50 лучших игроков НБА XXI века. Рэй Аллен
14. Рэй Аллен (1996-н.в.)
Команды: «Милуоки», «Сиэтл», «Бостон», «Майами»
Количество участий в Матчах всех Звезд: 9 (2000(не учитывается), 2001, 2002, 2004-2009, 2011)
Статистика: 18.9 очка, 4,1 подбора, 3,4 передачи, 1,1 перехвата, 2,1 потери, 45%-40%-89%
Количество участий в плей-офф: 9 (1999, 2000 (не учитывается), 2001, 2005, 2008-2014)
Фото: Fotobank/Getty Images/Jesse D. Garrabrant/NBAE
Несмотря на то, что все игроки из нашего рейтинга являются в высшей степени людьми заслуженными, личное отношение авторов к каждому из них может быть совершенно разным. Мы старались сделать так, чтобы каждый материал был написан в позитивном ключе, хотя это не всегда было простой задачей (не будем скатываться на персоналии, иначе все маскировочные усилия пропадут напрасно). Однако очень легко и приятно писать панегирики про тех баскетболистов, которые тебе по-настоящему нравятся и во многом стали одной из причин зарождения любви к баскетболу. Для меня одним из таких игроков всегда был Рэй Аллен – по значению, которое было оказано на меня как на баскетбольного болельщика, в один ряд с ним я могу поставить всего трех-четырех человек, причем не всем им уготовано место в нашем рейтинге (все из-за происков врагов и интервентов). Если бы я не был связан доводами разума, то подобрал бы для него гораздо более высокую позицию, но, к счастью (а, может, и к сожалению), рациональное начало во мне живет и процветает, не давая эмоциям и личным предпочтением принимать сколько-нибудь серьезные решения. Рэя Аллена объективно трудно поместить выше любого из тех игроков, которые в итоге расположились с первого по тринадцатое место, но его величие от этого ничуть не меркнет. Рекордсмен НБА по количеству трехочковых бросков за карьеру, двукратный чемпион НБА, автор одного из самых важных бросков в истории баскетбола и обладатель уникального по технике джамп-шота… Впрочем, для того, чтобы признать легендарный статус Рэя Аллена, доказательств никаких и не требуется. Все и так все понимают.
С другой стороны, несмотря на все свои физические и метафизические регалии, Рэй-Рэй никогда не рассматривался в качестве претендента на MVP регулярного сезона и никогда не был лучшим игроком на своей позиции. Я не собираюсь половину текста об Аллене посвящать его актерской карьере и рассуждениям о том самом фильме Спайка Ли, но все-таки от периодических мысленных перемещений в мир кинематографа никуда не деться. Хотя бы по той причине, что Рэй Аллен – это Шон Коннери НБА. Ну, серьезно, смотрите сами. У них обоих в молодости были как глобальные успехи (сага о Джеймсе Бонде и плей-офф 2001 года), так и локальные (хичкоковский фильм «Марни» и регулярный сезон 2006/2007), но они всегда находились в тени своих более успешных и звездных конкурентов (Грегори Пек, Пол Ньюман, Питер О’Тул / Кобе Брайант, Аллен Айверсон, Винс Картер). Основная же слава к ним пришла уже в зрелом и преклонном возрасте, когда они начали добиваться более осязаемого успеха («Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана в «Неприкасаемых» / два чемпионских титула НБА), пусть даже им для этого пришлось поменять свои амплуа и начать играть второстепенные роли, став более узкими специалистами. Шон Коннери останется в памяти большинства из нас не молодым красавцем, а старым великим воином, передающим свои знания молодым коллегам, как в «Горце», «Скале» или в своем последнем фильме «Лига выдающихся джентльменов» (хотя женщины утверждают, что в тех фильмах даже с почтенной сединой он был куда сексуальнее Кристофера Ламберта и Николаса Кейджа). Рэй Аллен когда-то участвовал в конкурсе бросков сверху и не один год являлся главным атакующим оружием своих команд, но в истории он останется как человек со стальными нервами, величайший снайпер, когда-либо выходивший на паркет в матчах НБА, сыгравший одну из ключевых ролей в чемпионствах «Бостона» и «Майами». В этом нет ничего плохого, потому что у каждого свое наследие. Он мог достичь высшего уровня величия в случае победы над «Филадельфией» в 2001 году и сделать так, чтобы «Милуоки» того времени осталось не просто очень хорошей командой, а потенциально великой, но батарейки другого Аллена были заряжены энергией космического масштаба. Забавно, что после седьмой игры «Филадельфии» и «Милуоки», главный тренер «76-х» Ларри Браун, принимая поздравления Сэма Кэсселла, сказал: «Сэм, спасибо за теплые слова, но у вас было бы куда больше шансов обыграть «Лейкерс» в финале». При этом мало кто помнит, с кем там играла «Филадельфия» до выхода в финал – в памяти людей тот год остался как год Айверсона, что еще раз подтверждает рабочую гипотезу о том, что это были не те обстоятельства и не то время, когда Рэй-Рэй должен был ковать свою славу. Он не из тех великих воинов, которые несутся вперед с палицей наперевес, сминая все на своем пути – ему куда комфортнее стоять поодаль, с луком и смертоносными стрелами.
