Мол, если я найду новый клуб – тогда и будем этот вопрос решать. Вскоре я нашел команду, но наша федерация… Уж не знаю, может во всех федерациях такое есть… Не хочу оглашать всю историю, скажу только, что до конца сезона так и не удалось решить вопросы с украинским клубом, и я уехал в другую страну. У меня брат живет и играет в Финляндии, там не нужны никакие открепительные письма, и я отыграл там концовку сезона, март-апрель. Мы выиграли первый дивизион и перешли в Korisliiga, самую сильную лигу чемпионата Финляндии.

- Что из себя представляет первый дивизион чемпионата Финляндии?

- Это полупрофессиональный уровень. Есть и «ветеранистые» команды, но в основном игроки молодые: в нашей команде, например, старше 26-27 лет никого не было. Тренировки один раз в день, кто-то работает, кто-то учится, а вечером собираются и тренируются. А по субботам или воскресеньям игры. Уровень лиги, конечно, не самый сильный, но я все равно подсмотрел для себя что-то новое, не сидел дома без дела, а приобрел своеобразный опыт. Там разрешают играть более жестко, даже, я бы сказал, грубо. Судьи дают больше поиграть, особо не фиксируют ни фолы, ни прочие нарушения. Не все игроки хорошо оснащены технически и каждый, в общем, играет как может.

Мне в клубе не платили. Я жил у брата, вот ему платят, и он снимает квартиру. Заодно, кстати, и с братом пообщались. Он живет в Финляндии третий год и мы видимся только летом или на новогодние и рождественские праздники. Интересно было поиграть с ним вместе.

- Самое яркое впечатление от Финляндии?

- Страна северная, и там очень холодно: когда я уезжал, в Украине было +5, а приехал в Финляндию – там -10 и все время сыпет снег… Что мне понравилось: очень хорошая инфраструктура. И все знают: если ты работаешь – ты спокоен и можешь ни в чем себе не отказывать, можешь позволить себе и квартиру, и машину… У нас в Украине, если ты обычный человек, тебе нужно иметь две работы, чтобы нормально содержать семью, да еще и жена или девушка твоя должна работать. Финляндия вроде бы дорогая страна: и коммунальные платежи, и тот же бензин стоят дорого, но и зарплаты там хорошие. Даже работая в обычном супермаркете, ты можешь зарабатывать 2-3 тысячи евро.

В Финляндии можно прожить и на соцобеспечение. Если ты гражданин Финляндии – ты можешь ничего не делать, тебе выделят квартиру и будут обеспечивать деньгами. Еще меня поразило вот что. Финны же нация, которая любит выпить. И если ты живешь на соцобеспечении, но тебе не хватает этих денег, чтобы выпить – приходишь в специальное ведомство, где тебе, чтобы ты не грабил и не воровал, выделяют деньги именно на алкоголь. То есть у них даже это предусмотрено. 

Примечательно, что многие финны знают английский. Поэтому, если ты знаешь английский, тебе в Финляндии будет очень легко: можно и пообщаться, и всегда подскажут, как добраться до нужного места.

Удивило и то, что у них развиваются не только хоккей или другие зимние виды, но и баскетбол. Проводится много наборов детей. И много различных лиг. Даже на детском уровне в каждом возрасте есть две-три лиги, для сильных или более слабых команд.

- Не было мыслей остаться в Финляндии подольше?

- Если бы были хорошие предложения… Я все надеялся, что и на Украине будет что-нибудь интересное, но, к сожалению, ситуация там не нормализовалась. Может, и я где-то немного «переждал», а нужно было бы больший уклон сделать в сторону заграницы… Но что имеем – то и имеем. Раз я оказался здесь, в Самаре – значит, такова судьба.

- Летом ты ведь тренировался в США?

- Да, в июле я летал в тренировочный лагерь в Лас-Вегас к тренеру Майклу Харту. В основном там были местные ребята, но встретил и нескольких игроков, выступавших в нашей Суперлиге. Пообщался с ними, оказывается, они каждый год туда ездят, потому что там собирается много скаутов. Хотя в основном, конечно, скауты приезжают посмотреть на Летнюю лигу НБА, где в этом году играли не только Алексей Лень, но и Кирилл Фесенко, который пытается закрепиться в «Тимбервулвс».

В лагере баскетбол отличается от того, к которому я привык в Суперлиге. Каждый берет мяч и пытается показать все, на что он способен. Не скажу даже, что в ущерб команде – это вообще трудно назвать командной игрой. Даже пятый номер берет мяч и выводит… Все бросают… В этом плане мне там не понравилось. Не то что непривычно – даже неприятно было играть. Думал, там будет поинтереснее.

- О российском чемпионате и вообще о российском баскетболе что-то знал до переезда в Самару?

- Мы на предсезонках играли товарищеские матчи с российскими командами, в основном с теми, кто из Суперлиги. Знаю, что в Суперлиге почти нет легионеров. Но и у нас в Украине не так давно их не было, всего пара человек, да и те в топовых командах. В «Днепре» мы играли в Единой лиге ВТБ и встречались и с ЦСКА, и с УНИКСом. Домашние встречи мы еще очень удачно провели, а вот на выезде, конечно, много «попали»… Было интересно встретиться с грандами, командами, выступающими в Евролиге, сыграть против хороших баскетболистов.

- Какими были твои первые впечатления от нашего города?

- О Самаре я почти ничего не знал вплоть до того момента, пока сюда не приехал. Почитал в интернете общую информацию о городе, посмотрел фотографии, узнал, что Самара занимает четвертое место в стране по пробкам. Сам город я пока не видел, только во время поездки в клубный офис. Успел заметить, что здесь очень красивая набережная. Надеюсь, у меня еще будет время познакомиться со всеми достопримечательностями. Город большой, интересный, в общем, мне нравится… Игроков «Самары» я также никого не знал, ни с кем раньше не пересекался. Вот сейчас и будем знакомиться, сыгрываться.

- Ты наверняка знаешь, что стал первым легионером в новейшей истории клуба. Чувствуешь повышенную ответственность или мотивацию?

- Конечно, на мне будет лежать дополнительная ответственность. И я буду стараться помочь команде. Перед нами стоит задача попасть в плей-офф и там уже занять место как можно выше. Команда у нас молодая, на тренировках все работают хорошо. Так что постараемся выиграть как можно больше матчей. Думаю, за счет плотной защиты и быстрого нападения (а это – наш конек) мы должны дать бой большинству команд.

- Попав в Россию, ты ощущаешь себя иностранцем?

- Честно говоря, нет. В Украине же большинство населения говорит по-русски, только три-четыре области на западе – на украинском. И приехав в Россию, я, наверное, здесь ничем не выделяюсь. Все очень похоже: и люди, и сам менталитет. Конечно, есть какие-то национальные особенности, но в целом наши страны мало чем отличаются. 

«Чем раньше ты уйдешь в «мужской» баскетбол, тем для тебя лучше». Почему из «молодежки» ЦСКА уходят в Высшую лигу

«Каждый раз, доигрывая сезон, мы не знаем, будет ли команда выступать в следующем…» Чем живет российская Суперлига