Игрок, заполняющий пробелы. Скотти Пиппен по Биллу Симмонсу
Фото: Fotobank/Getty Images/Jonathan Daniel/Allsport
Автор: Билл Симмонс
Оригинал: Глава из «Книги баскетбола» (переиздание 2010-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.
СКОТТИ ПИППЕН
№24 в Пирамиде Славы Билла Симмонса.
Резюме: 17 лет карьеры, 7-кратный участник Матча Всех Звезд, первая пятерка All-NBA (‘94, ‘95, ‘96), вторая пятерка All-NBA (‘92, ‘97), третья пятерка All-NBA (‘93, ‘98), чемпион НБА-1991, -1992, -1993, -1996, -1997 и -1998, MVP Матча Всех Звезд-1994, член Dream Team.
Несколько разрозненных мыслей, которые послужат обоснованием позиции Скотти Пиппена:
Во-первых, по словам членов комитета, отбиравшего игроков для Dream Team, первыми были выбраны Джордан, Берд, Мэджик, Робинсон и Пиппен. Именно в таком порядке. Затем они стали заполнять дыры в ростере другими игроками. Восемнадцать лет спустя, когда я начал писать главу «Винный погреб» для моей книги, моими первыми пятью выборами были Берд, Мэджик, Джордан, Пиппен и МакХэйл. Я не мог представить свою команду Винного Погреба без этих пятерых парней. Затем я провел следующие несколько дней, выбирая игроков для оставшихся семи позиций, и поменял свое мнение более пяти сотен раз.
Во-вторых, из всех игроков, которых мне довелось видеть вживую, Пиппен был лучшим по игре в защите. Нам часто приходится слышать, как Берд и Мэджик играли роль так называемой «свободной подстраховки» в защите – политкорректный термин, означающий, что они защищались против самого слабого игрока оппонентов, и пользовались этим преимуществом, бегая вокруг, сдваиваясь на «больших» соперника и перекрывая линии передач. Пользуясь подобной аналогией, следует отметить, что Пиппен играль роль «сильной подстраховки» – невероятно разрушительный элемент защитных построений, за которым было также увлекательно наблюдать, как за Джорданом в нападении. Никто не занимал столько места и не передвигался из точки А в точку Б с такой скоростью. Он был подобен гепарду в документальном фильме о дикой природе – секунду назад Пиппен был далеко от места событий, секунду спустя он уже атаковал оппонента с мячом. Все помнят бросок Керра, отдавший победу в Финале-1997 в руки «Чикаго», но никто не вспоминает, что именно Пиппен зацепил мяч при вводе в игру игроками «Юты», затем догнал его и бросил Тони Кукочу. Ни у одного другого игрока, за исключением Майкла, ЛеБрона и Кобе, не хватило бы инстинктов и атлетизма, дабы совершить подобное.
В-третьих, только Джордан превосходил Пиппена во всестороннней развитости талантов. В период с 1991-го по 1995-й Пиппен набирал 20 очков, 8 подборов, 6 передач, 2.4 перехвата и 50% с игры в среднем за матч, при этом постоянно оставаясь лучшим защитником лиги. В плей-офф с 1991-го по 1998-й он каждую весну набирал 17-23 очков, 7-9 подборов, 4-7 передач, постоянно защищаясь против лучшего игрока оппонентов. По ходу бейсбольного отпуска Джордана Скотти (20,8 очка, 8,7 подбора, 5,6 передачи, 49% с игры) стал лидером «Буллс» и оказался всего в одном спорном судейском решении от выхода в финал Востока, а также должен был быть основным кандидатом на звание MVP за спиной Хакима. В следующем сезоне он стал лишь четвертым игроком с момента слияния лиг (Коуэнс в 1978-м, Гарнетт в 2003-м и ЛеБрон в 2009-м), лидировавшим в своей команде по количеству набранных очков, подборов, передач, перехватов и блоков в одном сезоне. Он придал новое значение термину «поинт-форвард» в 90-х, позволяя «быкам» использовать любую комбинацию гардов без потери в количестве набранных командой очков или крепости защитных построений.