И все-таки трудно совсем забыть о том, что было с Рэем Алленом до перехода в «Бостон» и до отказа от лидерских перспектив. Уже в «Милуоки» и «Сиэтле» он больше всего на свете любил трехочковые броски без сопротивления, но этим его функции не ограничивались. По большому счету, для того, чтобы понять, кем же был Рэй Аллен до революции до 2007 года, необязательно ехать в Милуоки и Сиэтл, останавливая прохожих и заставляя их предаваться воспоминаниям. Все, что вам нужно – это сесть за стол, открыть ноутбук и включить четвертый матч серии первого раунда против «Сакраменто» 2005 года. Тогда случилось главное чудо «Иисуса», в рамках которого мы увидели 45 очков, 6 передач, 4 подбора, 4 перехвата, 2 блок-шота, 17-28 бросков с игры, 6-14 трехочковых. Там было все – игра спиной к кольцу, проходы с обеих сторон, пик-н-роллы, броски после дриблинга, левые и правые полукрюки. Это был единственный раз, когда Аллен сумел выйти в плей-офф в составе «Сиэтла», но тот розыгрыш мог стать для них действительно особенным. Пройдя «Сакраменто», во втором раунде они почти на равных сражались с будущими чемпионами из «Сан-Антонио» и были в шаге от того, чтобы довести серию до решающего седьмого матча, но сам Рэй-Рэй промахнулся из-за дуги за полсекунды до конца шестой игры. К сожалению, это был последний бросок в плей-офф в истории «Суперсоникс». Впрочем, Рэя Аллена будут помнить за другие моменты – он не относится к тому типу игроков, для которых культовыми стали великие промахи, а не великие попадания. Количество решающих трехочковых, вошедших в историю под его авторство, совершенно беспрецедентно. «Because when my shot is on, it’s on» (с).
При всем кажущемся божественном происхождении «радуги-дуги» (с), по которой мяч летит в кольцо из рук Аллена, трудно найти более прозаичное занятие, чем бросок по кольцу. Талантливый, да даже гениальный баскетболист, не придающий должного значения тренировкам, никогда не смог бы стать лидером всех времен по количеству реализованных дальних бросков. Это мог быть только такой исключительный педант, как Рэй Аллен. По любви к тренировкам с ним можно сравнить разве что Кобе, но страсть Брайанта к постоянному саморазвитию продиктована в первую очередь его непомерным эго и желанием всегда и во всем быть первым. Аллен же тренируется как проклятый по той простой причине, что иначе он не может, не мыслит своего существования. Он всегда и во всем любит порядок, и по воспоминаниям его бывшего тренера Нэйта Макмиллана, является человеком привычки, подобно лирическому герою песни Игоря Ивановича Сукачева.
