Лучше, чем Оскар. Джерри Уэст по Биллу Симмонсу
Автор: Билл Симмонс
Оригинал: Глава из «Книги баскетбола» (переиздание 2010-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.
ДЖЕРРИ УЭСТ
№9 в Пирамиде Славы Билла Симмонса.
Резюме: 14 лет карьеры, 14-кратный участник Матча Всех Звезд, первая пятерка All-NBA (‘62, ‘63, ‘64, ‘65, ‘66, ‘67, ‘70, ‘71, ‘72, ‘73), вторая пятерка All-NBA (‘68, ‘69), чемпион НБА-1972, MVP Финала-1969.
Примечание переводчика: Включите композицию «Fly» в исполнении Ludovico Einaudi.
«Ты поставил Джерри выше Оскара, Билл? Серьезно?» – возмутятся мои читатели.
Моя защита строится на четырех аргументах.
Во-первых, коронное движение Джерри (уход вправо, тело немного наклонено вперед, последний удар мяча об паркет перед броском) было использовано для логотипа НБА и остается им по сей день. И ведь абсолютно заслуженно. Если Киноакадемия пятьдесят лет назад решила бы, что статуэтка «Оскар» должна выглядеть не как Марлон Брандо, а как Лоуренс Оливье, это что-нибудь да значит, не так ли? Джабал Абдул-Симмонс, однако, в свое время возмущался, что НБА почему-то срисовала свой логотип с белого парня.
Во-вторых, «Роялс» в свое время обменяли Оскара. «Лейкерс» ни за что бы не обменяли Джерри. По ходу сезона 1969-70 «Роялс» всерьез предлагали обмен Оскара на Джерри или Уилта, но «Лейкерс» моментально отвергли предложение.Первые четыре года карьеры Оскара были без сомнения лучше первых четырех лет Джерри. В 1965 в Sports Illustrated даже написали «Уэст, помимо всего, отменный игрок, чьи навыки и магнетизм порой сравнимы с Оскаром (Джабал Абдул-Симмонс возмущенно восклицает «Ну конечно же они считают белого парня таким же классным, как и Робертсон!»). Тренер «Уорриорз» Алекс Ханнум добавляет «Оскар чаще принимает верное решение, но в некоторые моменты мне кажется, что Уэст все же лучше Робертсона. Он создает больше проблем для защиты за счет своего умения бросать с дистанции».
Давайте считать это ничьей вплоть до 1967-го. Следующие пять лет Уэст был однозначно лучше, что и подтвердил в 1972-м Sports Illustrated: «В последние пару сезонов бытует мнение, что Уэст равен, если даже не превосходит Робертсона в качестве лучшего гарда всех времен» (кстати, вот интересный момент: Sports Illustrated посвятил Уэсту два своих номера по ходу его карьеры, в марте 1965-го и в феврале 1972-го. Но они никогда не посвящали статей Оскару. Может быть потому, что его считали козлом. Разве не странно, что «Джордану до прихода Джордана» не посвятили ни одной статьи в самом популярном спортивном журнале страны в ходе его пика, если Уэст, Рассел, Кузи и Уилт получили свое?). Когда Оскар развалился в сезоне-1972 и -1973, Джерри выдал еще два отменных сезона (оба раза попав в первую символическую сборную НБА и дважды подряд выйдя в Финал). Зачем выбирать Робертсона, если две трети карьеры Уэста были явно лучше?
В-третьих, любой игрок того поколения предпочел бы играть в одной команде с Уэстом, а не с Робертсоном. Если они это отрицают, то они лгут. Еще в 1965-м Sports Illustrated написал «Существует один неосязаемый аспект игры, который сложно адекватно оценить. Уэст оказывает успокаивающее действие на свою команду, и, в отличие от Робертсона, предпочитает не жаловаться и не травить судей». Даже оппоненты любили Мистера Лого. Когда в марте 1971-го «Лейкерс» организовали вечер имени Джерри Уэста, Билл Расселл приехал в Лос-Анджелес за свой счет и обратился к виновнику торжества на церемонии «Джерри, я как-то сказал, что успех – это путешествие, и величайшая честь для мужчины – это заслужить уважение и дружбу ровесников в этом путешествии. Ты заслужил это уважение больше, чем кто-либо другой, и являешься настоящим чемпионом во всех смыслах этого слова. Если бы я мог исполнить одно желание, я бы хотел чтобы ты был счастлив».
