Бесплодная земля. Как научиться ценить бейсбол
«Каждый тюрьму себе строит думами о ключе», Томас Стернз Элиот
Персиваль – мифический персонаж из цикла о рыцарях Круглого стола, без прошлого (воспитание – неизвестно, родители – сирота, манеры – отсутствуют), с надеждой на будущее. Будущее – вера в находку Святого Грааля (Персиваль, или Парцифаль, так же – Передур) впервые появляется в романе Кретьена де Труа «Сказание о Граале», как рыцарь-невежда: есть сноровка, отсутствует шик.
С шиком – отсутствует умеренность в суждениях, умение воздержаться от – женщин, выпивки, еды и соблазнов.
Грааль Персиваль не нашел.
Король-Рыбак – герой фильма Терри Гиллиама («Король-рыбак», 1991), мифический персонаж легенд о рыцарях Круглого стала, по преданию – хранитель Грааля.
Король «озерной страны», ранен, чаще всего – умирает (ранение телесно – либо в ногу, живот или пах), вместе с ним – опустошается территория королевства, поданные страдают, им нечего есть, появляется у де Труа; землю короля француз называет «бесплодной».
Исцелить его может «особенный» рыцарь, «лицезревший» Грааль.
Грааль – чаще всего чаша, орудие страстей. У Джорджа Лукаса – вполне материальный предмет, за которым охотился Харрисон Форд («Индиана Джонс и последний крестовый поход», 1989), испивший из чаши получает прощение, вечную жизнь. Впервые упоминается в средневековой литературе у Кретьена де Труа, там – Грааль, как «священная», недостижимая цель, к которой стоит стремиться.
Вегетативность, вегетативная репродукция – (лат. «vegeto» – расти, произрастать) — термин, применяющийся для обозначения органов и процессов, связанных с растительной жизнью, с обменом веществ, ростом. В мифологии – сила исцеления.
«Падение кумиров» или «Сумерки идолов» (Gotzen-Dammerung) – труд Фридриха Ницше 1888 год; немецкий философ затрагивает тему шизофренического желания общества воздвигнуть героев, чтобы после наблюдать, как они терпят неудачу. Цитата: «Слова разочарованного. — Я искал великих людей и всегда находил лишь обезьян своего идеала».
Маламуд – Бернард Маламуд, нью-йоркский писатель, лауреат Пулитцеровской премии, автор шести романов. На запрос «Bernard Malamud» Google советует «Сол Беллоу» и «Филип Рот». И фильм «Самородок».
«Самородок» (The Natural) — фильм Барри Левинсона, 1984 год, в главной роли – Боб Редфорд, 4 номинации на премию «Оскар», бюджет 28 миллионов – сборы 47. Процент «зрительских симпатий» на Rotten Tomatoes – 81. Чаще всего – «лучший фильм о бейсболе после «Поля мечты». Экранизация романа Бернарда Маламуда.
«Самородок» (The Natural) – роман Бернарда Маламуда, 1955 год (впервые опубликован в Нью-Йорке, «Харкот Брайс и КО», годы написания – 1950-1952), место действия – Нью-Йорк, время – прошлое, рассказчик – третье лицо, тема – бейсбольная карьера Роя Хоббса.
Рой Хоббс – герой романа «Самородок», 35-летний бэттер (игрок поля), приезжающий в Нью-Йорк, чтобы играть за «Рыцарей». Без прошлого: воспитание – неизвестно, родители – сирота, «учил бросать отец, но жил в приюте».
Хоббс талантлив, но не сдержан в суждениях и соблазнах. В 20 был лишен шанса на будущее в бейсболе (ранение в грудь) – в 34 хочет «недостижимое» вернуть. Присутствует сноровка – отсутствует шик. Сопереживаешь в той же мере, в какой Рой не совершает ошибки.
Упоминается, как игрок менеджера Поупа Фишера.
Поуп Фишер (корень «fish» – рыба, рыбак) – менеджер «Рыцарей Нью-Йорка», в момент прибытия 34-летнего Хоббса, у Фишера – ранение на руке («что-то вроде грибка»), игроки рыцарей совершают дурацкие ошибки (три человека на одной и той же базе), поле – истощено (буквально – даже не растет трава), фанатов – раз-два и обчелся. «Рыцари» плетутся в конце, Фишер желает «исцелиться», выиграв Национальную лигу, ведь «тогда можно уйти на покой».
Покой или «победа в Национальной лиге» – победа по итогам сезона в одной из двух главных лиг MLB, дает право на участие в Мировой серии (в 50-х – чаще всего против «Янкис»), как и с личными рекордами – остается в «летописи» бейсбола (начинается с середины 19 века), дает шанс на «вечную» жизнь.
«Вечная жизнь» – Хоббс ставит сотни рекордов, отбивая битой, названной «Вундеркинд» (похожей на экскалибур) за парковку, на парковку и туда, куда боится смотреть питчер. Становится кумиром.
Хоббс не сдержан – стремится установить и личный рекорд, отказавшись от исцелившей от кризиса героини (имя Айрис – как цветок, фамилия Лемон, как произрастающий «вегетативный» фрукт) в пользу неумеренной в суждениях, броской, племянницы менеджера.
У Айрис от Хоббса сын; племянница, вероятно, бесплодна.
Поддавшись на аферу второй, Хоббс сдает букмекерам финальную игру, дающую право выиграть Национальную лигу (20 тысяч сразу, 45 по контракту в следующем году). При выходе на эт-бет Роя выбивают страйкаутом. Утренний заголовок – «Лига подозревает Хоббса в сдаче игры».
Заголовок – за заголовки в романе отвечает репортер Макс Мерси, чья шизофреническая полярность во мнении окончательно свергает Хоббса с постамента и пути к цели обрести покой. Рой не реагирует на вопрос мальчишки-разносчика газет, который просит сказать, что это неправда и, что он, Рой, не сдавал игру. «Если сообщение соответствует истине – это конец Роя Хоббса в профессиональном бейсболе».
Если вы знаете ещё одно художественное произведение, которое с такой достоверностью вписывает какой-либо вид спорта в философскую мифологию – тогда не смотрите бейсбол.
Опубликовано на сайте блога Rashmore.com