Аллен любит проводить предматчевую бросковую тренировку одним и тем же образом, он всегда хотел одно и то же место на автомобильной парковке, одно и то же кресло в самолете. Это тяга к привычкам и традициям живет в Аллене как минимум со времен старшей школы, а на самом деле зародилась значительно раньше, под влиянием отца-милитариста, служившего в ВВС США. Уже в юности Рэй-Рэй никогда не начинал любую тренировку или разминку без традиционных пяти лэй-апов с правой и левой руки. Сейчас он всегда ест одну и ту же еду (курицу с рисом), совершает одно и то же количество бросков с одних и тех же позиций, да что там – он даже никогда не изменяет количеству выполняемых упражнений на пресс. Когда он играл в «Сиэтле», то во время отпуска трижды в неделю ездил по тридцать миль (обязательно тридцать) по горам на велосипеде, а еще два дня бегал, чтобы оставаться в форме. Баскетбольная карьера является для него каждодневной рутиной, к которой он привык настолько, что, судя по всему, она уже прочно заняла место его самосознания. «Каждый новый день во время сезона похож на День Сурка – ты делаешь одни и те же упражнения снова и снова, снова и снова, вне зависимости от того, где ты находишься и какое у тебя настроение», – это фраза самого Рэя. Он настолько безумен в своем желании повторять одни и те же движения на протяжении всей своей многолетней карьеры, что если бы он родился на полторы сотни лет раньше, его легко можно было бы представить в образе главного героя одного из лучших рассказов А.С. Пушкина: «Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета. Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные. Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил. Искусство, до коего достиг он, было неимоверно, и если б он вызвался пулей сбить грушу с фуражки кого б то ни было, никто б в нашем полку не усумнился подставить ему своей головы».
Внимание, вопрос: был ли в истории НБА хотя бы один игрок, у которого было бы больше шансов забросить тот самый бросок, чем у Рэя Аллена?
Сейчас Рэю Аллену 39 лет, и он является самым желанным из оставшихся свободных агентов для лучших команд НБА. Все ждут его решения – закончит ли он карьеру или же решит остаться еще на сезон для того, чтобы попробовать завоевать третий чемпионский титул. Невозможно предугадать, какой именно вариант выберет Аллен, но в трех вещах можно быть уверенным на сто процентов:
1) это будет правильное решение, которое он примет с привычной холодной расчетливостью, наплевав на общественное мнение;
2) он будет в идеальной физической форме;
3) если судьбу матча/серии/сезона будет определять один бросок, мяч будет именно в его руках.
В какой команде вы бы хотели видеть Рэя Аллена в сезоне-14/15?
"Это тот, который последний гол забил в матче, когда ты кричал?"(с). Вот так.
Был. Даже двое. Бёрд и Керр. Ну и вне зависимости от шансов обязательно попал бы собака-бешеная-ненавижу-даже-писать-его-имя Роберт Орри.
Да, оба МВП, но между ними есть главное различие. Рэй Аллен чемпион. Он не цеплял свою гайку, как Пежа в 2011, он ее заработал. Сам.
Будучи игроком уровня олл-стар, после своего лучшего сезона 06/07, он стал чемпионом. Да, он был третьей звездой, но он был звездой. Он чемпион и он звезда. Комбинация недоступная КД и Ответу, вот и все.
Уберите Аллена в 2008. Бостон не стал бы чемпионом. Уберите Аллена в 2010. Бостона в финале вы бы не обнаружили. Уберите Аллена в 2013. Упс, Тим Данкан шестикратный (закадровое "NOOOOOOOOO" от Коби). Мы говорим о баскетболисте, который был звездой в чемпионской команде и забросил решающий и один из самых запоминающихся бросков 21 века в финале.
Как по мне, это кощунство ставить Дюранта и Ответа выше лишь из-за МВП.
Рэй великий баскетболист, но после лета 2012 мое отношение к нему навсегда подпортилось. Кстати, о 2012. Будь Аллен в форме, мы могли не увидеть чемпионства Майами. Аллен был не в форме и после травмы, Бостон не додавил и не сдюжил.
Рэй Аллен велик.
Ведь если подумать, он провел 6 очень сильных сезонов в тех же Лейкерс, да и в Майами и Клипперс был неплох. Зато есть антуан джеймисон ну или раджон рондо.
Чеееерт, что за дела?(
Я например не видел тот самый бросок Джордана в серии против Юты в живую, и не испытовал эмоций когда сморел это все в записи) На моей памяти останется бросок Рэй-Рэя, который я считаю лучшим из тех бросков что видел)
Именно в том 3очковом весь Аллен) Когда все нервничают, тресутся, Рэй просто попадает в кольцо)