Разве подобные истории не имеют значения в исторической перспективе? Мне, кстати, очень нравилось, когда НБА организовывала вечера, посвященные игрокам, еще не завершившим карьеру, проводило церемонии с вручением подарков и речами ровесников. Представьте, если «Сан-Антонио» организует вечер имени Тима Данкана? Насколько был бы Тим в ужасе по шкале от 0 до 10? 15? 22?
В-четвертых, как я уже отметил несколько раз, я верю в эволюцию. Давайте еще раз воспользуемся аналогией с машинами: вы ведь предпочтете ездить на BMW 2010-го года выпуска, чем на BMW 1964-го. Не спорьте, ибо это более трезвый выбор. BMW стало намного лучше в создании машин – моторы, инженерная мысль, баланс, ускорение, все стало лучше, это естественно. Однако им все же удалось создать пару превосходных моделей в 60-х. Знаете, кого можно сравнить с BMW Beemer 1964-го? Уэста. Мозес отлично подходит под определение центрового, который создал сам себя; Берд – форварда, создавшего самого себя; ну а Джерри – атакующего защитника, создавшего самого себя. Уступающий многим по физическим параметрам (ростом в шесть футов три дюйма, при этом обладая размахом рук в восемьдесят один дюйм), хорош (но не велик) в плане атлетизма, никогда не доминировал (но часто был неудержим), и усилием воли заставил себя стать лучше чем должен был быть изначально.
Наблюдать за Джерри в записи сорок лет спустя – это как наблюдать за школой баскетбольного мастерства. Технически он совершенен. Совершенная техника броска. Ведение мяча словно по учебнику. Перемещение по паркету в самой энергетически эффективной и экономичной манере. Он мог пойти вправо или влево, рвануть в проход, бросить с дистанции, затолкать опекуна в «краске» – у этого парня не было слабых мест за исключением генетического неумения прыгать выше кольца. Я посмотрел достаточно его матчей в записи, дабы заявить следующее: посадите Уэста образца сезона 1965-66 в машину времени, перенесите его в сезон 2010-11, и он с легкостью попадет на Матч Всех Звезд. Он играл в «современной» манере (я просто не смог подобрать более точного слова). Он родился раньше своего времени – как и в случае с Маравичем и Дебуше, наличие трехочковой линии было бы огромным преимуществом для него.
Как карьере Оскара исторически помогла всеобщая увлеченность трипл-даблами, так и наследию Уэста повредило отсутствие трехочковой линии, символической сборной по защите (которая появилась лишь в 1969-м) и то, что НБА не подсчитывала количество перехватов вплоть до сезона 1973-74. Вот что Ленни Уилкенс пишет по этому поводу: «Если бы НБА подсчитывала количество перехватов в наше время, то мы с Джерри лидировали бы в лиге. Руки Джерри были быстрыми, как змеи». Уэст отыграл лишь два месяца в сезоне 1973-74, прежде чем повредил колено и завершил карьеру, но за 31 матч он набрал 81 перехват. И это произошло в самом конце его карьеры! Представьте себе резюме Уэста, если бы он набирал в среднем три перехвата за матч, бросал как минимум три трехочковых с 40% точности в среднем и попал в 13 символических сборных по защите!
И хотя я ненавижу полагаться на статистику, дабы четче обрисовать картину, однако обратите внимание на этот отрезок длительностью в 13 месяцев, который начался по ходу плэйофф-1965 и закончился по ходу плэйофф-1966, и который показывает нам, почему Уэст имел такое значение для игры:
Регулярный сезон-1966: 79 матчей, 3218 минут; 40,7 минуты, 31,3 очка, 7,1 подбора, 6,1 передачи, 47.3% с игры (818 из 1731), и 86% с линии штрафных (840 из 977) в среднем за игру, 45-35 по итогам «регулярки».