Чак Дэйли создал термин, точнее всего описывающий Скотти – «игрок, заполняющий пробелы». Если кто-то из партнеров упускал оппонента в защите, Пиппен подстраховывал его. Если вам требовалось взять под контроль щит, Пиппен нырял в толпу под кольцом и собирал нужные вам подборы. Если вам нужно было набрать очки, Скотти сам создавал возможность для броска или же шел в проход. Если вам нужен был перехват, никто не умел провоцировать их так, как Пиппен. Если вам нужен был разыгрывающий, Скотти мог и это взять на себя. Он был подобен мистеру Вульфу из «Криминального чтива» – он подчищал огрехи других. Стоило Мэджику начать брать игру под контроль в Финале-1991, как Скотти зажал его в клещи. Стоило «Никс» начать морально подавлять «Чикаго» в отсутствие ЭмДжея, как Скотти заколотил мяч через голову Юинга, дабы показать кто в доме хозяин. Когда «Индиана» в 1998-м чуть было не положила конец эре Джордана, Скотти наряду с Майклом начал собирать подборы и выходить на линию штрафных снова и снова, доминируя над более крупной командой и усилием воли втащив «быков» в Финал. Они просто больше хотели победы.
В-четвертых, Чак Дэйли по ходу Олимпиады в Барселоне назвал Скотти вторым лучшим игроком в Dream Team и сказал Дэвиду Хэлберстэму «Никогда не знаешь, насколько хорош игрок, пока сам его не потренируешь. Скотти стал большим сюрпризом в Барселоне – его уверенность, то, насколько он разносторонне развит в нападение и защите, никто просто не ожидал этого». По словам Хэлберстэма, Джордан по возвращении в Чикаго рассказал Филу Джексону следующее: «Скотти казался всего лишь одним из двенадцати игроков, и никто не понимал, насколько он хорош. Но к концу первой недели было ясно, что он лучше чем Клайд, Мэджик и Стоктон. Было приятно видеть, как люди оценили его по достоинству». Джексон спустя семь лет в интервью Sports Illustrated сказал «Скотти был, наверное, самым любимым игроком в команде. Он умел находить общий язык с окружающими. Он проявлял в партнерах все самое лучшее. Многие сказали бы, что Майкл был великим лидером. Но он вел за собой своим примером и своей критикой. Скотти же был другим видом лидера – он умел похлопать по плечу и поддержать».
Наконец, в-пятых, все забывают то, как Скотти тащил на своих плечах «быков» в 1994-м. То, как он загубил свои шансы на хороший новый контракт в 1998-м, отыграв в плэйофф с грижой межпозвоночного диска просто потому, что «быки» нуждались в его присутствии на паркете. Однако все вспоминают его мигрень перед седьмым матчем серии с «Детройтом» в 1990-м, которая, кстати, произошла через несколько дней после смерти отца Скотти (хотя никого это, конечно же, не волнует). Все вспоминают серию с «Никс» в 1994-м, когда Пиппен отказался выходить на паркет в третьем матче из-за того, что Джексон отдал право на решающий бросок в руки Кукоча (который, к слову, попал). Билл Картрайт почувствовал себя преданным и после игры со слезами на глазах накричал на Скотти в раздевалке, назвав тот момент самым большим разочарованием в карьере (даже большим разочарованием, чем осознание того факта, что он не мог отрастить бородку).
Никому нет дела до того, что Скотти пришлось занять место Майкла и завоевать для «Буллс» 55 побед в «регулярке». «Чикаго» стал его командой, и подобный настрой меняет все: ты чувствуешь ношу на своих плечах, оппоненты играют против тебя с особым усердием, и ты не можешь позволить себе слабину. Ты становишься главным героем собственного боевика. И ты не выживешь, если в тебе нет этакой супергеройской искры. В Скотти этого не было, но ему приходилось быть альфа-самцом, и концовка третьего матча против «Нью-Йорка» должна была стать его моментом. Он заслужил право заявить «Тренер, отдайте мяч мне». Однако Джексон отнял у него этот момент и отдал его Кукочу, что стало настоящей пощечиной, если вы знакомы с историей жизни Пиппена.
Он вырос в грязном маленьком городке в штате Арканзас в семье из двенадцати детей, отец которых не мог работать из-за инвалидности. После того, как неожиданный рост в плане навыков и антропометрии сделал из него звезду первого дивизиона NAIA, акции Скотти подскочили прямо незадолго до драфта-1987. Термины «вингспан» и «вертикальный прыжок», по сути, обязаны своим появлением Пиппену. «Чикаго» удалось заполучить его и подписать с ним шестилетний контракт новичка, который они позже продлили еще на пять лет, что стало настоящим грабежом. Если бы Пиппен отыграл до конца свой контракт новичка и вышел на рынок свободных агентов в 1993-м, как раз к моменту ухода Джордана из НБА, то его акциям просто цены бы не было. Однако в первые одиннадцать лет своей карьеры Скотти недоплачивали по-крупному. В 1998-м он был 122-м в списке самых высокооплачиваемых игроков НБА. Всего лишь 122-м!