Плей-офф-1965 и -1966: 25 матчей, 1089 минут; 43,6 минуты, 37,0 очка, 6,1 подбора, 5,4 передачи, 48% с игры (340 из 708), 88% с линии штрафных (246 из 279), 12-13 по итогам плей-офф, два поражения в Финале.
Примите во внимание следующие факты: Элджин повредил колено по ходу плэйофф-1965 и хромал весь следующий сезон, пропустив 31 матч; «озерникам» пришлось дважды подряд столкнуться с «кельтами» в Финале, и играть против команды с пятью будущими членами Зала Славы и тремя парнями, входящими в число 35 лучших игроков моей Пирамиды; и «Лейкерс» почти удалось выкрасть победу в седьмом матче Финала-1966, что невероятно для команды всего лишь с одним великим игроком в составе. Может быть, этот самый игрок был даже более велик, чем принято считать?
Также обратите внимание на 840 забитых штрафных в 1966-м. Это рекорд всех времен, который по-прежнему не побит. Даже Уилтом. Включите сюда те 25 матчей в плэйофф, и представьте себе гарда ростом в шесть футов три дюйма, выходившего на линию почти 1300 раз за 104 матча (25% из которых игрались под огромным давлением) в эпоху, когда баскетбол больше походил на хоккей и игроков постоянно срубали на пути к кольцу. Наряду с Майканом, Расселлом, Майклом и Кобе, Джерри – один из пяти самых упертых игроков в истории.
Уэст завершил сезон 1965-66 вторым по количеству набранных очков, четвертым по передачам, вторым по количеству бросков (совершенных и точных), десятым по точности бросков с игры, первым по количеству штрафных (брошенных и точных), четвертым по точности с линии штрафных и седьмым по количеству проведенных на паркете минут, и наверняка попал бы в тройку лидеров по количеству совершенных перехватов, если бы НБА вела подобную статистику в том сезоне. Даже Джордану никогда не удавалось завершить сезон в десятке лучших в девяти разных статистических категориях. Наконец, Джерри установил рекорд по наибольшему количеству очков в среднем в матчах на вылет, набирая 40.6 очков в ходе невероятного забега в плэйофф-1965, включая одно из самых героических выступлений в истории, о котором вы вряд ли знали: в отсутствии Элджина, Уэст протащил «Лос-Анджелес» через первый раунд, обыграв «Балтимор» в шести матчах и набирая умопомрачительные 46.3 очка за матч. Оба рекорда (40.6 и 46.3) до сих пор не побиты.
Вам будет чертовски сложно найти еще один подобный пример настолько всесторонней игры. Это и является наследием Уэста – он всегда делал то, что требовалось команде. Если «озерникам» требовалось, чтобы Джерри закрыл оппонента, поймавшего кураж, он это делал. Если «Лейкерс» требовался важный бросок, он его совершал. Команде требовалось огромное количество очков от него на протяжении 60-х, и он набирал эти очки. По ходу последнего этапа его карьеры (1969-1973) «озерникам» требовалось, чтобы Уэст больше контролировал мяч, и он именно этим и занялся (попав в тройку лидеров по количеству передач по итогам сезона-1971 и -1972).
Из-за своего рискованного стиля игры Джерри получал столько травм, что фанаты даже перестали считать их: переломанный нос, вывихнутые пальцы, потянутые мышцы, подвернутые лодыжки, сотрясения мозга, все, что только может придти вам в голову. Он так часто и так стабильно повышал уровень своей игры, когда того требовали обстоятельства, что заслужил прозвище «Мистер Клатч», выдав несколько поистине легендарных моментов – перехват и лэй-ап под сирену в победной третьем матче Финала-1962, попадание с 60 футов в третьем матче Финала-1970, 53 очка и 10 передач в первом матче финальной серии-1969, которые Расселл окрестил как «величайшее представление, устроенное в противостояние с «Селтикс».