И когда «Чикаго» стал охотиться за Кукочем и экономить деньги вместо того, чтобы платить Скотти, как он того заслуживал, Пиппен просто не смог простить им этого. Он не смог простить и Кукоча, что и привело к возникновению этакого коктейлю Молотова, состоящего из бедности, зависти, комплексов, эго и жажды доказать свою ценность; эта самая смесь взорвалась в самый неподходящий момент. Однако затем он принес свои извинения, команда простила его, общественность успокоилась, и мы двинулись дальше. Это жизнь. «Быки» завоевали еще три титула при его непосредственном участии. И если вы считаете, что один момент проявления здорового эгоизма должен затмить все остальное, чего добился Пиппен, то вам следует слезть с лошади по кличке «Осуждение», прежде чем вы упадете и расшибете себе голову.
Скотти наконец сбежал из тени Майкла в Портленд, где он стал лидером команды, оказавшейся всего в одной четверти от выхода в Финал-2000. 15 очков преимущества за 10 минут до конца матча, которые испарились в невероятном водовороте глупых бросков, спорных свистков и странных тренерских решений. Критики сразу же использовали тот матч как доказательство того, что Скотти неспособен быть лидером команды-чемпиона. Ну что же, это ставит его на одну полку с Кузи, Мэлоуном, ЛеБроном, Баркли, Гарнеттом, МакХэйлом, Гервином, Оскаром, Кобе, Робинсоном, Юингом и Бэйлором.
Я надеюсь, что Пиппена будут помнить как невероятного атлета, трансформировавшего значение позиции легкого форварда, постоянно игравшего через боль, помогшего Джордану стать величайшим игроком всех времен и закончившего карьеру с перстнями на обеих руках. Всякий раз, как мне казалось, что Скотти недостоин быть в числе двадцати пяти лучших игроков в истории, я вспоминал рождественский матч между «Селтикс» и командой «Буллс»-96, которую вскоре признали легендарной. На тот момент у них было уже девятнадцать побед и лишь два поражения, они были на пути к десятиматчевой победной серии, и вокруг уже началась волна домыслов о «величайшей команде в истории». Естественно, для нас, бостонцев, вживую видевших «Селтикс»-1986, это было нонсенсом – «быки» не могли быть настолько хороши, ведь так?
А затем в город приехали Джордан с Пиппеном и рвали нашу команду на куски на протяжении двух с лишним часов подряд. К концу матча, две трети зрителей на трибунах искренне болели за чикагских гостей. Их чувства можно понять – все эти люди видели великие команды вживую, они понимали, что такое истинное величие, и то, что творили «быки, было именно тем самым величием. Джордан с Пиппеном набрали по 37 очков, Скотти добавил сюда 12 передач и 9 подборов. Затем они вылетели в другой город и надрали там задницы уже другой команде.
Так что не говорите мне, что Скотти Пиппен не был велик.
Без Скотти Майкл не разу не преодолел 1 раунда и лишь с приходом Пипена он стал всерьёз за что-то бороться.
Без Майкла Скотти в 1994г уступил лишь в 7 игре полуфинала конференции. И также как и Майкл всегда выводил команду в постсизон (разумеется за исключением 2003г, когда он вернулся доигрывать в Чикаго).
И если команда с Джорданом без Скотти не разу не смогла подняться выше 7 места в конференции, то команды со Скотти лишь один раз опустились ниже 6 места.
Я не стану заниматься глупым и ненужным делом пытаясь доказывать, что Скотти был талантливее Майкла, это не так. Я лишь не люблю когда талант и самоотверженность таких игроков как Скотти слишком принижают.
MJ очень крупно повезло, что рядом с ним был Скотти.
Именно тот человек, который сознательно ушёл в тень, чтобы МДжею было комфортно, но при этом играющий не меньшую роль в команде.
Любимый игрок ранней юности, а, значит, всей жизни)
Огромное уважение всегда вызывал и реально делал партнеров лучше, так как внушал им огромнейшую уверенность в том, что спина всегда прикрыта.
Без него, несомненно, Джордан не стал бы тем, кем он стал.
Шер, как обычно на высочайшем уровне!!!