То, как Расселл и его «кельты» начали уважать и почитать Уэста по ходу его карьеры является наиболее красноречивой характеристикой Джерри. Во время финальной серии-1969 Лэрри Сигфрид беседовал с репортером Фрэнком Дэфордом о том, как «кельтам» повезло, что Джерри потянул подколенное сухожилие в конце пятого матча серии (за пять матчей которой Уэст набрал в общем 197 очков), и сказал «Уэст – настоящий ас. Фанаты могут обсуждать других и возносить их на пьедестал, но он единственный, кто имеет значение. Нам довелось играть в одну эпоху, но если бы мы не были соперниками, то он был бы единственным игроком, кому я искренне желал бы получить чемпионство». После поражения «озерников» в седьмом матче той серии Джон Хавличек сказал Терри Плуто «Единственный, кому я сочувствовал на нашем пути в плэйофф – это Джерри Уэст. Он великий игрок, и он был просто сокрушен этим поражением. Когда мы уже уходили с паркета, я подошел к нему и сказал «Я восхищаюсь тобой и надеюсь, что ты когда-нибудь выиграешь титул, который ты заслуживаешь, как никто другой в истории игры». У него уже не оставалось душевных сил, чтобы ответить мне, он явно был сокрушен».
Что еще выделяется в карьере Уэста, так это полное отсутствие удачи. Что произошло бы, если бы Селви попал тот бросок? Или если бы Элджин не получал столько травм? Или если бы «Лейкерс» так неосмотрительно не отказались бы от Дона Нельсона, который сыграл такую важную роль для «Бостона» в Финале-1968 и -1969? Или если бы Уэст не потянул сухожилие в конце пятого матча финальной серии-1969, или если бы Уилт не вывел из себя тренера в последние пять минут седьмого матча того Финала? Или если бы Уилт и Элджин не получили травмы по ходу сезона 1969-70? Или если бы Уиллис не прохромал на паркет из подтрибунных помещений и не свел с ума фанатов в «Мэдисон Сквер Гарден»? Когда все обстоятельства наконец-то сложились в пользу Уэста в сезоне 1971-72 (69 побед, 33 победы подряд и первый титул), Джерри побил рекорд по количеству нейтральных фанатов баскетбола, искренне обрадовавшихся победе определенного игрока.
Даже карьеры Оскара и Джерри после ухода из баскетбола доказывают мою правоту. Никто не хотел иметь дело с Робертсоном, в то время как Уэст построил восемь чемпионских команд в две разные эпохи (имени Карима/Мэджика и Шака/Кобе). Джерри – единственный парень из первой двадцатки моей Пирамиды, который был действительно успешен после завершения игровой карьеры. Был ли его успех в качестве руководителя «Лейкерс» совпадением или он более проницательный человек, чем принято считать?
Напоследок я воспользуюсь изобретенным мною Тестом Жизненной Необходимости. Исходя из того, что вы теперь знаете об Оскаре и Джерри, кого бы из них вы выбрали в качестве своей главной звезды, если бы ваша жизнь зависела от получения трех титулов в период с 1960-й по 1974-й? Как можно не выбрать Уэста? Даже на пике карьеры Оскара, его партнеры боялись подвести его и ходили вокруг него на цыпочках. Им просто не удавалось найти с ним общий язык, несмотря на все старания. С другой стороны, у нас полно свидетельств и доказательств того, что Уэст делал свои команды лучше. Его партнеры хотели одержать победу ради него и он всегда находил с ними общий язык. Джерри Уэст просто лучше понимал Секрет, и именно поэтому он лучше Оскара Робертсона.
Ненамного, но лучше.
Спасибо.
Джерри - действительно один из величайших в истории игры.
Карри, пожалуй, главный современный технарь. Поглядите)
После прочтения, как бы это не было удивительно, реально понимаешь, почему Симмонс поставил Уэста выше "Биг О - трипл-дабл за сезон в среднем". Получается, что Уэст совмещал в себе качества, которыми впоследствии прославились Джордан и Стоктон - а это термоядерная смесь.
С другой стороны, не вполне понятно, зачем рассказывать о карьере the Logo именно путем сравнения его с Оскаром Робертсоном.
В любом случае, спасибо за перевод!